Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XXII. Представления о «страшном суде» небесном, перед которым предстанет каждый человек, в той или иной форме существуют в разных религиях






«СУДНЫЙ ДЕНЬ»* (иом-кипур)

Представления о «страшном суде» небесном, перед которым предстанет каждый человек, в той или иной форме существуют в разных религиях. Запугивание «страшным судом» царя небесного за непослушание и непокорность царям земным и эксплуататорам издавна является орудием духовного террора в руках проповедников самых различных религий. Тщательно разработаны представления о «страшном суде» в иудаизме.

* Глава написана целиком М. Шейнманом. — Ем. Я.

Для настоящего издания статья автором переработана. — Ред.

165

 

Каждую осень верующие евреи справляют «судный день» (иом-кипур), когда будто бы и совершается «божий суд».

«Судный день»—один из наиболее почитаемых иудеями религиозных праздников. Этот день верующие евреи проводят в синагоге, вымаливая у бога счастье на будущий год. И так как этот праздник и связанные с ним поверья имеют еще влияние на верующих, важно рассеять мрак и таинственность «страшного дня».

Предписание о «судном дне» мы встречаем в библии, в книге Левит (XVI 29—30), в форме приказа бога Моисею: «В седьмый месяц, в десятый (день) месяца смиряйте души ваши (другой перевод: изнуряйтесь, воздерживайтесь от всякой гжщи) и никакого дела не делайте», «ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты перед лицем господним». «И да будет сие для вас вечным постановлением», предписывается в библии верующим. Не будучи уверенным в том, что приказ этот будет выполнен, библейский бог Ягве добавляет: «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Левит XXIII 29). Известно, что запугивание истреблением и другими страшными карами характерно для всякой религии.

В иудаизме «судный день» связан с праздником Нового года (Рош гашана), который справлялся верующими евреями на десять дней раньше иом-кипура (в начале сентября). «В новолетие.—учит иудейская религия, —все жители мира проходят перед ним (богом), как овцы», «суд над всеми происходит в новолетие, а приговор подписывается (прикладывается печать) в судный день».

Оттого-то оба эти праздника (Новый год и «судный день») так почитаются верующими: в эти дни, по их представлению, решается судьба всех людей.

Оба праздника связаны с выполнением различных обрядов и с длительными церковными богослужениями. В библейской книге Левит (XVI) бог точно указывает, каких он хочет жертв, как ему курить фимиам, как надо хвалить его. Он очень подробно указывает, в какие одежды должен быть одет первосвященник, как он должен себя вести.

Совершавшееся в прошлом в иудаизме, как и в других ре-

166

 

лигиях древнего мира, жертвоприношение представляло собой театрализованное зрелище, обставленное с особой пышностью, которое должно было воздействовать на воображение верующих, а также внушить им веру в особое положение жрецов как богом избранных людей, ибо священник «помазан и... посвящен, чтобы священнодействовать» (Левит XVI 32).

В «судный день» первосвященник должен был пять раз совершать полное омовение, десять раз мыть руки и ноги, несколько раз менять облачение.

Перед праздником он тщательно подготовлял себе заместителя на случай, если с ним во время службы что-нибудь произойдет, ибо опасность велика! Сам бог об этом предупреждал: «И сказал господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку (очистилище), что на ковчеге (откровения), дабы ему не умереть; ибо над крышкою я буду являться в облаке» (Левит XVI 2). В каком виде явится бог «в облаке», почему именно «над крышкою»? И неужели «всесильный» бог не может за себя отвечать и должен предупреждать через Моисея, что он может не сдержаться и убить Аарона? Все это, очевидно, рассчитано было составителями этих сказок на запугивание верующих, чтобы внушить им страх перед богом.

Аппетит у библейского бога, точнее—у жрецов, которые от его имени говорят, достаточно велик. Вот чего они требуют: «И приносите всесожжение господу в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас» (Числ XXIX 8). Затем идет перечисление других жертв, которые должно приносить в «судный день» богу: тут и пшеничная мука, и масло, и др.

Само собой разумеется, жертвы, которые приносили Ягве, шли в значительной мере в пользу жрецов. Библия, особенно книги Левит и Числ, неустанно повторяет, что жрецам принадлежит определенная часть приношений и что разрешается всему «мужскому полу священнического рода» поедать полученные жертвы «на святом месте» (Левит VII 6), т. е. подальше от глаз жертвователей.

Основной момент в храмовом богослужении «судного дня» составлял «обряд очищения». Во время совершения это-

 

го обряда в храм приводили двух козлов, одинаковых по внешности, росту и в одно и то же время взятых из стада. Перед ними становился первосвященник, опускал руку в деревянный ящик и вынимал две записки, на одной из которых было написано: «для бога», на другой — «для Азазела».

Козел, которому выпадала записка «для бога», приносился в храме в жертву «за грехи». С тем же, который предназначался «для Азазела», поступали таким образом: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает

над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Левит XVI 21).

Таким образом, грехи представляли себе чем-то материальным, считали, что их можно передавать, переносить, «нагружать» на других. Грехами в «судный день» «нагружали» козла и отправляли в пустыню. Его сталкивали с высокой скалы, и он разбивался.

(От этого обряда переложения на козла людских грехов произошло выражение «козел отпущения».)

Представление о грехе, как о чем-то таком, что можно перекладывать на другого, на животное, «снять» с грешника, характерно не только для иудейской религии, оно существует в ряде других религий, в частности христианской. Католическая церковь в средние века в Европе детально разработала «учение» о грехах. Людям внушали, что папа и епископы имеют власть прощать верующим все их грехи, и бывшие и будущие, для этого нужно только одно—заплатить церкви определенную сумму денег. И церковь торговала специальными

168

 

«листками отпущения грехов» — индульгенциями, превратив это в источник доходов и орудия обмана.

Кому приносился древними евреями в «судный день» «козел отпущения» в жертву и кто такой Азазел? Азазел, в религиозных представлениях древних евреев, —злой дух, царь демонов. Некоторые исследователи полагают, что Азазел почитался как дух пустыни. Наравне с богом ему приносили такую же жертву, как и богу. Согласно талмуду козел предназначался Азазелу в подарок, чтобы он не препятствовал прощению грехов в «судный день». Почитание демона Азазела относится еще к тому времени, когда евреи-кочевники приносили умилостивительные жертвы козлообразному духу пустыни. Самое имя Азазел (правильнее — Азаел) означает «козел-бог».

Итак, в «судный день» приносили главе демонов такую же жертву, как и богу. Уже это одно свидетельствует о существовании у древних евреев, как и у других народов древнего мира, многобожия и опровергает сказки иудейских и христианских церковников о монотеизме (единобожии) у древних евреев. Некогда демоны, дьяволы, черти считались богами, и верующие евреи почитали некоторых из них не меньше, чем бога Ягве. Точно так же и в христианстве верующий человек боится черта не меньше, чем бога, опасается «козИей дьявола», считая его всесильным, и значительная часть христианского богослужения рассчитана на то, чтобы отогнать и запугать черта.

Позднее, в классовом обществе, обрядность «дня очищения» (иом-кипур) получила новое содержание. Вместо козла, которого в древности приносили в жертву богу, в настоящее время верующие в канун праздника режут, как искупление, за мужчину — петуха, за женщину — курицу. Чему в старину служил козел, предназначенный для Азазела, в настоящее время служит петух или курица, которые «принимают на себя грехи людей» и приносятся в жертву вместо людей. Только современные грешники свою жертву отдают не богу, а сами поедают.

Иом-кипур превращается в «день всепрощения», когда полагается «смирить свои души», чтобы вымолить себе прощение грехов. Идея смирения и покаяния, покорности «предна-

169

 

чертаниям» божьим, примирения с классовым гнетом—вот что составляет классовую сущность «судного дня». Прежде всего это—день поста, изнурения и молитв.

Перед началом вечерней молитвы накануне иом-кипура в синагоге взрослые мужчины подвергаются обряду бичевания: опускаются на колени, и синагогальный служка отсчитывает каждому по 38 ударов ремнем по спине (слегка, конечно). Это, учат раввины, выражение смирения и покорности перед грозным божеством. Этими и подобными обрядами иудаизм, подобно другим религиям, приучал и приучает трудящихся к покорности эксплуататорам.

Вся внешняя, обрядовая сторона праздника «судный день» обставлена таким образом, чтобы вызвать у человека суеверный страх, показать человеку, что он—ничто. Там, гдето на небе, решается его судьба, а он может только просить и молиться, вымаливать у грозного бога пощаду. Религия воспитывает в человеке чувство боязни перед страшным богом и его слугами на земле. В праздник иом-кипур верующие весь день постятся и молятся, произносят молитвы на непонятном для них языке (древнееврейском, арамейском и других наречиях).

