Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общенаучные и философские основания научного знания.
План 1. Идеалы и нормы научного исследования. 2. Научная картина мира (НКМ). 3. Философские основания научного знания. 1. Во второй половине 20 века - социальные субъект – субъектные аспекты научного знания, тем самым, социальные отношения вошли во внутренние структуры научно-познавательного процесса. Важным элементом социальных отношений являются ценности. Ценность – это то, что обладает положительным или отрицательным значением для субъекта познания. Оценка – воспроизведение ценности в сознании. Социальный срез ценностно-оценочных отношений образует идеалы и нормы. Идеал – совершенное, а поэтому недостижимое состояние ценностной реальности. Норма – общепризнанные правила, образец поведения деятельности, регулирующий стандартную деятельность и ее результат. Межличностная асимметрия – человек к себе относится лучше, чем относится к другому человеку, поэтому, когда он критикует другую точку зрения, он может, не осознавая этого, критиковать ее с позиции идеала истинного знания, то есть быть чрезмернымее критиком. Чрезмерная критика приводит к тому, что происходит отрицание истинных моментов в суждениях оппонента. Для того чтобы этого не произошло, необходимо занимать реалистическую позицию и сознательно искать и находить в точке зрения оппонента истинные моменты.
Идеал научной теории: 1. Теория своими следствиями должна точно согласовываться с результатами эксперимента и идеалом. 2. Теория должна быть непротиворечивой, как внутри себя, так и в отношениях с другими теориями. 3. Теория должна иметь область применения шире, чем область существующих фактов. 4. Теория должна быть простой и вносящей упорядоченность в ранее несвязанные множества фактов. 5. Теория должна быть плодотворной, т.е. открыть новые явления и отношения. Возникает вопрос, существуют ли инвариантные ценности в науке? По мнению В.С.Степина, существуют две такие универсальные ценности: 1.Установка на получение предметного объективного знания о мире, лежащего в основе познания законов изменения объектов и практического их преобразования. 2. Установка на инновационный рост этого знания. Познавательные идеалы и нормы включают в себя: 1. Объяснения и описания. 2. Доказательность и обоснованность научного знания. 3. Построение и организацию научного знания.
Существуют три уровня идеалов и норм научного исследования: 1. Общенаучный; 2. Исторически-конкретный; 3. Идеалы и нормы конкретизируются применительно к специфике каждой науки. Идеалы и нормы научного исследования представляют собой дальнейшее развитие ценностного элемента парадигмы.
2. Понятие «мир» применяется для обозначения особой сферы реальности. Научная картина мира – надтеоретическая форма организации научного знания. Она включает в себя знания о фундаментальных объектах, о типологии их, об общих законах их взаимодействия, о пространственно-временной структуре реальности. Например: ньютоновская картина мира: мир состоит из неделимых частиц с мгновенным взаимодействием и движением в абсолютном пространстве и времени. Если в научной теории формулируются законы, то в научной картине мира – принципы. Теоретические объекты, образованные процедурой идеализации, нетождественны реальности, а понятие картины мира отождествляется с элементами реальности. Научная картина мира, ее понятия и принципы связывают идеализированную научную теорию с познаваемой реальностью. Научная картина мира имеет большое значение при разработке научной теории, при переходе от одной теории к другой теории. Понятия и принципы научной картины мира обосновываются опытными фактами. Научная картина мира представляет собой конкретизацию онтологического аспекта парадигмы.
3. Историко-научные исследования показали, что наука никогда не была отделена от философии. Великие научные революции всегда определялись изменением философских концепций. Научная мысль, по мнению, А. Койре (1892–1964), развивалась в рамках определенных, философских идей и принципов. Г. Галилей привносил математику в экспериментальное естествознание, он опирался не на физику Аристотеля, а на физику Платона. Принцип инерции не осуществляется ни в реальности, ни в экспериментах, он осуществим только в мысленно идеальных конструкциях, поэтому геометризация и арифметизация реальности эксперимента шла больше от платоновской теории. Суть научной революции XVII века заключается в переходе от неточных качественных понятий аристотелевской физики к абстрактным идеализированным понятиям физики Г. Галилея и Р. Декарта. Эйнштейновская физика сменяет ньютоновскую физику, значит, она в некоторых моментах возвращается к физике Аристотеля. Философские основания научного познания включают в себя: 1. Онтологические – категории, фиксирующие предельно общие характеристики объектов реальности: вещи, свойства, отношения, движения, причина и следствие, сущность и явление и т.п. 2. Методологические – категории, обозначающие познавательные процедуры: способы познания, обоснования, объяснения, решения проблем, выдвижения гипотез; и их результаты: факты, теории.
|