Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы научного познания
План 1. Научный факт. 2. Проблема. 3. Научная гипотеза. 4. Теория и ее функции: объяснение и предвидение.
1. Следует отличать факт как событие (это материальный феномен) от факта как знание (это воспроизведение события в знании). Полученные данные в эксперименте – это эмпирические данные, которые могут между собой различаться. Эти эмпирические данные могут отличаться и от факта. Такая погрешность наблюдается из-за: 1) конкретного условия наблюдения; 2) случайного состояния прибора; 3) случайного состояния объекта; 4) случайного состояния наблюдателя. Исключение этих случайных или субъективных моментов производится повторением наблюдения или экспериментов, выявлением условий и границ применимости истинности эмпирических данных. Факт – это достоверное эмпирическое знание о повторяющемся или единичном событии, явлении или процессе объективного мира. Процедура описания факта: Описание – есть “перевод”, преобразование чувственных данных на язык научных терминов и понятий. Если описываем невиданное, то возникает проблема. Поэтому при описании впервые увиденного объекта познания возникает опасность в самом описании потерять его особенность, специфику. В этих случаях лучше ввести новый термин, ведь на языке необходимо описать его индивидуальность. Анализ факта: это расчленение фактов, выделение существенных сторон. Если фактов много, то необходима их статистическая обработка, анализ и обобщение соответствующими методами. Обработанные факты становятся эмпирическим базисом научной теории. Функции факта в научном познании: Факты необходимы для связи теоретического знания с объектом познания, для проверки гипотез (вообще для построения теории). Свойства факта: 1) достоверность; 2) инвариантность относительно логических преобразований над фактом. Структура факта представляет собой три слоя: 1) чувственный образ 2) эмпирическое описание 3) теоретическая интерпретация факта (как форма эмпирического знания)
2. Научное познание представляет собой цепь проблем, «знаний о незнании». Проблемная ситуация возникает, когда необходимо продвижение из области незнания в область знания. Научная проблема связана либо с поиском еще неизвестных новых законов, либо с отысканием новых способов применения уже известных законов (прикладные науки). Структура проблемы: 1) известное знание; 2) приграничная область между знанием и незнанием, выражающаяся в совокупности вопросов, причем один из вопросов является главным для решения проблемы; 3) неизвестное знание. Виды проблем: 1) фундаментальные и прикладные (по фактам найти закон; есть закон, нужно найти факты, подтверждающие закон, и границы применения закона) 2) стратегические и тактические 3) специальные, комплексные (например, экологические) 4) главные, второстепенные 5) мнимые (например, вечный двигатель), разрешимые и вечные проблемы Работа над проблемой: - постановка проблемы - отграничение известного от неизвестного - определение возможных условий решения проблемы (вид проблемы, метод решения проблемы, выбор масштаба измерения и оценок) Три стадии решения проблемы: 1) Существует ли здесь что-нибудь неизвестное? - вещь - свойство - отношения - процесс 2) Что именно (решение проблемы, выдвижение предполагаемого ответа)? - вещь - свойство - отношения - процесс 3) Действительно ли существует? - вещь - свойство - отношения - процесс В конце следует стадия проверки предполагаемого ответа в наблюдении или эксперименте.
