Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макросоциологические теории. Структурный функционализм Т. Парсонса
Толкотт Парсонс (1902—1979), сын пастора из Новой Англии, вначале проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политэкономии и социологии. Во время учебы в Англии, в Лондонской школе экономики, он познакомился с культурно-антропологическим функционализмом Малиновского. Бронислав Малиновский (1884—1942) был одним из основоположников современной культурной антропологии, его имя связано, прежде всего, с функциональным анализом первобытных культур. Однако функционализм как основополагающая логико-аналитическая концепция — это гораздо более широкое течение с длительной традицией. Малиновский применил функциональный подход к человеческому обществу и определил культуру как инструментальный аппарат, с помощью которого человек может справиться с конкретными проблемами окружающего его мира. Культура — это система предметов, действий, точек зрения, в которой каждая часть служит средством для какой-либо цели, и элементы которой находятся во взаимозависимости. Важными комплексами действий являются такие институты, как семья, род, племя, которые организованы определенным образом и представляют собой основные структуры общества. Особое значение для развития мышления Парсонса имело то, что уже Малиновский воспринимал культуру как систему действий и старался соотнести отдельные области культуры с потребностями человеческого организма. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений. Парсонс широко использовал естественнонаучные данные и теории, в отличие от немецких ученых-гуманитариев, отрицавших факт, что естественные науки образуют фундамент гуманитарных. Он выступил против натуралистического позитивизма и тем самым против влияния Герберта Спенсера («Спенсер мертв. Кто убил его?») — это означало не отказ от естественнонаучно ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обновление; Парсонс выступал против радикального эмпиризма и стремился к восстановлению ценности теории. В течение всей жизни его внимание было направлено на теорию. Однако обширное творчество Толкотта Парсонса содержит не только абстрактно-теоретические конструкции, но и свидетельствует о его интересе к социальным проблемам и процессам. Так, он занимался проблемами профессионального самосознания в здравоохранении, системой воспитания, семьей и социализацией, проблемой власти и влияния, феноменами возраста, болезни, смерти и религии, религиозными организациями, расовыми проблемами и т. п. Нам придется ограничиться лишь наброском теории Парсонса в общих чертах. Сам Парсонс называл ее «синтезом трех направлений» — британской социальной антропологии Малиновского и Радклифф-Брауна, социологии Дюркгейма и теории действия Макса Вебера. Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-научных знаний, руководством для исследования и базой для специализации социальных наук. Она должна стать универсальной теорией всех социальных наук. Общая теория действия представляет собой понятийные рамки (the action frame of reference), связную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Вначале рассмотрим основополагающие понятия этой теории. Действие = целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и ситуации (деятели и объекты). Организм = биофизические основы поведения как деятельности, которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм. Деятель = как «point of reference» = Ego1 — Alter2; как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы. Ситуация = часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот момент деятеля; часть мира из перспективы Ego. Ориентация на ситуацию» значение ситуации для деятеля для его планов и стандартов. Мотивационная ориентация = те аспекты ориентации деятеля на ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ мотивационной ориентации. Ценностная ориентация = аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация. Социальная система = система действий с одним или большим числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые действия, которые «концентрируются» в зависимости от того, насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий. Система личности = система, состоящая из совокупности действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его потребностей и организацией целей и ценностей. Система культуры = организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей, системы верований и системы символов. Они институционализированы в социальных системах и интернализированы в системах личности. Личность, социальная система и система культуры представляют собой перспективу и объект социологического анализа. В центре этого «action frame of reference» находится ориентация деятелей (~ эмпирических систем действий; это могут быть индивиды или группы) в ситуации, которая охватывает большое количество участников. Понятийная схема занимается связями между «составными частями» действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами. Для