Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XX. Греки и римляне оставили после себя богатые памятники литературы и искусства






НЕБОЖИТЕЛИ ДРЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМА

Греки и римляне оставили после себя богатые памятники литературы и искусства. Множество документов рассказывает нам об их верованиях, об их богах и богинях, об их религиозных обычаях и обрядах. А стенная живопись времен седой старины, сохранившаяся в домах и храмах, мраморные, бронзовые и другие изваяния дают картину еще более богатую, и по всем этим памятникам можно восстановить небо древней Греции и древнего Рима, каким оно представлялось тысячи лет назад.

141

 

1. Родословная богов

Древние греки верили, что из вечного, безграничного первоначального темного хаоса возникли первые боги и богини, а также весь мир. Из хаоса возникла Земля — Гея. Из хаоса же возник, в глубокой тьме, мрачный тартар. Гея-Земля родила Небо-Урана, Земля породила и горы и море. Земля-Гея рождала все это без помощи отца. Но Уран-Небо, сын Земли-Геи, в то же время стал ее мужем. От этого брака родилось несколько сыновей — первобытных титанов. Сын Геи и Урана — Океан и богиня Тетида родили все реки и морских богинь — океанид. Солнце-Гелиос родилось от брака Гипериона и Тейи, от этого же брака родились Эос-Аврора — Заря, звезды и ветры. И много еще богов, богинь и великанов родили Уран и Гея (Небо и Земля) — эта первая супружеская пара.

Но Уран возненавидел своих детей и заключил их в недра земли, не позволил им выходить на свет. Тогда Гея выковала острый серп, позвала детей и стала их уговаривать восстать против отца, против Урана. Никто не осмелился восстать. Один только бог Кронос (Сатурн)* восстал против Урана, оскопил его и отнял у него власть. Из крови Урана возникли змееногие великаны и богини мщения — эринии (фурии), а также божестка смерти, раздора, обмана, уничтожения, сна (Гипнос), возмездия (Немезида и др.).

Свергнув отца, Кронос боялся мести. Поэтому он боялся даже детей своих и съедал их каждый раз, когда его жена — богини Рея [дочь Урана и Геи] рождала их и приносила ему. Тяк проглотил он Гестию (Весту), богиню жертвенного огня и домашнего очага, покровительницу государств и городов, затем Деметру (Цереру), Геру (Юнону), Гадеса (Плутона) и Посейдона (Нептуна).

Когда Рея зачала бога Зевса, то по совету родителей спряталась в пещере на острове Крите. Там у нее родился сын, ставший потом отцом богов, — Зевс. Чтобы спасти сына, Рея завернула в пеленки камень и преподнесла эту каменную кук-

* Здесь л далее в скобках указываются римские имена соответствующих божеств. — Ред.

142

 

лу своему прожорливому супругу; тот проглотил этот камень, и, таким образом, Зевс остался жить.

Когда Зевс возмужал, он отправился к своему отцу и заставил его извергнуть проглоченных им детей. Затем началась борьба между ними и отцом. Они заняли позицию на горе Олимп. Против них Кронос двинул титанов. Зевс призвал на помощь одноглазых киклопов-великанов; те выковали ему громы и молнии, которыми этот бог пытался убить титанов. Десять лет бился Зевс с титанами, но все без успеха. Тогда он позвал на помощь сторуких, пятидесятиголовых великанов, которые стали бросать целыми скалами в титанов, когда те подступили к Олимпу. Земля стонала и колебалась до самого тартара, огонь охватил землю, кипели моря. Титаны были побеждены, связаны и брошены в тартар, где их сторожили сторукие великаны.

Земля-Гея вступилась за своих обиженных детей — титанов. Она от

 

143

 

 

брака с Тартаром родила Тифона — стоголовое чудовище. И опять закипела борьба. Страшным воем лаяли, выли, ревели, рычали, кричали эти сто драконовых голов чудовища Тифона, весь он окружен был пламенем, и земля под ним содрогалась. Испугались боги на Олимпе, Зевс начал борьбу, засыпал Тифона огненными стрелами своих молний, оглушил его громом и сжег в пепел все сто голов чудовища, затем он бросил его в тартар.

После этого наступили мир и благодать в сонмище богов на Олимпе. Старшим над всеми ими сделался отец богов и людей — Зевс; над морем стал властвовать Посейдон; над подземным царством, над мертвыми — Гадес; землю же боги оставили в общем своем пользовании.

2. Жизнь богов на небе

Как же греки представляли себе жизнь своих богов? По их понятиям, боги жили так же, как люди: радовались, печалились, ели, пили, женились, ссорились, даже дрались, обманывали друг друга; жизнь их богов была отражением жизни людей на земле. Только боги, по их понятиям, были мудрее, сильнее

144

 

и пользовались бессмертием. Главные боги, по представлениям греков, обычно жили в роскошных чертогах на горе Олимп, где не бывает зимы или ненастья, где всегда лето.

Главное занятие богов — пиры. Пьют они особый напиток - - нектар, едят амброзию. Эту пищу и питье им приносят голуби с крайнего Запада. От этой пищи и напитка боги сохраняют постоянную бодрость и бессмертие.

Пируют боги в золотых чертогах. (Так как ничего дороже и лучше золота люди не знали, то и богам своим они делают золотые чертоги) Эти чертоги построил сын Зевса Гефест (Вулкан). Живут там по-семейному. Владыка Зевс сидит там, и, когда главная жена его Гера входит, все боги встают и кланяются. Сидит она, как и Зевс, на золотом троне. У ног их вестники: богиня радуги Ирида, богиня мираЭиренаи богиня победы Ника (Виктория). Во время пира хариты (грации) и музы поют, играют и танцуют. Там же боги решают и дела. Вы видите, как во всех этих сказаниях перенесены на небо условия жизни какого-нибудь богатого греческого властителя. Картина жизни небесных царей создана людьми по образу жизни царей земных.

Зевс сидит на своем троне и судит людей. У него имеются: богиня правосудия Фемида, богиня справедливости Дика и богиня судьбы Тиха (Фортуна).

У богов и богинь бывают свои семейные радости и горе, они заняты судьбой людей, вмешиваются в их жизнь, сходят на землю, даже женятся и выходят замуж на земле. Но время от

 

 

 

Верховное божество Зевс (Юпитер) и его жеча и сестра Ге^а (Юнона)

времени они занимаются и общественными делами: подстрекают к войнам, участвуют в них, причем одни боги становятся на одну сторону, другие — на другую. Рассказы об этом мы найдем в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в «Энеиде» Вергилия, в «Метаморфозах» Овидия и др.

У Зевса, по греческим мифам, много жен: Гера, Латона, Майя, Деметра, Артемида, Семела, Фемида, Европа, Мнемозина; от них у него много сыновей и дочерей. Афина же (Минерва) родилась из головы Зевса. Случилось это так. Зевс узнал, что у одной из богинь, богини разума Метис, должны родиться двое необыкновенных детей. Богини судьбы — мойры предсказали, что один из них свергнет Зевса с престола. Зевс испугался. Он ласковыми речами усыпил Метис и проглотил ее. Через короткое время забеременел Зевс, но не чревом, а головой; болит невыносимо и пухнет голова Зевса. Позвал он своего сына Гефеста и велел разрубить ему голову. Тот топором раскроил череп отца, и оттуда вышла богиня Афина в полном военном вооружении — в шлеме, с копьями и щитом.

146

Главной женой Зевса считалась богиня Гера, которая из древности жестоко преследовала его любимиц и любимцев, и тому приходилось их всячески скрывать от нее. Так, когда Зевс полюбил Ио, дочь аргосского царя, ему пришлось превратить ее в белоснежую корову. Гера выпросила эту корову у Зевса и поставила сторожить ее никогда не засыпающего Аргуса. Зевс послал своего сына Гермеса убить Аргуса. Гермес сначала заговорил сторожа и усыпил его звуками свирели, потом отрубил ему голову и освободил Ио. Но Ио все еше оставалась коровой. Гера послала овода, и тот гнал ее по всему свету и жалил. Добрались они до самого Кавказа, где прикованный к скале Прометей направил, ее в Египет. Там, наконец, Зевс снова превратил ее в женщину, и она родила от него сына.