3. Гипотеза – есть научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятная истинность которого обоснована анализом известных фактов и законов. Обычно основание гипотезы – факт, как проявление сущности. Предположение о предполагаемой закономерной связи. В широком смысле система предложений, из которых одни предложения являются важными, другие следуют из них. Требования к гипотезе: 1) не должна противоречить известным факторам и законам и должна предсказывать новые факты 2) не должна противоречить общенаучным принципам (например, как закон сохранения энергии) 3) гипотеза или следствие ее должна быть доступной проверке с помощью экспериментов или наблюдений 4) должна быть простой Обоснование гипотезы: 1) непосредственная проверка в наблюдении или эксперименте 2) метод исключения (особенно, если их несколько) Развитие гипотезы: 1) идет накопление фактического материала 2) логическое выведение из нее наблюдаемых следствий 3) проверка полученных следствий в наблюдении или эксперименте 4. Теория – истинное знание, существующее как система логически взаимосвязанных суждений, воспроизводящих закономерные связи той или иной предметной области. Предметная область – фрагмент объекта познания, описываемый данной теорией. Виды теорий: 1) дедуктивная (логика, математика); 2) гипотетико-дедуктивные (физика, химия); 3) описательные (биология, история, геология). Структура теорий: 1) логический слой теории: - определение основных понятий (аксиоматических) - основные положения аксиомы - производные утверждения (теоремы) - логические законы перехода от аксиом к теоремам 2) гносеологический слой: - понятийный аппарат (понятия, которые употребляются в теориях); - термины, язык теории; - логические средства теории (логические законы, которые используются при развертывании теории); - математический аппарат. Два вида движения теории: 1) движение от исходных понятий к выводам, потом к выходу на практику, эмпирическим законам 2) движение к исходным понятиям Требования к теории: 1) истинность (чтобы она соответствовала сущности исследуемого предмета); 2) непротиворечивость (внутри теории не должно быть логических противоречий); 3) полнота теории: выявлены все ее теоретические основания, и все остальные теоретические утверждения логически следуют из этих и только этих теоретических оснований. К.Гёдель доказал теоремы, согласно которым достаточно богатая теория не является полной, не обладает полной замкнутостью. С философской точки зрения так и должно быть. Действительно, если действует принцип всеобщей связи, то не может существовать абсолютно замкнутых предметов, систем предметов и теорий об этих предметах. Формы развития теории: Вширь и вглубь, то есть экстенсивная и интенсивная. Например, теория Дарвина сначала была разработана для эволюции животных, а позже ее стали использовать для изучения эволюции научного знания. Виды переходов между теориями: - обобщение различных видов теорий (например, появление электродинамики Максвелла, которая объединила электричество и магнетизм); - через устранение или изменение одного из основных положений (геометрия Эвклида); - через предельный переход (отношение между классической механикой и теорией относительности Эйнштейна); - через уточнения и развертывания (экспликация) основных понятий. Функции теории: 1) объяснение – это поведение объясняемого явления под тот или иной теоретический закон (например, закон Ньютона, который объясняет разнообразные явления); Типы объяснений: - через закон - причинно-следственное объяснение - структурное объяснение - через субстрат, материал 2) предвидение – это вывод из известного закона неизвестных фактов и явлений (например, система химических элементов Д.И.Менделеева); Виды предвидения: - вывод знания о неизвестном - предсказание (вывод знания о будущем) - ретросказания (вывод знания о ранее неизвестном прошлом событии, например, вымирание динозавров, мамонтов). Логические формы предвидения: 1) дедуктивное (когда предвидение осуществляется через общий закон) 2) эмпирическо-дедуктивное предвидение (когда на основе установленных фактов, используя закон, получается предвидение) 3) индуктивное (недостоверное, вероятностное предвидение, то есть проводится эмпирическое исследование, и результаты этого исследования переносятся на другие малоизвестные предметы) Особенности технической теории: 1) специфика объекта познания: это объекты технической теории – это социально материальные образования, комплексы, в которых природные процессы подчинены социальным целям (есть социальная и природная стороны) 2) теория о природных объектах (например, физическая теория) воспроизводит их сущность, а техническая теория воспроизводит законы функционирования и построения технической системы, законы соединения природных закономерностей с социальными целями. Отсюда ориентация технической теории на практическую деятельность. Возникновение понятия проекта, обозначающего еще не созданное техническое устройство. 3) выводы технической теории проверяются самим процессом конструирования технической системы. Таким образом, в технической теории и техническом знании происходит конструктивное моделирование технической реальности.
Тема 4
|