деятелей ситуация состоит из «объектов ориентации», которые можно разделить на социальные, физические и культурные объекты. Физические объекты представляют собой средства и условия для действия, социальными объектами могут быть индивиды или коллективы, которые выступают либо как Ego, либо как Alter, в зависимости от того, какая сторона берется за исходный пункт анализа ориентации в ситуации. Культурные объекты являются символическими элементами культурной традиции: идеи и системы верований, экспрессивные символы или ценностные представления, которые являются «модельными», т. е. обладают регулярностью и однообразием. Действие включает мотивационный компонент, т. е. деятель всегда соотносит ситуацию со своими собственными потребностями и целями. Деятель хочет в ситуации получить «награду» и избежать депривации. Хотя мотивационная ориентация в значительной степени определяется характером потребностей организма, для теории действий это не имеет первостепенного значения. Гораздо существеннее опыт деятеля по преодолеванию ситуаций, по организации своих действий. Этот опыт обусловливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации. Иногда эта система ожиданий определяется только собственным «характером потребностей» и тем «вознаграждением», которое обещают различные альтернативы действий. Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возможные реакции других участников ситуации — групп и индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия. В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определенный смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями в определенной ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм. Конкретная система социального действия — это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т. е. мотивационные и культурные элементы приводятся в порядок, структура которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями. В терминологии теории действия личность определяется как организованная система ориентации индивида в своих действиях. Наряду с «мотивированной ориентацией» это «ценностная ориентация», которая возникает посредством интернализации «моделей культуры» и которая имеет прямое отношение к элементам системы культуры. Парсонс различал пять «типовых переменных действия» (pattern variables), т. е. парных понятий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях; это альтернативы, между которыми должен выбирать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В социальной интерактивной ситуации они представляют собой определения взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентации деятелей. 1. Аффективность — нейтральность (affectivity vs. affective neutrality). Здесь речь идет о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по-разному, в зависимости от того, берется за исходный пункт система культуры, личность или социальная система. Аффективность/нейтральность в системе культуры указывает на нормативный образец, который предписывает немедленное получение удовольствия или контроль над аффектом. В системе личности это означает предрасположенность индивида в определенной ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать их. В социальной системе этим обозначаются соответствующие ролевые ожидания. 2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив (self- Так обозначается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой/обществом, между личными и общественными интересами. Она представляется как норма и как ролевое ожидание в определенных ситуациях. 3. Универсализм—партикуляризм (universalism vs. particularism). Речь идет о проблеме, проявляются ли в определенных ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые отношения между субъектом и объектом. 4. Достигнутое—приписываемое {ascription vs. achieve ment»). В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его «достижениям» больше значения, т. е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения. 5) Специфичность—диффузность (specificity vs. difuse-ness). Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же «непредубежденно» предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия. В качестве примера Парсонсу послужили ориентации действий в медицинских профессиях. Здесь преобладает альтруистический идеал отношения, ориентированный на коллектив, в сочетании с универсалистскими отношениями и ориентацией на достижения, эмоциональный нейтралитет, специфические нормы и ролевые ожидания. Типовые переменные действия представляют собой систему, которая охватывает все альтернативы действия. В то время как аффективность/нейтральность имеет больше значения для мотивационной ориентации актеров, варианты универсализм/партикуляризм и достигнутое/приписываемое имеют особое значение для ценностной ориентации; напротив, ориентация на себя/ориентация на коллектив имеет равное значение, как для мотивационной, так и для ценностной ориентации и особое значение для социальной системы. Система для Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимостью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием системы, если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо происходит исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Систему личности и социальную систему Парсонс считал эмпирическими системами, которые настолько разнятся друг с другом, что не могут быть сведены друг к другу. Тем не менее, между ними существует взаимопроникновение, т. е. невозможно себе представить систему личности, не включенную в социальную систему, и социальную систему, которая не является составной частью системы личности. Парсонс сформулировал компоненты социального действия как часть системы; они сами также обладают системными свойствами, т. е. личность, культура и интерактивная структура представляют собой не неразделимые единства, а организованные целостности с внутренней структурой, которая, однако, важна лишь до тех пор, пока между ее элементами и частями структуры других систем существуют процессы обмена. Структурные элементы формируются как подсистемы вышестоящих систем, т. е. системы личности, системы культуры и социальной системы действий. Действие складывается из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, однако вовне выступает как целое и как таковое вступает во взаимодействие с окружающим миром. Поэтому само действие можно считать системой, собственные системные качества которой активизируются в интерактивной системе (социальной системе). Однако последняя представляет собой в то же время подсистему действий, поскольку каждое «отдельное действие» складывается из элементов, как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной системы. Социальная система возникает через интерактивные процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия. Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями, определяемыми ее структурой. Мельчайшей единицей социальной системы является роль, т. е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми ценностными представлениями, они являются частью институтов, где они «осуществляют» распределение власти и престижа; они основываются на процессах дифференцирования и распределения, которые, в свою очередь, делают необходимыми интегративные процессы. Проблема интеграции касается сохранения и развития коллективности как таковой и определяется переменными ориентация на себя/ориентация на коллектив и их соотношением. При этом речь идет о солидарности группы внутри общества и о солидарности всего общества как такового. Интегративная стратегия социальной системы — это институционализация. Интегративный аспект институтов может проявляться, с одной стороны, в нормах, которые ограничивают частные интересы, а с другой стороны, в позитивном акценте на коллективность. Парсонс различает «институты отношений» (relational institutions), которые касаются дифференциации деятелей и ролей, их распределения в системе; «регулятивные институты» (regulative institutions), которые регулируют распределение средств производства и вознаграждений; «культурные институты» (cultural institutions), которые охватывают идеологию, религию, символы и т. п. и переводят их в систему культуры, и институты «интегративной структуры» (integrative structures), которые непосредственно касаются проведения коллективных интересов и выражения социальной системы как коллективности. В «Working Papers in the Theory of Action», где документирована совместная работа Парсонса с Э.А. Шилзом и Р.Ф. Бейлзом, разработана так называемая четырехфунк-циональная парадигма, которая стала одним из самых известных разделов теории Парсонса. Согласно ей, интерактивные системы должны решать четыре функциональные задачи: они должны приспосабливаться к миру в любой ситуации, достигать поставленных перед ними целей, сохранять свою структуру и преодолевать напряженность между своими членами, сплотить группу в единое целое. Итак, они должны выполнять адаптивные, инструментальные, экспрессивные и интегративные функции. Эти четыре функциональные проблемы Парсонс затем проецировал на четырехмерное пространство (action-space) как его четыре измерения. Концепция системы действий была объединена с пространственным представлением, которое позволило перенести физические законы на системы действий. Главным законом является сохранение границ системы, и отсюда — интеграции системы. Закон инерции обусловливает тенденцию к сохранению структуры (latency-pattern maintenance); принцип действия/противодействия и равновесия сил свидетельствует о присущей элементам системы тенденции к приспособлению (adaptation), а принцип ускорения — о потоке энергии в системе, которая приводит в движение процессы и в системе действий указывает цели и средства для их достижения (goal attainment). Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в отношении системы и некоей ситуации и являются функциональными требованиями для сохранения границ системы. Тем самым четыре функциональные проблемы, с которыми сталкиваются малые группы, были обобщены и переосмыслены в функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и изменения систем действий. Четырехмерное пространство поделено двумя осями, осью ориентации цель—средство и осью отношений система — окружающий мир. Функции структурируют систему на подсистемы. Подсистема А обеспечивает непрерывное структурное изменение в системе и в отношениях с внешним миром. Подсистема G определяет цели системы и средства для их достижения и применяет их. Подсистема L действует в направлении сохранения структуры системы и преодолевает возникающие противоречия и напряженность. Подсистема I осуществляет интеграцию системообразующих единиц. Таким образом, каждой части структуры соответствует определенная функция, которая должна выполняться системой. Парсонс определяет общество как социальную систему, которую характеризует высшая степень саморавновесия относительно окружающего ее мира, другими словами, степень открытости социальной системы «общество» мала. Общество — это сложная социальная система, как с вертикальным, так и с горизонтальным дифференцированием. Социальная общность — это стержень общества; его внутрисоциальной средой являются: система ценностей (сохранение институционализированных культурных структур), политическая общественность (форма правления), характер экономики. Внесоциальной средой являются система культуры, системы личности и формы действия. Структура системы общества:
В работе «Социальная структура и личность» (1964) Пар-сонс рассматривал систему личности; исходя из этого, все остальные подсистемы действия образуют среду системы личности, однако содержатся в ней как элементы структуры. Поэтому социализация и процесс взаимопроникновения между социальной системой и системой личности определяются как усвоение требуемых ориентации для удовлетворительного функционирования в роли. С точки зрения системы личности социализация есть усвоение системы культурных символов посредством интеракции. Это усвоение культуры происходит путем интеракции с другими людьми, и потому идентификация с их ролью всегда содержит также аффективную ориентацию на другие личности, а также умение их генерализировать и категоризировать в их роли. Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью. Это и есть Сверх - Я Фрейда, которое Парсонс попытался определить по-новому путем различения культуры как объекта и культуры, усвоенной личностью. Интеграция личности — это функция Я, которое, однако, сталкивается с Оно (организм), внешней ситуацией (социальная система) и усвоенной системой символов культуры (Сверх - Я)- Сверх -Я имеет у Парсонса главное значение, оно одновременно часть Я и расширение Я за счет включения усвоенной культуры. Она охватывает когнитивную систему отношений, общие моральные мерки (собственно Сверх - Я) и экспрессивные символы. Сверх - Я как расширение Я за счет элементов культуры возникает посредством социальной системы, т. е. интеракций с другими. Важно при этом помнить, что Парсонс считает социально и культурно обоснованным не только Сверх - Я, но и Я поскольку Сверх-Я есть часть, а у Парсонса — главная часть Я. Благодаря этому новому определению Сверх-Я Парсонс считал возможной разработку теории личности и теории социальной системы на основе общей понятийной схемы. В своих поздних работах Парсонс пытался дополнить статический анализ социальных систем анализом протекания процессов. Процессы в социальных системах вначале представляют собой интеракции. Поскольку социальные системы являются системами действия, интеракции происходят с помощью языковых и неязыковых символов, становятся коммуникациями. Эти процессы коммуникации, будучи системными процессами, проявляют кибернетические свойства. Структура как комплекс институционализированных и интернализированиых культурных образцов и процесс как целенаправленное действие лиц и групп представляются ему двумя аспектами наук о действии. Понятие функции объединяет структуру и процесс с точки зрения системы. Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной дифференциации в подсистемах и как процесс интеграции в целях сохранения границ социальной системы, а также ее подсистем как функциональной специализации. В таком плане Парсонс анализирует развитие процессов дифференциации в обществе и связанных с ними процессов приспособления, интеграции и обобщения ценностей. Функции социальных систем не только могут быть привлечены как инструменты для установления структурных элементов, но и сами рассматриваться как процессы: поскольку они в общем формализованы в направлении постоянно растущих дифференциации и специализации, они представляют собой принципы эволюционного развития, которые обычно применяются для объяснения общественного развития (evolutionary universals). В принципе Парсонс исходит из непрерывной эволюции живых организмов вплоть до общественно-культурных форм. Прыжок к социально-культурной эволюции происходит путем замены гена на символ как фундаментальный структурный элемент; таким образом, эволюция стала процессом изменения систем действия. Общественная эволюция интерпретируется Парсонсом как кибернетические коммуникационные процессы между обществами, вызванные ростом способности приспособления. Результатом этого становятся изменения типа общества с точки зрения формы экономики, режима, общественной структуры и системы ценностей. Хотя процессы изменения часто берут свое начало в технико-экономических новациях, Парсонс все же считает, что в основном ход общественной эволюции определяют культурные и интегративные процессы. Ведущую роль в эволюции общественных систем Парсонс отводит системе культуры, поскольку в кибернетической иерархии она имеет наивысший ранг. Таким образом, он считает культурно-институциональные факторы наиболее самостоятельными и независимыми. В этом отношении он отличался от Уильяма Огборна и его теории «культурного отставания», которая исходила из отставания культурных (нематериальных) аспектов относительно развития технико-материальных систем. Парсонс считает нормативные элементы более важными для изменения социальных систем, чем материальные интересы. Парсонс придает первостепенное значение «общественному объединению» и исследует реальное обществ, прежде всего с этой точки зрения. Однако общественное объединение часто подразумевает весьма различные явления: в теоретическом аспекте Парсонс трактует это как нормативно-институциональную систему, в контексте исторического анализа это понятие, однако, в основном имеет значение «народ». Развитие системы современных обществ шло по пути трех революций: промышленной, демократической и образовательной. Эти революции вызвали прогрессивные изменения в принципиально эволюционном развитии. Промышленная революция последовала за распространением рыночной системы, где деньги были основным контрольным механизмом экономического процесса. Она создала базу для широкого распространения материальных благ и повышения благосостояния широких слоев населения. Она вызвала дифференцирование и специализацию профессиональных ролей, что стало главным аспектом социальной структуры. Демократическая революция, продолжая традиции Французской революции, привела к уменьшению господства человека над человеком, росту личной свободы, контролю народа над избранными лицами, которые приобрели власть и авторитет благодаря своим постам. Предпосылкой демократической революции был новый тип общности, которая отличается от политической общественности, — нация. Образовательная революция последовала за промышленной и демократической революциями и дополнила их. Главным ее аспектом является равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В центре этой революции находится, согласно Парсонсу, университет, причем именно американский университет. Возможность получения образования всеми подразумевает, что общественные различия перестают быть «роковыми» и становятся «сеткой», заполняемой меняющимися фигурами. Поэтому образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство как таковые, а является следствием способностей и образования. Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе их эволюционного развития. Она является выражением определенного уровня эволюции, типа общества и его функциональных требований. В современных обществах они исполняются с помощью универсалистских критериев достижений, что означает, что иерархия постов и персональный состав не идентичны. Посты занимаются согласно способностям и достижениям; более высокая квалификация потому и оплачивается более высоко. Такое специфическое неравенство постов и вознаграждений является в системе современного общества функциональным. Для теории Парсонса характерны абстракция и формализм. Тем не менее, само это Парсонс связывал с развитием современных обществ, особенно с тенденциями американского общества, и считал, что его теоремы могут предложить альтернативную интерпретацию этих явлений. Так, изменения в структуре американских семей не обязательно являются дезорганизацией, а трактуются как процесс дифференциации. Он также объясняет изменение в отношении к религиозным организациям не как секуляризацию и падение религиозности, а как дифференциацию; он также признает за массмедиа интегративную функцию, в то же время негативно оценивая массовую культуру. С помощью теории Парсонса возможна альтернативная трактовка и объяснение общественных структур и процессов, которые нельзя вывести из общественных теорий прежних времен, и лишь на основе всеобщего характера теории Парсонса можно дать объяснения, которые соответствуют современному обществу. После двух десятилетий резкой критики и отрицания в конце 80-х гг. вновь появился интерес к теории Парсонса, отчасти с узкоисторической точки зрения, отчасти с намерением модифицировать и развивать дальше его теоретические выкладки. В дальнейшем мы обратимся к нескольким основным положениям структурно-фунциональной теории помимо «парсоновской конструкции». Существенной проблемой структурно-функциональной теории являются ее отношение к эмпирике; эту проблему должны были устранить «теории среднего уровня» («Middle range Theories»), как их именовал Мертон.
|