Нравы у греческих богов, по теперешним понятиям, были очень дикие. Однажды Гера родила сына Гефеста. Родился он слабым, хилым и к тому же хромым. Когда поднесли этого ребенка матери, она сбросила его с [Олимпа]. Мальчик упал в

 


Дионис (Вакх) — бог вина и виноделия, Α ι оллон (Феб) — бог солнца, света, поэзии, музыки и искусства

море. Морские богини подхватили его и воспитали в лазурном гроте. Затем Гефест сделался мастером-кузнецом и решил отомстить матери Гере. Выковал он золотое кресло и послал ей в подарок Гере очень понравилось кресло. Уселась она в него, а кресло-то ее и охвати путами — и не пускает. И сколько ни старались оторвать Геру от кресла боги вместе со всемогущим отцом Зевсом, не могли оторвать. Тогда они поняли, что надо позвать слесаря-мастера. Кликнули небесного вестника Гермеса и послали его к берегам океана, где проживал Гефест, за этим слесарем. А тот уперся, не идет. Тогда позвал Гермес Диониса, бога вина, и тот напоил Гефеста допьяна, пьяного его посадил на осла и вместе с ним отправился на Олимп. Ну, а когда увидал он мать, то забыл обиду и освободил ее. После этого он остался жить на Олимпе, но кузнечного мастерства не бросил: устроил себе кузницу, поставил там накосальню, горн, мех и т. д. Там и работает этот бог.

Есть у Зевса сын Аполлон, родила его Латона, которую из ревности Гера загнала на плавучий остров. Когда родился

148

 

Аполлон, все кругом зацвело, засияло, а богини поспешили напоить и накормить его небесной пищей. Был Аполлон прекрасным музыкантом и певцом. Первым делом постарался он отомстить дракону Пифону, который преследовал его мать. Как ни могуч был змей Пифон, Аполлон убил его своими стрелами.

Казалось бы, Аполлон сделал доброе дело. Но Зевс, его отец, отправил его за это убийство на восемь лет пасти стада царя Адмета. Аполлон прославился, будучи пастухом, не только среди богов и людей, но и среди зверей своей игрой на флейте: на его игру звери выходили из леса, олени шли рядом со львами и пантерами. По окончании срока Аполлон вернулся в Дельфы. В Дельфах и [на] Делосе у него были богатые храмы... В Дельфийском храме Аполлона оракулы-прорицатели за плату делали предсказания от имени этого бога.

Аполлон родился не один, а одновременно с сестрой Артемидой (Дианой). Артемида заботится о всех животных, любит охотиться, всегда при ней лук, стрелы и копье. Охотится она с целой сворой собак и нимф. А когда купается, смерть ждет того, кто захочет посмотреть на обнаженное тело богини. Раз юный Актеон увидал ее тело; за это она превратила его в рогатого оленя, и его разорвали собственные же собаки.

3. Боги на дне моря

Посмотрим теперь, что делают морские боги. Глубоко в море стоит дворец Посейдона, морского владыки. Вооружение его — острый трезубец. Море и волны ему послушны. Греческий народ дал своему морскому богу жену Амфитриту, дочь бородатого морского деда Нерея. Много их было, дочерейнереид, у этого деда. Бог Посейдон раз увидал, как пляшет в хороводе Амфитрита, и хотел украсть ее. (Значит, умыканием достать себе жену.) Амфитрита спряталась у великана Атласа, который на своих плечах держит небесный свод. Но дельфин открыл убежище Амфитриты и увез ее к Посейдону.

