Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие научного знания






План

1. Возникновение классической науки и ее особенности.

2. Специфика неклассической и постнеклассической науки.

 

1.

В Средневековье имели место, как умозрительные тенденции, так и эмпирические. Однако вне католической церкви ничто не имело прав на развитие. Поэтому научный статус имела только теология. Первые ростки соединения теории и эмпирии появились в науке эпохи Возрождения. История классической науки начинается с Реформации. М. Лютер и Ж. Кальвин в 16 веке заявили, что человек может обращаться к Богу непосредственно, освобождая человека из-под тщательного контроля со стороны церковной инстанции, от обязанности строго соблюдать церковное учение. М. Лютер был согласен с католицизмом в том, что человеческая природа повреждена, однако утверждал, что эта поврежденность носит всеобщий характер. Он считал, что неравенство между людьми происходит «... исключительно из-за людских выдумок и законов». Тем самым протестантизм создал благоприятную атмосферу для контакта ученых и ремесленников, которые до этого считались людьми неблагородных занятий. Свобода, в частности, отсутствие опоры на авторитет – одна из характерных черт новоевропейского мышления, науки. Наука превратилась из доктрины в автономный поиск истины. Так, например, для Г. Галилея не было непререкаемых авторитетов, он основывался на личных наблюдениях и экспериментах. Усовершенствованным телескопом он увидел пятна на небесных телах, откуда, сделав вывод об однородности материи во всей Вселенной, он заключил вращение Земли. Это утверждение не принималось его соперниками, учеными, для которых был авторитетом Аристотель, вселенная которого была иерархизированной (небесные тела состоят из высшей материи, потому вращаются). Г. Галилей и Н. Коперник предложили однородную (гомогенную) структуру мироздания, в отличие от иерархизированной средневековой его структуры.

Характерно, что в новоевропейской физике применяется метод отвлечения существенного аспекта познаваемой реальности от несущественного ее аспекта: Г. Галилей требовал абстрагироваться от конкретного чувственно-воспринимаемого контекста; вместо действительного движения описывается логически возможное движение, тела – идеально гладкие, пространство – евклидово (концептуализация действительности). Эта черта абстрагирование, исключение субъекта и ненужных деталей из описания – одна из важнейших в научной рациональности Нового Времени.

На передний план в науке выходит квантитатизм – от латинского «количество». Явления познаются при их переводе на количественный язык; познать – значит измерить – вот тезис классической науки. «Дайте мне протяженность и движение, и я построю вселенную» – утверждал Р. Декарт. И если средневековая картина мира была органической: мир рассматривался как организм, нечто естественное, природное, само по себе существующее, то в Новое Время установилась механистическая картина мира (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза): мир сравнивался с механизмом, например, с часами. В соответствии с ней природа (и общество) – то, что проявляет себя в условиях эксперимента. Задача человека состоит в открытии законов функционирования этого механизма, для этого природу нужно «пытать». В новоевропейскомэкспериментально-математическом знании на первом месте стоит получаемый полезный эффект. Таким образом, наука эта автономна, обличена в форму эксперимента, развивается на математической основе, имеет механистический характер, работает на языке измерений, ориентирована на практику.

В эпоху Нового времени возникает собственно научное знание. Специфику его определяют: установка на объективность знания и выход за рамки предметных структур производства и обыденного опыта. Различие науки и обыденного познания и сознания. Первую стадию развития научного знания образует классическая наука, возникающая в XVII столетии. Основаниями классической науки являются: антителеологизм, детерминизм, механицизм; в области познания – эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Идеалы классической науки: абсолютная истинность как ценность и характеристика знания; фундаментализм как убежденность в существовании абсолютно надежных и достоверных оснований научного знания; кумулятивизм как включение прежнего научного знания в последующее научное знание; редукционизм как сведение всякого научного знания к нормативному стандарту, сформулированному на базе самой развитой науки; интернализм, понимающий научное знание как то, что определяется только самой изучаемой реальностью и не зависит от социокультурных факторов ее исследования. Создаются научные и учебные заведения нового типа. Усиливается связь науки с производством. Растет практическая значимость научного знания. Наука превращается в непосредственную производительную силу. В конце XVIII – первой половине XIX столетия возникает дисциплинарная организация науки.

 

2.

Переход от классического к нeклaccичecкoму естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. Становление этого периода связано с квантово-релятивистской революцией: квантовая механика – Н. Бор, В. Гейзенберг, 20-30 годы 20 века, специальная теория относительности – А. Эйнштейн, 1905 год. Переход к релятивистской и квантовой механике связан с увеличением исследуемых скоростей и изучением элементарных частиц.

Эти события сопровождались появлением новых мыслительных стратегий. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта «самого по себе», то в квантово-релятивистской физике с необходимостью выдвигается принцип соотносительности объекта с субъектом: требование фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Дело в том, что при изучении элементарных частиц возникал парадокс: в зависимости от выбора средств объект вёл себя по-разному (например, электрон – и частица, и волна), некоторые свойства могли быть присущи объектам не самим по себе, а в сочетании с субъектом. Субъект познания рассматривается уже не как отделенный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Принцип относительности породил принцип дополнительности. Н. Бор высказал идею, что нужны все свойства предмета, даже противоречивые, они дополняют друг друга. Для полного описания нужно использовать взаимоисключающие (взаимодополняющие) понятия. Главное в принципе относительности – он разрушил идею о единственности истины, утвердил плюрализм. В естествознании это совершило революцию. Физик А. Эддингтон выразил ее так: «Мы в состоянии показать, что при помощи некоторой структуры можно объяснить все явления, но не можем доказать, что эта структура единственна».

Еще одна идея классической науки – не ограниченного уточнения характеристик мира – была низвергнута неклассической наукой. В. Гейзенберг в 1927 году выдвинул принцип неопределённости: (мысленный эксперимент с гамма-микроскопом) нельзя строго и точно измерить одновременно два параметра элементарной частицы – координаты и импульс; чем точнее один, тем неопределённее другой; так как для того, чтобы увидеть её, нужен хотя бы один квант, а он придаст импульс. Таким образом, имеется ограничение со стороны природы, объекта познания, а не приборов.

Следовательно, неклассическая наука указывает на неустранимое участие субъекта, которое приводит к познанию среза, заданного через призму субъектов. Субъекты включаются в тело научного знания. Имеет место также антропный принцип (от греческого «антропос» – человек) (Б. Картер): «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Например, фундаментальные физические константы именно такие потому, что иначе не было бы нас, их набор эквивалентен существованию человека.

Таким образом, с кризисом основ классического научного знания (конец XIX – начало XX в.) связано начало качественно нового этапа в историческом развитии науки – неклассической науки, основанной на фундаменте релятивизма (пространства, времени, массы), вероятностного детерминизма, системности, структурности, организованности и эволюционности систем и объектов. Гносеологическими и методологическими особенностями неклассической науки являются субъект-объектность научного знания, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная верифицируемость научного знания, отсутствие универсального научного метода, интуиция. Идеал неклассического научного знания: антифундаментализм как невозможность абсолютного обоснования научного знания (проблемы обоснования математики). Фундаментализм ведет к трем неприемлемым решениям: бесконечному регрессу, эпистемологическому кругу или произвольной остановке процесса обоснования («трилемма Мюнхаузена» Г. Альберта). Другими чертами идеала неклассической науки являются: политеоретичность как признание истинности нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одной и той же реальности; экстернализм как признание обусловленности истории научного знания социокультурными факторами в философии науки; антикумулятивизм как несоизмеримость оснований старой и новой научной теории. Неклассический этап развития науки завершается в 70-е гг. XX века.

В 80-е гг. XX веке формируется парадигма «постнеклассической» науки, преимущественным предметом исследования которой являются сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. Основой этой формы научного знания является: системность, структурность, органицизм, телеологизм, антропологизм, конструктивизм, экологическая и гуманистическая ценность научных знаний. Идеалы постнеклассической науки образуют: «обратный» экстернализм как признание жизненно важного значения научных знаний для современного человечества; нелинейныймноговариантныйэволюционизм.

Этот период развития науки характеризуется следующими чертами.

1. Стремление построить общую научную картину мира из разрозненных картин отдельных отраслей науки на основе универсального (глобального) эволюционизма.

2. Установка на включение науки в аксиологический (ценностный) контекст. Сопряжение науки и морали, истины и блага.

3. Установление тесного союза, сотрудничества между гуманитарным и естественным познанием на основе синергетики. Междисциплинарные исследования. Работа с человекоразмерными и «саморазвивающимися» системами.

К двадцатому столетию сложилась следующая система наук:

· естественные науки (естествознание) – система научного знания о природе;

· технические науки – система научных знаний о материально-культурных ценностях, удовлетворяющих материальные потребности людей.

· социальное знание – система научных знаний о человеке и обществе, о социальных ценностях, удовлетворяющих социальные потребности людей, социальной среде их обитания.

· гуманитарное знание – система знаний о духовно-культурных: нравственных, художественных, религиозных и философских, – ценностях.

Итак, наука имела «предшественников» в виде практических знаний, правил, алгоритмов, однако начала развиваться на благоприятной почве Древней Греции благодаря политическим и социальным предпосылкам. Во времена Средневековья наука больше была подменена ученостью, важны были авторитеты и цитаты. Радикально ситуация изменилась во времена Реформации, наука Нового времени ориентирована на практику и эксперимент, свободна от авторитетов, исключает субъект и ценности из рассмотрения. Неклассическая наука с появлением СТО вернула субъект в поле зрения ученого, выдвинув ряд фундаментальных принципов, таких как принцип относительности, дополнительности и неопределенности. Постнеклассическая наука постулировала тенденции к объединению наук, к междисциплинарным исследованиям, уделяла большое внимание изучению системности, которая проявляется на стыках наук, вернула ценностные вопросы в ряд первостепенных.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал