Глава V. 1 Египетский иероглиф жизни по своей форме напоминает крест.
1 Египетский иероглиф жизни по своей форме напоминает крест.
2 В легендах о Будде рассказывается, что он «не родился так, как рождаются обыкно- венные люди; у него не было земного отца; по своему собственному желанию он со- шел с небесного своего престола во чрево матери; тотчас же по своем рождении он явил несомненные знамения своего высокого духа и своего будущего величия.
200
Земля и небо слились в одно при его рождении, дабы воздать ему хвалу, деревья добро- вольно склонились над его матерью, а ангелы и архангелы присутствовали тут же, принося свою помощь. Его мать была лучшей и непорочнейшей из женщин, отец его был царского рода, царь богатый и могучий» (Рис-Дэвид с. Буддизм, II. 1899, стр. 49). В легендах о непорочном зачатии Будды рассказывается, что мать его Майя во сне видела, как с небес сошел «слон, белый как снег и серебро», и во- шел в ее тело в виде пятицветного луча.
Легенды сообщают о многочисленных чудесах, совершившихся в этот момент на земле. (См. В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб. 1857;
В. Кожевников. Буддизм в сравнении с христианством, т. I и II. Петроград, 1916;
С. Егорова. История Индии до нашествия мусульман. Петроград, 1915; Э. Г а р- д и. Будда. Петроград, 1906; А. Древе. Миф о деве Марии. М., 1926: Р и с - Д э- в и д с. Буддизм; L. L a n g. Buddha und Buddhismus. Штутгарт, 1923, стр. 14—15;
Edward Thomas. The history of Buddhist thought. Лондон, 1953 и другие книги по истории буддизма.)
8 Конфуций (Кун-цзы)—древнекитайский мыслитель, политик и педагог (551— 479 гг. до н. э.). Его идеи в свое время имели прогрессивное значение. Впоследствии же его взгляды были использованы правящими классами в целях воспитания народа в духе покорности феодальным порядкам.
Вокруг личности Конфуция со временем сложились всевозможные легенды. Изложенная в тексте легенда о чудесном рождении Конфуция приведена в книге R. Dvorak. Confucius und seine Lehre. 1895, стр. 9—10.
Согласно легенде, другой древнекитайский философ, старший современник Конфуция — Лао-цзы, был зачат от падающей звезды. (См. сб. Беттани и Дуглас. Великие религии Востока, ч. II; Дуглас. Конфуцианство и таоизм. М., 1899, стр. 104.)
4 О легендах, связанных с рождением Заратуштры, о чудесах, которые произошли при этом, о быке, который получил дар речи, и т. д. см. в книге А. Джаксона «Жизнь Зороастра». СПб, 1903.
5 В древнем Риме было широко распространено многобожие: наряду с римскими бо- гами почитались многие боги восточных религий. В частности, императоры из дина- стии Северов (III век) были поклонниками сирийского бога солнца, Христа и дру- гих богов.
6 П. Л а ф а р г. Миф о непорочном яачатии (см. сб. «Религия и капитал». М., 1937, стр. 136—144).
Приводим основные положения Лафарга по данному вопросу: «Идея девственной ма- тери возникла, вероятно, в те времена, когда, как говорит Морган, на месте груп- пового и родового брака выступил парный брак: женщина, по тогдашним воззре- ниям, даже будучи матерью, считается девой до тех пор, пока не вступит в моно- гамный брак».
«Миф о непорочном зачатии возник, таким образом, не в первом столетии по возникно- вении христианства, — он один из древнейших мифов. Он образовался в те време- на, когда мужчина стремился подчинить себе женщину ради ее имущества и гос- подства в матриархальной семье и для этой цели оспаривал важную роль женщины в акте деторождения. Женщина, однако же, отвечала на это посягательство на ее права и на ее функции утверждением, что она может зачать без содействия муж- чины».
|