Сын Посейдона Тритон занимается тем, что играет на морских раковинах, да так, что от шума бури разыгрываются. Иногда разъезжает Посейдон по морю на колеснице, запряжен-

149

ной конями. А рассердится, — начнет ударять трезубцем по морю, Тритон заревет в раковины — и пошли плясать волны. А то пойдет смотреть на хоровод нереид, 50 дочерей Нерея. Нерей и посоветовать может, он все наперед знает. А если Нерей не посоветует, то посоветует другой морской старец, Протей, который умеет быть оборотнем, превращаться в различных животных. Чтобы его заставить сказать будущее, надо только захватить врасплох, поймать, тогда расскажет. А то еще бог Главк, гот тоже знает наперед все и может дать мудрый совет моряку или рыболову.

 

4. Тартар

А что же «под землей», куда бог Зевс послал царствовать своего брата Гадеса (Плутона)? Оттуда никто не возвращался и, стало быть, не мог рассказать, что же делается там, под землей. Но если люди смогли населить своим воображением и гору Олимп, и небо, и пучины морские богами и богинями, то так же нетрудно было сделать это и для «подземного царства». Как же греки представляли себе это подземное царство?

Глубоко под землей в чертоге (на то он и царь) пребывает бог Гадес с женой Персефоной (Прозерпиной). (Все боги — женатые.) Вокруг него, как полагается в аду, богини мщения—эринии. В руках у них бичи, скорпионы и змеи. День и ночь преследуют они преступника, и некуда ему скрыться от них. Суд устроен по форме. Имеются трое судей: Эак, Минос

150

 

и Радамант. К их услугам Танатос, с мечом в руке, в черном плаще и с черными крыльями, —бог смерти. Это он вырывает души умирающих. А рядом с ним духи смерти — керы, с кровавокрасными губами, выпивающие кровь из ран умирающих во время сражений.

Тут же живут и боги сновидений, радостных и кошмарных, а над всеми ними царит бог сна Гипнос, который неслышно носится над землей и наводит сон. В одной руке у него — головка мака, в другой—снотворный настой. Он даже богов усыпляет.

Темно там: никогда солнечный луч не проникнет в царство Плутона. Как же туда попадают? Через пропасти, бездны. Черные реки текут под землей; среди них —Стикс с ледяной мертвящей водой. Там же протекает наполненная пламенем река Пирифлегетонт и река Лета; погрузившись в нее, человек все забывает. Там по мрачным берегам и полям, где растут только цветы асфодела, носятся, жалуются, стонут души мертвых. Вот они у реки Ахеронт. Мрачный старый перевозчик Харон перевозит их на другую сторону в лодке за плату. Для уплаты ему греки клали в рот покойнику мелкую монету. Назад оттуда не попадешь. Хотели бы души людей вырваться, да не пускает их трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелятся живые ядовитые змеи. А кругом сторожат их еще тысячи других чудовищ. Вот Эмпуза с ослиными ногами, заманит ночью [ребенка] в укромный уголок, выпьет кровь и пожрет еще живое, трепещущее тело. Вот Ламия, пожирающая юношей. Вот трехголовая Геката, окруженная собаками.

Тайной окружена была смерть для древнего человека. Он верил в то, что и после смерти он будет жить: ведь являлись же ему во сне мертвые, ведь разговаривал же он с ними, ссорился, даже женился во сне на умерших. Значит, думал он, и

151

после смерти продолжается жизнь. Но как, где, после того как тело похоронено в могиле или сожжено и только пепел остался? И он создавал в своем напуганном воображении подземное царство, населяя его чудовищами. Жрецы, священники поддерживали эти представления, развивали их и извлекали из них доход, 5. Многобожие у греков и христиан

Здесь рассказано только о немногих богах Греции и Рима. За неверие в этих богов когда-то расправлялись так же, как впоследствии христианские цари и попы расправлялись за неверие в христианских богов...

Ученый, философ Протагор был изгнан из города Афин за то, что относился с недостаточным почтением к богам и богиням. Школа его была сожжена жрецами, а ученики его были убиты. Философ Анаксагор был присужден к смертной казни за утверждение, что солнце состоит из пылающей огненной массы, что оно не имеет души и что оно больше Южной Греции, а это задевало учение об Аполлоне, который, подобно Гелиосу, тоже считался солнцем. И только заступничество Перикла—вождя афинской демократии—привело к замене смертной казни вечным изгнанием.

Иной христианин, в простоте, подумает: вот ведь какие были язычники, благодарю тебя, боже, что ты не сотворил меня таким, как эти грешники. Те имели десятки богов и богинь и каждому молились, как богу, заведующему отдельной отраслью земного хозяйства, спецу по той или иной части. Но современный христианин не замечает, что он со своей верой недалеко ушел от древних «язычников».

«Что значат древние (реки со своей кучкой богов по сравнению хотя бы с католиками, с их триединым богом, матерью божиеи, бесчисленными святыми, из которых каждый имеет особое предназначение! У католиков, например, святой Антоний, аббат, является агентом по страхованию от огня (в Австрии эту должность исполняет святой Флориан); Антоний Па дуа некий страхует от бедствий, причиняемых водной стихиен; скятяя Впрплра — инспектор несчастных случаев и градо-

152

 

бития; святой Георгий помогает в войне; святой Блазий—специалист по горловым болезням; святой Люциан—окулист; святой Лазарь почитается как дельный акушер; святая Полония—зубной врач; святой Николай—патрон жаждущих выйти замуж молодых девиц (для перезрелых имеется особый святой); святой Роман—ангел-хранитель беременных и т. д.».

Это в католической церкви. А вот не угодно ли будет вам руководство для православных?

Еще недавно монахи и попы продавали листовки под названием: «Сказание, каким святым каковые благодати в исцелении и помощи от бога даны, и когда память их\».

Здесь перечислены «святые», т. е. второстепенные божки, которым верующие должны молиться на случай болезни. Здесь приводится перечень нескольких сот божков! Так, в этом листке рекомендуется молиться: «О прозрении ослепших очес»—пресвятой богородице казанской, «о исцелении болезни очныя»—св. мученику Мине Египтянину или, на выбор, Лаврентию архидиакону, мученику Лонгину Сотнику или, наконец, Иоанну Предтече. «О избавлении от мук умерших без покаяния»—Паисию Великому. Если болят зубы, оказывается, не к зубному врачу надо обра-

153

 

титься, а к св. мученику Антипе. «О изучении иконного писания» — св. апостолу Иоанну Богослову. Женщине-роженице попы советуют молиться «о освобождении от трудного рождения жен»—богородице феодоровской или великомученице Екатерине. «Аще возненавидит муж жену» — молиться св. мученикам Гурию, Самону и Авиву. До сих пор шли все дела личные, а теперь — хозяйственные: «о бездождии и ведре» — пророку Илии; семейные: «о избавлении младенца от родимца» — великомученику Никите, «о исцелении младенца от оспы» — мученику Конону Исаврийскому. Специальных святых имела церковь по пожарным делам. Оказывается, что главными пожарниками служат у нее богородица «Неопалимая Купина» и

Никита Новгородский. В поповском списке есть и святой, которому нужно молиться «о исцелении от трясовичныя болезни». Спецов на это несколько: Марон, Фотина-самарянка или Василий Новый. «О исцелении от грыжной болезни»—молиться великомученику Артемию. «О разрешении неплодства и бесчадия»—преподобному Роману-чудотворцу или преподобному Ипатию. Мы перечислили далеко не весь список «святых» спецов по разным делам—семейным, любовным, врачебным, хозяйственным и т. п. Число этих богов в христианстве огромно.

Можно ли после этого говорить о единобожии у христиан^ Конечно, нет. Ни одна религия не была в прошлом и не является ныне религией единобожия. Во всех религиях существует вера во многих богов—главных и второстепенных, добрых и злых. При этом часто не главные боги находятся у верующих в почете, а именно боги второстепенные. Например, в деревне мало кто почитает главного бога — бога-отца. Для

154

 

него церковь не отвела ни одного праздника. А вот так называемых «святых» почитают и поклоняются им и праздники в их честь установили. Христианин, мусульманин, иудей в своих религиозных представлениях недалеко ушли от древних людей с их верой в огромную массу богов и богинь.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал