Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный мир как мир естественной установки
Жизненный мир — это мир повседневной жизни, принимаемый человеком как данность, как нечто само собой разумеющееся и привычное. Человек знает этот мир, руководствуется этим знанием в своем обыденном поведении, и само это знание обычно не ставится им под вопрос. Иначе говоря, жизненный мир — это мир, данный человеку в его естественной установке. Под “установкой” в феноменологической социологии понимается особый “привычно устойчивый стиль волевой жизни с заданностью устремлений, интересов, конечных целей”, т. е. некоторая общая позиция, занимаемая сознанием в отношении обширных областей жизни и интереса. Жизнь человеческого сознания всегда развертывается в рамках той или иной установки. Естественная установка — это обычная установка, принимаемая взрослым, психически нормальным человеком в состоянии бодрствования, когда он занимается своими рутинными повседневными делами. Объектами, которые схватываются человеческим сознанием в этой, а также других установках, являются не объекты внешнего мира сами по себе, а феномены, данности сознания. Человек живет в мире, который дан, или явлен ему в его непосредственных переживаниях; этот мир непосредственно воспринимается им как реальность. А следовательно, жизненный мир — не объективный мир внешних для человека сущностей, или трансцендентных вещей-в-себе; это феноменальный мир, мир явленностей сознания. И именно этот мир обыденных явленностей дает человеку базовую систему ориентаций и учитывается им при построении собственных действий. Причем обыденное сознание принимает на веру как само существование объективного коррелята этого феноменального мира, так и соответствие явленности объективному корреляту. Иначе говоря, человек в обыденной установке воспринимает мир, каким тот ему кажется, в качестве подлинно объективной реальности. Жизненный мир с самого начала дан человеку в естественной установке как мир организованный, как такой мир, который существовал до его рождения и будет существовать после его смерти. Человек рождается в этом заранее организованном мире, который имеет некоторую относительно постоянную структуру (отличающуюся, впрочем, от общества к обществу). Ряд стабильных черт жизненного мира — а он включает в себя, наряду с природными, также и социокультурные объекты — связан с повсеместным наличием социальных структур и явлений, укорененных в универсальных условиях человеческого существования: это разделение людей на половые и возрастные группы, разделение труда, организация отношений родства, иерархические порядки господства и подчинения, определенный образ жизни (как определенный способ обращения с вещами и людьми, природой и сверхъестественным), культурные артефакты (орудия труда, детские игрушки, предметы украшения, музыкальные инструменты и т. д.), обычаи и церемонии, и т. д. Эти явления традиционно были предметом социологии и других гуманитарных дисциплин. Однако феноменологическая социология усматривает здесь новый пласт исследовательских проблем и ставит новые вопросы. Более всего ее интересует, как конституируются сознанием все эти “сущности” и, в частности, какие свойства естественной установки наделяют жизненный мир качествами преемственности и постоянства. Одним из таких свойств, выделенных Шюцем (а до него Гуссерлем), является принимаемая обыденным сознанием на веру идеализация “я-могу-это-снова”, которая представляет собой “глубоко укорененное допущение, что мир и далее будет вести себя по существу так же, как он вел себя до сих пор; что то, что было до сих пор надежным, останется таковым и впредь; и что все, что нам или другим, подобным нам, успешно удалось однажды сделать, может быть сделано так же еще раз и привести к тем же самым результатам”[551]. Благодаря этой идеализации, действенность которой держится на восприятии человеком мира через призму типичностей, жизненный мир становится предсказуемым и дает человеку ощущение надежности и прочности его положения. Важно заметить, что интересы феноменологической социологии отнюдь не ограничиваются кругом упомянутых выше социальных структур и фактов. Организация жизненного мира — это прежде всего организация его мельчайших деталей. Жизненный мир прямо-таки насквозь, на уровне мельчайших его элементов, пропитан организованностью, благодаря чему становится своего рода незаметным фоном, сама привычность которого позволяет человеку сравнительно легко и быстро распознавать, когда происходит что-то необычное или важное, когда “что-то не так” и т. п. Распознавание необычного предполагает сравнение с некоторым шаблоном, который должен быть обычным, или типичным. Мир естественной установки и есть такой шаблон; это по сути своей типизированный мир.
|