Что в это время, по учению иудаизма, делается на небе? И здесь человеческая фантазия дальше того, что человек видел на земле, не пошла. Картина небесного суда во всех религиях—точная копия суда земного. Вот что раввины внушают верующим: подобно пастуху, который проверяет свое стадо, так и бог сосчитывает и учитывает все живое и определяет судьбу всем творениям. «В новый год записывается и в день прощения подписывается (прикладывается печать): сколько уйдет с земли и сколько родится; кто будет жить и кто умрет; кто своей смертью и кто не своей; кто умрет от воды и кто от огня; кто от меча и кто от зверя; кто от голода и кто от жажды; кто от бури (землетрясения) и кто от эпидемии; кто будет удавлен и кого забросают каменьями; кто отдохнет и кто будет скитаться; кто успокоится и кто будет отвержен; кто будет освобожден и кто будет заключен; кто обеднеет и кто разбогатеет; кто опустится и кто возвысится». Так учит иудаизм.

Здесь, в этой молитве, перечислены всевозможные наказания, всевозможные виды смерти, которыми бог в «судный

170

день» угрожает людям: не хватает еще пыток, но и они имеются в арсенале религии.

Избавиться от всех этих страшных наказаний, по учению раввинов, можно только молитвой, покаянием, постом и деньгами.

Религия приучает верующих думать, что они находятся в руках божьих «подобно глине в руках горшечника», подобно «камню в руках каменщика, подобно стеклу в руках стекольщика», подобно материалу в руках мастера, который делает с ними, что хочет. Так религия приучает человека к пассивности, приучает трудящихся отказываться от активной борьбы за лучшую жизнь.

По учению раввинов, накануне праздника открываются «врата неба» и молитвы могут свободно пройти к богу.

В то время как все это происходит на земле, на небе бог судит все живущее. По учению иудейской религии, бог восседает на троне. Он сам—и судья, и обвинитель, и свидетель; сам записывает, подписывает, считает и вспоминает. Верующие представляют себе бога по образу деспота-царя, творящего суд и расправу над своими подданными.

Пророк Даниил представляет бога в виде старца: «Одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы его—как чистая волна; престол его—как пламя огня, колеса его— пылающий огонь» (Даниил VII 9).

Пророк Иезекииль уверяет, что видел (!?) бога таким: «И увидел я, и вот подобие (мужа), как бы огненное, и от чресл его и ниже—огонь, и от чресл его и выше—как бы сияние, как бы свет пламени» (Иезекииль VIII 2). Пойми, кто хочет, что видел Иезекииль!

Бог библии, которого почитают иудеи наравне с христианским, —«царь над царями царей». Такому могущественному «подобию мужа» не подобает быть без свиты, слуг и прислужников. Кругом него ангелы, архангелы, херувимы: шестикрылые, двукрылые, и с 257 крыльями священные позвоночные, чином выше и пониже. Все они боятся одного взгляда царя своего. Священные крылатые позвоночные поют ему славу: «тысячи тысяч служили ему» (Даниил VII 10).

171

 

«И животные, которые с четырех сторон его, со своими двумястами пятьюдесятью крыльями покрывают свои лица, чтобы не видеть святого духа. Они боятся духа, который на троне».

Такова картина небесной канцелярии в день «страшного суда», по учению раввинов.

Картина суда будет неполной, если не упомянуть еще об одной «персоне», без которой на небе, как и на земле, ни одна религия не может обойтись, —это сатана.

И он тут как тут. Он пытается наклеветать богу на сынов изранлевых, чтобы он, бог, не прощал грехов. Есть и защитники — это ангелы и архангелы.

Богу приносят памятную книгу. В ней рукой бога записаны грехи каждого человека, записаны рукой самого «грешника». (Ночью, во время сна, запугивают раввины, душа улетает на небо, и там в книге записывает грехи, совершенные человеком в продолжение дня.) Какой величины должна быть книга, если каждый человек имеет в ней свой текущий счет грехов, а на земле людей—более двух миллиардов?

«И книга сама открывается и сама из себя читает». И подсчитываются грехи и добрые дела, все взвешивается— точно и аккуратно. От бога милости ждать не приходится: ведь он заранее предупреждает, что никакие оговорки не будут приняты во внимание.

Суд кончается гаким порядком: бог выносит приговоры, подписывает и прикладывает печать.

Такую устрашающую картину рисует перед верующими иудейская религия.

Вера в «страшный суд» существовала у народов Передней Азии и Египта еще задолго до того, как она возникла у евреев. В дошедших до нас древних египетских записях— «Книге мертвых» приблизительно за полторы тысячи лет до нашего летосчисления рисуется такая же картина загробного суда, как в иудаизме. Согласно египетским записям душа после смерти предстает перед судом бога Осириса, который заседает вместе с 42 судьями. Сердце человека свидетельствует о всех делах, совершенных при жизни; дела эти—добрые и злые—взвешиваются на весах истины и справедливости, и

 

 

Сцена загробного.суда по верованиям древних египтян (один из прообразов «страшного суда» в иудейской и христианской религиях). Суд Осириса: справа Осирис на троне; слева шакалоголовый 6ο ι Анубис вводит умершего и взвешивает его сердце, писец богов ибисоголовый Тот записывает результаты взвешивания

в зависимости от того, какие из них перетянут, суд выносит приговор.

Если сравнить веру древних египтян в «судный день» с верой евреев, то увидим, что большой разницы между ними нет; у египтян эта вера существовала на много столетий раньше, чем у евреев.

Подобные же представления о небесном суде вошли и в христианство, а позже—в ислам. «В житии ев, Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского, написанном епископом Неапольским Леонтием, архангел Михаил вешает души умерших на весах, являясь, таким образом, совершенным преемником египетского бога мертвых Осириса. Архангел Михаил с весами воспроизводится многими памятниками искусства в сцене страшного суда...»

Представление о «судном дне» возникло как фантастическое отражение гнетущих общественных сил, как выражение бессилия трудящихся масс, задавленных в эксплуататорском обществе нищетой и бесправием.

Человек не мог создать себе богов в образе царей-деспотов в те времена, когда царей на земле не было. Вера в грозного бога-судью на «страшном суде» появилась тогда, когда на земле появились цари со своими судьями и судебными учреждениями, т. е. уже на сравнительно высокой ступени исторического развития.

173

Беззащитным представляет религия человека перед «царем неба»—богом. Страх перед богом—это страх перед грозными, непонятными силами природы, это чувство беспомощности перед силами общественными, обрекающими массы при эксплуататорском строе на голодное существование, болезни, страдания, заставляющими одних гнуть спину под непосильным ярмом, в то время как другие их беспощадно эксплуатируют.

Религия представляет человека существом бессильным, с которым бог делает все, что хочет («как материал в руках мастера»).

Служители церкви и проповедники сект внушают трудящимся, что бог определяет судьбы людей по своему усмотрению, поэтому люди не должны стремиться к переустройству жизни, а должны ждать милостей от небес. За ослушание же религия угрожает «страшным судом» и вечными муками.

Ни одна из современных религий не обходится без учения о «страшном суде», о рае и аде. В одних религиях суд переносится к концу жизни человека, в других—совершается также

 

 

 

и ежегодно. Мы привели в качестве примера представление о «страшном суде» в иудейской религии; раввины основательно поработали над тем, чтобы пострашнее нарисовать картину этого суда. Но разве христианские священники и мусульманские муллы не проповедуют верующим того же?

Активная пропаганда различными церквами идеи «страшного суда» и загробного воздаяния в прошлом находила отклик среди широких масс трудящихся, задавленных классовым гнетом, нищетой и эксплуатацией. Эта идея и сейчас находит отклик среди политически более отсталой части трудящихся, как правило, среди той части, которая не участвует активно и сознательно в освободительной борьбе рабочего класса. Понимая несправедливость эксплуататорского общества, но не зная путей борьбы с ним, или не решаясь на такую борьбу, или не участвуя активно в строительстве нового мира, эти люди переносили и нередко переносят свои надежды на лучшее, на торжество справедливости, в «загробный мир». Идеи эти играют роль опиума народа. В сектантских движениях прошлого, выражавших нередко в религиозной форме протест трудящихся против их положения, идея близкого «страшного суда» занимала большое место, В наше время, когда от власти капитала освободилась огромная часть человечества, строящая свою жизнь на основах социализма, когда развернулось широкое освободительное движение колониальных народов, а идеи марксизмаленинизма стали знаменем сотен миллионов людей во всех странах, религия теряет свои позиции.

Успехи строительства социализма в СССР и в других социалистических странах и освободительной борьбы трудящихся капиталистических и колониальных стран наглядно показывают миллионам людей, что не боги, созданные человеческой фантазией, распоряжаются судьбами людей, а народы сами творят историю. Вот почему меньше становится людей, которые верят сказкам о «страшном суде» и загробных карах, и все больше становится людей, которые активно и сознательно борются за новый, лучший мир на земле, за коммунизм.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал