Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социология В. Парето и Л. Гумпловича
Вильфредо Парето (1848—1923) в 1902 г. опубликовал работу «Социальные системы», в 1916 г. — «Trattato di sociologia generale», в 1920 г. — «Fatti e teorie», а в 1921 г. — «Transfarnazione della democrazia». Его социология стояла на службе политэкономии, а проблемы общей социологии вообще являлись для него следствием экономической теории. Но эта экономическая теория носила своеобразный характер: наука о логических экономических действиях и их связях, выраженная системой математических уравнений. Политическая экономия подобного рода не могла объяснить действительность, а лишь конструировала модель крипто-нормативных рациональных экономических действий. Но большая часть действий человека является иррациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогичных действий должна была дополнить экономическую теорию и превратить политическую экономию в эмпирическую науку. Однако эта социология должна быть логически-экспериментальной наукой, ибо нелогичные действия она должна понять логически. Логическими действиями Парето считал такие, при которых субъективное соотношение цели и средства совпадает с объективной данностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства, мировоззрение, вера и т. п. Парето называет это «осадком». Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональные объяснения, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид. Их Парето назвал «производными» («деривациями»). Осадки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями — они лишь иллюзии, — а чувства, и что в случае так называемых «идей» речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели, например, тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита). Элиты являются подлинными инициаторами дериваций, особенно господствующие элиты, ко также и те, которые хотят отнять у них власть. Однако элиты олицетворяют также основополагающие «осадки», особенно «осадки» комбинации, стойкости, соединения. Их можно охарактеризовать как различные типы людей: люди типа «осадков» комбинации являются прогрессивными, хитрыми и не слишком подвержены угрызениям совести. Они избегают явных конфликтов и скорее прибегнут к хитрости, обману, подкупу. Они — «лисы». Им противостоят «львы», которые хотят придерживаться привычного, но не боятся конфликта и силы. Такая типизация в области политики имеет свое соответствие в «спекулянтах», а в области экономики — в «рантье». Общество Парето — это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т. е. то состояние равновесия, при котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о «социальной системе», а его теория общества должна быть, собственно говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма «Как возможен порядок?» прозвучал бы у него иначе: «Как можно управлять обществом?». Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривации, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о «социальной физиологии», задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.
Социальная система находится в постоянном движении, поскольку трансформируются элиты: старые элиты приходят в упадок, новые возникают. Он называл это «циркуляцией элит» и считал, что общество — это «кладбище элит». Парето утверждал, что буржуазии, которая некогда вышла из недр Французской революции как новая «аристократия» (элита), грозит гибель. Революции для Парето — также лишь циркуляция элит; господствующему классу противостоит не народ, а новая элита, которая опирается на народ, но все больше отходит от него по мере приближения к власти. Однако эти фактические условия и движения перекрываются деривациями, которые, в зависимости от обстоятельств, интерпретируют ситуацию иначе. Народ придерживается определенных жизненных правил с квазирелигиозным упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а новая элита утверждает, что борется за народ, и даже часто сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает особый импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ и превращаются в демагогию. Людвиг Гумилович (1838—1909) попытался придать социологии систематическое строение, еще до того как Дюркгейм, которого он знал и ценил, написал свои выдающиеся труды. Большое влияние на Гумиловича оказали Конт и Спенсер, особенно последний, однако в одном пункте он принципиально отличался и от них, и от Дюркгейма — в отрицании понятия общества как «рационалистической историко-философской мистификации». Его взгляды изложены в появившейся в 1883 г. книге «Расовая борьба» и в «Основах социологии» (1885). Гумилович понимал социологию как преемницу философии истории, причем он отрицал ее «одушевление» у Гегеля. История для него — естественный процесс, что обусловливает два основополагающих представления: 1. несвободу воли; 2. единство природы и духа (монизм). Другими словами, история разыгрывается не на основании людских целеполаганий, а по социальным естественным законам. Гумилович заимствует у Конта три стадии развития, но называет их по-своему — теистической, рационалистической и натуралистической. Социология как типичная для третьей стадии наука нацелена при этом на естественную историю человечества. Основополагающим естественным социальным законом является полигенизм, т. е. множество источников этнического происхождения человечества: вначале было много этнических группировок, которые сплавились в более крупные общности. Контакт разнородных элементов является основой естественных процессов, а естественный социальный процесс характеризуется тем, что каждый более сильный этнический или социальный элемент стремится поставить себе на службу находящийся в сфере его власти слабый элемент или искоренить его. В первом случае — если оставить в стороне каннибальское «использование» — из этого получаются отношения господства, что и является основой возникновения государств. Основой социальных законов, согласно Гумиловичу, не может быть человечество, и нельзя, как это делает Спенсер, объяснять развитие человечества законом эволюции, поскольку при этом слишком мало учитываются реальные процессы. Он предъявляет закону эволюции следующие претензии: «Эту формулу можно применить ко всему, но она ничего не объясняет». Он также против «социально-психологического» истолкования социальной эволюции как процесса развития общественных умонастроений. Социальные законы касаются отношений групп и сообществ людей друг с другом. Общество же для него — «многообразие сформировавшихся в государстве социальных групп, кругов, классов и сословий в их взаимодействии».
Методом социологии, согласно Гумиловичу, является индукция, т. е. социология является эмпирической наукой, нацеленной на познание законов. Ее эмпирическая основа — это исторические или этнологические факты, она является естественной наукой сообразно характеру своего толкования, основанного на истории и/или этнологии. Насколько он ратовал за научное понимание, основанное на открытии законов как цели процесса исследования, свидетельствует его категорическое суждение: «Без социальных законов нет никакой социологии». Название книги Гумиловича «Расовая борьба» привело к недоразумению относительно употребления им слова «раса».
Под «расой» Гумилович понимает не этнически-биологическую классификацию, а тот характер группы, который складывается на основе этнической, религиозной, политической, социальной и экономической общности. «Расы» в этническо-биологическом смысле были лишь изначальным множеством; «расы» более поздних времен уже являлись продуктами исторического амальгамирования. Они обладают единством языка, религии, обычаев, права и культуры, на основании чего еще употребляется понятие «единство крови». Таким образом, создается впечатление, что Гумилович в этом наименовании воспользовался понятием, которое в его время было у всех на устах и в научных, и в публичных дискуссиях, но вкладывал в него при этом другой смысл. Расами являются все гетерогенные группы, которые в борьбе друг с другом выступают как носители исторического процесса; они определяются своей ролью в историческом процессе, а не своим конкретным содержанием. Для конституирования рас важен конфликт. Конфликт между этими группировками ведет к подчинению одной группы другой, к возникновению верхнего и нижнего слоя; таким образом, согласно Гумиловичу, возникло государство. Он предложил социологическую теорию государства, которая у правоведов и представителей общественно-политических наук его времени не нашла сочувствия. Эта теория утверждает, что государство в принципе основывается на силе, что противоречит теории договора. Поскольку организация господства в целях «разделения труда», которая и конституирует государство, должна была проводиться насильственным путем, то расы, с одной стороны, одновременно представляют собой классы, а с другой стороны, классы ведут себя в отношении друг друга как «расы», т. е. между ними существуют отношения конфликта и господства. Согласно этому не только государство, но и разделение труда не являются результатом мирного развития. Однако с образованием государства время насилия и борьбы отнюдь не заканчивается. Для Гумиловича поведение групп определялось тремя моментами: — социально-эгоистической когерентностью (чувством «мы»); — стремлением к самосохранению; — постоянными усилиями по улучшению своего положения в жизни. Это служит постоянным источником конфликтов между группами, которые также меняют свой состав и численность. Таким образом, группы находятся в постоянном процессе изменения. Между социальными кругами осуществляется движение, возникают новые группы. Образуются промежуточные слои. Однако все это движение ведет не к большему равенству, а лишь к постоянному изменению формы и содержания групповых конфликтов. Своим выделением групп как основных факторов социальной жизни социология Гумиловича перекликается с современностью. Подобный подход к группам практиковал только Георг Зиммель в Германии. Поэтому Гумилович среди всех немецких обществоведов своего времени лишь Георга Зиммеля признавал представителем социологии. Своей теорией конфликтов Гумилович весьма существенно отличается от Конта, Спенсера и Дюркгейма, которые занимались проблемой порядка и тем самым — общественной интеграции. В настоящее время иногда различают два теоретических аспекта социологии: теорию интеграции и теорию конфликтов. При подобном разделении Гумиловича следует считать основателем теории конфликтов. Взгляды Гумиловича проникнуты пессимистическим духом, который противостоит оптимизму прогресса и планирования, свойственному Просвещению. Поэтому он отвергает всякие попытки использования своей науки для улучшения или планирования социального устройства.
|