Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специалистов.Стр 1 из 10Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Раздел 1 Философия науки. Тема №1 Предмет философии науки и его значение для научно-технических специалистов. План 1. Специфика научного познания. 2. Наука как предмет философской науки. 3. Значение науки для общественных и научно-технических специальностей. 1. Философия науки находится на стыке философского и научного познания и знания. Предметом философии науки являются закономерности научного познания как деятельности по созданию научных знаний, взятых в их развитии и меняющемся социокультурном контексте. Для определения специфики научного познания рассмотрим его отличия от обыденного познания. Обыденное познание – складывается в процессе жизнедеятельности и познания реальности, помогает человеку ориентироваться в непосредственно окружающей его действительности. Но как только он выходит за ее пределы, обнаруживаются недостатки обыденного познания: хаотичность знания, противоречивость и поверхностность. Обыденное познание – это познание реальности, в центре которой стоит человек, индивидуум. Оно имеет субъективную ориентированность, поэтому объективное содержание его знаний несет в себе субъективное искажение в виде наивного реализма. Основное положение наивного реализма: реальность такова, какой мы ее ощущаем и мыслим (знаем). Мысль, воплощенная в тексте, есть знание. Первая ошибка наивного реализма заключается в том, что мы неправомерно переносим наши ощущения, мысли и знания на материальный предмет, как будто бы они находятся на его поверхности или являются его частью. Это в принципе неверно, потому что материальный предмет, по определению, находится вне наших ощущений, мыслей и знаний. Могут сказать: это ошибка наивного реализма имеет академический, далекий от практики характер. Но из нее следует вторая, практическая ошибка. Ведь любой реальный предмет образует бесконечное множество свойств, связей и процессов, а наше научное знание и высшее образование разделено на дисциплинарные «перегородки» различных специальностей. В практической же деятельности сознательному материальному изменению подвергается весь объект, как в своей известной нам на специальном объективно-научном уровне части, так и в специально неизвестной нам части. В известной нам по специальности части реальности перед практической деятельностью мы определяем преобладание положительных последствий практического изменения предмета деятельности над отрицательными, а в неизвестной нам части этого нельзя сделать по причине того, что мы не имеем о нейобъективно-научного знания. Поэтому отрицательная совокупность последствий, как правило, больше положительного эффекта. Это и приводит к локальным и глобальным экологическим проблемам. Возьмем в качестве примера строительство ГЭС на Волге. Положительный момент – производство электроэнергии и обеспечение достаточных глубин для судоходства. Отрицательный момент – экологические последствия, проблемы животноводства, выделение фенола из древесины и т.д. Расчет положительных и отрицательных последствий крупных технических проектов идет только в узком секторе знаний технической специальности, а изменения охватывают весь материальный объект и ее связи с другими материальными объектами. Следовательно, к сожалению, общая совокупность отрицательных последствий, намного больше положительных, что вызывает, в конечном счете, экологические проблемы. Значит, наивно реалистично мыслящие технические специалисты – самая большая глобальная угроза человечеству, а в руках философско-образованных научно-технических специалистов находится хрупкое будущее человечества. Таким образом, наши знания всегда меньше, чем реальность, поэтому: 1. Крупные технические проекты должны проходить экспертизу у других специалистов. 2. При осуществлении крупных технических проектов необходимо вести контроль отрицательных последствий, и как, только они превышают предусмотренный объем, то реализация проекта должна приостанавливаться или останавливаться. Наука – это истина, помноженная на сомнение. Методы ее проверки: 1. Проведение эксперимента. 2. Логика. Формула научного подхода: хочется верить – но если нет основания, нужно от этой веры отказаться. 2. Наука представляет собой сложное образование, включающее различные аспекты и элементы. Наука – это деятельность по созданию новых знаний, социальный институт, феномен культуры. Наука как деятельность по созданию новых знаний существует в системе научно-исследовательских институтов; включает в себя: субъект и объект, средство и методы исследования, эвристическую деятельность и результаты исследования. В качестве субъекта научной деятельности выступают ученый, научный коллектив, научное сообщество. Объект – часть реальности, вовлеченная в познавательно-практическое взаимодействие с субъектом. Предмет познания есть свойства и закономерности объекта, которые изучаются наукой. Средства и методы познания - орудия и инструменты научной деятельности. Результат научной деятельности – научные факты, проблемы, гипотезы, теории. Если факты и теории выражают устойчивую сторону, то проблемы и гипотезы – динамическую сторону научного познания. Наука как социальный институт. Социальный институт – организационная система социальных связей и норм, ценностей и деятельности людей, удовлетворяющих общественные потребности. Первый научно-социальный институт появился в 1660 году: Лондонское королевское общество естествоиспытателей. Целью общества являлось совершенствование знаний обо всех природных предметах (не вмешиваясь в богословие, метафизику, политику и на основе опытов). В конце ХХ века США специализировались на медицине, биомедицине, науках о земле и космосе; Япония и Германия – на физике и химии; Великобритания–на медицине, науках о земле и космосе; Франции – на математике, СССР – на химии, физике, науках о Земле и космосе.
Наука как феномен культуры Наука важна своей ориентацией на объект, она создает объективные знания о мире, на основе которых мы преобразовываем природу, общество; контролируем и ограничиваем, если это необходимо, развитие техники. Современная наука – это высокие моральные стандарты в обществе. Ученый может ошибаться, но не может подтасовывать результаты, присваивать чужие открытия.
3. Наука постигает окружающую человека объективную реальность, ее законы и становится необходимым основанием для ее преобразования в предметы, удовлетворяющие его материальные потребности. Современная наука является неотъемлемым элементом научно-технического прогресса, создания новой техники и технологий. Наука способна создавать знания необходимые для решения глобальных проблем человечества, угрожающих его существованию.
|