Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознающее и действующее Я как центр жизненного мира






 

В субъективном восприятии жизненный мир дан действующему лицу как мир, организованный и сгруппированный вокруг него как центра. Человеческое Я всегда пребывает в той или иной форме активности, направленной на объекты этого мира: это может быть активность сознания (в различных ее модификациях) или деятельное воздействие на элементы этого мира с целью их изменения. Постоянная направленность активности сознания на объекты описывалась Э. Гуссерлем с помощью понятия “ интенциональность ”: сознание не существует само по себе, вне своих содержаний (“интенциональных объектов”, “ноэм”, или cogitata); оно всегда является сознанием, направленным на что-то, или “сознанием- о ”. А. Шюц перенес понятие интенциональности на все виды активности человеческого Я: вся человеческая активность интенциональна. В каждый момент своего существования человеческое Я активно направлено на свой жизненный мир.

Подлинный локус этой активности — актуальное настоящее, или “здесь-и-сейчас”. Это та “нулевая точка координат”, в которой Я в каждый момент находится и из которой оно сознает, оценивает, интерпретирует более широкий окружающий мир, простирающийся за пределы актуальной ситуации в пространстве и во времени. Актуальное, или “живое” настоящее интерпретируется Шюцем не как геометрическая точка, разделяющая уже состоявшееся прошлое и еще не состоявшееся будущее. Для описания живого настоящего, в котором пребывает человеческое Я, Шюц заимствует термин, введенный до него Дж. Г. Мидом: “мнимое настоящее”. Если оперировать объективными временными категориями, то это такое настоящее, которое несколько расширено в прошлое и будущее. Структура живого настоящего соответствует способности человеческого Я воспринимать объекты динамически, т. е. удерживать во внимании только-что актуализировавшиеся состояния объекта и предвидеть, или заранее ожидать, непосредственно следующие его состояния. (Эти способности, или “модусы”, сознания Гуссерль, а затем и Щюц называют ретенцией и протенцией.) Способность сознания предвидеть ближайшее будущее протекание событий базируется на типизации прошлого опыта. Указанные особенности восприятия мира значимы прежде всего как одни из базисных условий когнитивной ориентации человеческого действия.

В каждое актуальное настоящее, меняющееся с течением времени, человек входит с определенной биографически детерминированной ситуацией. Каждое человеческое Я имеет свою индивидуальную историю, которая складывается как результат всех социальных и несоциальных воздействий, которым подвергся индивид на всем протяжении своего уникального и неповторимого жизненного пути. В каждое “здесь-и-сейчас” индивид входит с определенным запасом осажденного типизированного опыта (знаний, рецептов мышления и поведения, и т. д.), с определенными текущими нуждами и интересами. Таким образом, биографически детерминированная ситуация определяет, как индивид будет понимать и интерпретировать все объекты, попадающие в поле его зрения, и все события, которые происходят вокруг него и в которых он участвует.

Жизненный мир всегда организуется и структурируется для человека в актуальном настоящем в соответствии с иерархией его текущих интересов. Иерархизация интересов и избирательность внимания обусловливают неоднородность этого структурирования. Жизненный мир разбивается на области, имеющий разную релевантность для действующего лица с точки зрения его наличных целей и преобладающих интересов. Иначе говоря, разные объекты окружающего мира по-разному и в разной степени попадают в поле его внимания или вообще не попадают. Объекты, непосредственно значимые с точки зрения наличных целей, попадают в центр внимания и образуют своего рода “ядро” структуры релевантностей; следующий слой релевантностей образуют объекты, непосредственно не связанные с наличной целью, но которые необходимо принимать во внимание для достижения этой цели; на “периферии”, за пределами внимания, остаются обширные области объектов, нерелевантные для наличной цели. Структура релевантностей всегда составляет когнитивную основу текущего человеческого действия. Следует отметить, что другие люди как объекты жизненного мира ранжируются индивидом в актуальном “здесь-и-сейчас” аналогичным образом, образуя для него неравнозначные классы лиц, занимающие разное место в континууме “близости-анонимности”. По мере развертывания индивидуальной биографии структуры наличных целей, интересов и релевантностей постоянно меняются.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал