Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Символический интеракционизм
Наименование «символический интеракционизм», введенное Гербертом Блумером (1900—1987), претендует на то, чтобы быть альтернативой как макросоциологическому функционализму, так и индивидуально-психологически обосновываему интеракционизму Хоманса. Герберт Блумер был преемником Дж. Г. Мида в Чикагском университете и впервые открыл Мида широким кругам социологов. Он опирался на Мида и Чикагскую школу социологии как основу символического интеракционизма. Ссылки Блумера на Дж.Г. Мида как подлинного основателя символического интеракционизма вызвали критику тех, кто видел принципиальное различие между социальным бихевиоризмом Мида и символическим интеракционизмом. На это Блумер возражал, что между концепциями его и Мида нет существенного различия; обе они продолжают натуралистическую традицию. Символический интеракционизм в первую очередь интересует реальное понимание того, что происходит между социально действующими на самом деле. Философский прагматизм представляет собой общую основу, исходя из которой уже со времен Зиммеля прослеживаются связи с традицией понимающей философии жизни. Однако по своей сути символический интеракционизм сохраняет бихевиористскую модель мышления, но в то же время учитывает в анализе, как факт взаимной интерпретации, так и социальное возникновение значений в интерактивном процессе. От Мида символических интеракционистов отличает то, что они в большей степени социологи, чем Мид. Если для Мида речь идет об объяснении становления «Я» как социального процесса, то у Блумера в центре стоит он сам, а социальный генезис «Я» — это уже предпосылка. Символические интеракционисты исходят из того, что социальный процесс сосуществования создает и подчеркивает правила, а не наоборот — лишь правила создают и поддерживают интеракции. Уже существующие правила должны в каждой новой ситуации действия заново интерпретироваться участниками действия и адаптироваться к данной конкретной ситуации. Согласно Блумеру, символический интеракционизм основан на трех предпосылках. 1. Люди действуют на основании значений, которое имеют предметы, люди или ситуации для совершающих действие. 2. Значение возникает в процессе социального взаимодействия. 3. Значение применяется и модифицируется в процессе интерпретации, идущем между осуществляющим действие и окружающим миром.
Этот процесс интерпретации происходит в две фазы: вначале имеет место «внутренняя коммуникация» личности с самой собой о «предмете», ситуации и других участвующих лицах, в отношении которых индивид хочет или должен совершать действия. Затем значения проверяются с учетом желаемого управления действием. Значения, возникающие в социальном процессе, действующий не просто воспринимает как нечто предварительно заготовленное, но обдумывает и изменяет в зависимости от ситуации и цели действия. Понятия служат инструментом, чтобы обеспечить рациональные действия с учетом среды. Поэтому выработка понятий стоит в начале всякого изменения реальных исторических условий, например, путем революционных действий: понятие неравенства должно было прежде пройти длительный и сложный процесс коллективного переосмысления в понятие несправедливости, чтобы стать стимулом к действию. Понятия — это способ подхода к познаваемому миру, который может изменить этот мир. Поэтому Блумер исследовал социальный интерактивный процесс как процесс, через который определенные факторы приобретают значение и тем самым становятся действенными. Это положение в принципе можно отнести и к самой науке. В намерения Блумера входил пересмотр таких традиционных понятий в социологии, как статус, роль, нормы и т. п. Он считает, что обычное употребление этих понятий в социологии овеществляет реальность посредством наклеивания ярлыков (этих понятий). Научные понятия, так же как и все остальные, приобретают свое значение лишь в процессе социального взаимодействия. Статус, норма, роль получают свое практическое значение лишь при социальном взаимодействии. Если социология в традициях Дюркгейма исходит из представления о твердо установленном жизненном порядке (культура, социальный порядок), который заключается в правилах, нормах, ценностях и т. п., то Блумер отвергает этот твердый жизненный порядок и считает, что существует целый ряд неинституционализированных областей и что существующие правила в любой ситуации заново интерпретируются деятелями и потому в определенном смысле должны создаваться заново. Общественные образцы интерпретации правил в каждой отдельной ситуации видоизменяются и интерпретируются заново. У Дюркгейма социальные факты воспринимаются индивидами как оказывающие внешнее принуждение на их действия. Блумер, напротив, подчеркивает, что социальная действительность непрерывно создается и изменяется индивидами в процессе их взаимодействия. Такие сложные социальные образования как классы, объединения, организации, институты, которые традиционная социология рассматривала как целое с собственной динамикой, являются для символического интеракционизма распоряжениями лиц, действия которых связаны между собой и чье восприятие ситуации совпадает. Они объясняют социальное действие в организациях не принципами организации или системы, а процессами интерпретации, которые являются результатом символических интеракций действующих (деятелей). Герберт Блумер называет задачей социологии прямую «натуралистическую» проверку эмпирического социального мира. Это мир нашего повседневного опыта, определяющий перспективу, из которой мы видим жизнь свою и чужую. Он входит в науку в качестве предпосылки. Отсюда ученый определяет постановку вопроса и проблему исследования. Оно, в свою очередь, определяет, какие данные следует найти, чтобы на основании плана исследования их сопоставить и интерпретировать. Блумер различает два метода социальных исследований: эксплорация (исследование) и инспекция. Эксплорацией он считает определение постановки проблемы и разработку плана. Это столкновение исследователя с «предметами», которые он собирается исследовать. Необходимые для этого методы имеют эвристическое значение и должны обладать большой гибкостью. Возникшие в процессе научной коммуникации значения, понятия, аналитические категории и т. п. должны быть перепроверены с учетом конкретной проблемы и ее эмпирического содержания. Такие понятия как «интеграция», «мобильность», «харизма» и т. п. должны применяться к конкретному исследовательскому замыслу, их эмпирическая важность должна быть перепроверена. Этот процесс Блумер называет «инспекцией». По мнению Блумера, процесс исследования поэтому менее важен для объяснения объекта, он сам понимается как интегративный процесс. Наука — это процесс, в котором истолковывается действительность. Она основывается на совокупности уже имеющихся научных образцов, которые в процессе исследования как дискурса между наукой и объективным миром модифицируются, переистолковываются.
Таким образом, объективный мир и наука не подразделяются строго на объект и субъект, а наука тоже становится частью социального процесса. Однако «натуралистическая» позиция Блумера, как и Мида, является отходом, как от идеалистической, так и от реалистической точек зрения. Хотя реальный мир постулируется как объект, но он воспринимается не как жестко заданный, а как изменяющийся в зависимости от нашего восприятия. Натуралистически это, соответственно, означает, что, несмотря на подчеркнуто субъективную интерпретацию, речь идет о реальном мире повседневной жизни и действий, которые естественно производятся людьми в их обыденном поведении. Ирвинг Гоффман. Анализ Ирвинга Гоффмана (1922—1982) пронизан многообразием перспектив, которые представляют «социальные миры» для участвующих индивидов. Гоффман, пожалуй, самый известный автор, которого обычно причисляют к символическим интеракционистам. Из-за оригинальности вклада Гоффмана подобное причисление несколько проблематично, хотя он разделяет целый ряд положений интеракционистов. Сам он считал себя скорее одиночкой, чем представителем какого-либо направления; это, впрочем, только самооценка, которая имеет в Америке определенную традицию. Гоффман занимался ситуативными системами действий, т. е., в отличие от функционалистов, не прочными структурами, а «моментальными снимками» поведения людей, которые что-либо делают вместе. Вместо объяснения «больших структур» он выбирает «атомистические рамки» и задает вопрос, а что же происходит, собственно, в совершенно определенной реальной ситуации. Поэтому человек у Гоффмана определяется и объясняется без ссылок на культуру, историю, общественную структуру: он есть то, что он сейчас делает. Поведение определяет бытие, или «doing is being» («поступок есть бытие»), В соответствии с этим на первый план у Гоффмана выходит выразительное поведение, т. е., хотя поведение человека определено в содержательном плане, наряду с этим индивид посылает сигналы, делает жесты и т. п., которые выражают это содержание, но могут относиться и к другим вещам. Это вновь напоминает об известной возможности несоответствия между вербальной и невербальной коммуникациями. С помощью выразительного поведения, которое имеет преимущественно невербальный характер, человек сознательно или неосознанно производит определенное впечатление на других. Действительное впечатление у адресата следует при этом отличать от того, какое впечатление намеревается произвести действующий индивид. Выразительное поведение используется для представления себя, для создания впечатления, которое индивид хотел бы произвести на других («impression management»). Выразительное поведение может также выдать «истинные» или «собственные» мотивы, намерения, установки человека, может дать другим представление о нас, которого мы не имели в виду, может уличить наши слова во лжи. Однако оно может использоваться и намеренно, чтобы создать обманчивое впечатление, чтобы солгать и т. п. В социальной интеракции индивиды реагируют как на содержание действия, так и на истолкование действия самим действующим, которое он демонстрирует своим осознаваемым выразительным поведением, но также и неконтролируемым выразительным поведением: восприятие этого также определяет их интерпретацию действия. Кроме того, интерактивная ситуация осложняется еще и тем, что участники в зависимости от обстоятельств могут занять в отношении своих собственных действий и поведения различные позиции («честная», «циничная» и т. д.). Эту многослойность Гоффман пытался охватить с помощью драматического анализа, который переносит принципы театра на социальную интеракцию. Он использует такие структурные элементы театральной ситуации, как отношения актер—публика, личность—роль, сцена—кулисы, чтобы отразить социальные ситуации и интерактивное поведение. На основе этой теории взгляды Гоффмана можно сформулировать следующим образом: — люди действуют в ситуациях не независимо друг от друга, а как участники ситуации; — при этом они ориентируются на образцы поведения, которые они, однако, вызывают к жизни и интерпретируют лишь посредством своего «исполнения»; — люди действуют не только с учетом какой-то цели, которая представляет содержание действия, и вступают тем самым в контакт с другими, общаются друг с другом и на ином уровне, на котором они производят определенное впечатление о себе и истолковывают выразительное поведение других;
— люди в своей социальной коммуникации не всегда являются тем, чем они кажутся; впечатление, подразумеваемый смысл и содержание действия могут отличаться друг Соотношение I—Me, которое в социальной психологии Мида в постоянном внутреннем диалоге конституирует саму личность, Гоффман интерпретирует как расщепление идентичности человека и рассматривает его как основное экзистенциальное условие человеческого бытия. Между патологической картиной раздвоенной личности в психиатрии и нормальной человеческой ситуацией, согласно Гоффману, существуют лишь «постепенные» различия, что приводит к тому, что поведение душевнобольных в заостренной и крайней форме отражает нормальное поведение. Основной интерес Гоффмана направлен на идентичность человека в обществе; социальная интеракция представляет собой для человека рискованный процесс, признаком которого является неопределенность вследствие ситуативной относительности норм и возможных действий других. Социальная идентичность важна здесь в двояком смысле: с одной стороны, в смысле социальной категории (categoric identity), с другой стороны — как индивидуальная, личная идентичность. Действующий пытается оправдать ожидания и все-таки настоять на своем определении ситуации. Это предполагает некий рабочий консенсус, нестабильное состояние взаимного признания, временно принятое интерсубъективное определение ситуации. Определенную роль при этом играет также взаимное приписывание признаков («virtual social identity») и их отличие от действительных индивидуальных атрибутов («actual social identity»). Это различение играет роль при «стигматизации», когда социальная среда индивида использует какое-то свойство индивида, которое она считает негативным, чтобы отвернуться от него и не позволить ему обычного социального общения. С точки зрения индивида, интерактивный процесс — это своего рода торг, при котором речь идет о сохранении и утверждении собственной идентичности, о «как будто бы действии для идентичности». Такое «вторичное приспособление» посредством стратегического использования действий в целях «impression management» — естественный спектакль, который разыгрывается в социальных ситуациях. Эта концепция Гоффмана оказала значительное влияние на понятие роли. Оно теряет свое значение как структурное понятие и становится понятием ситуационным, т. е. используется на «моментальных снимках» поведения людей во время совместной деятельности face-to-face (лицом-к-лицу). Роль рассматривается в первую очередь не как нормативно-структурно обусловленная, а как поведение в какой-то ситуации («situated role»). При этом большое значение участвующие индивиды придают дефиниции. Исходя из этого и из факта восприятия индивидами Гоффман делает вывод, что они противостоят ожиданиям; он особо выделяет «исполнение» роли в его драматургических аспектах как трансформацию первичных «рамок». Индивид верит, что в различных ситуациях на него возлагается целый ряд ожиданий; с помощью «audience segregation», т. е. дифференциации «публики», он отграничивает друг от друга различные роли («role-segregation»). Ролевая игра индивида изменяется в зависимости от того, идет ли речь о регулярно повторяющихся социальных ситуациях или разовой ситуации. «Regular performers» (регулярные исполнители) лучше усваивают роль (обязательство); типичны в этом случае профессиональные роли: здесь индивид подвергается особенно сильному давлению ролевых требований. Если индивид до такой степени идентифицирует себя со своей ролью, что находит себя в ней и в соответствии с этим аффективно ориентируется на нее, то Гоффман говорит о «role-attachment» (закреплении роли). Если индивид полностью раскрывается в социальной ситуации и поведение становится бытием, то Гоффман обозначает это как «role-embracement» (принятие роли). Если индивид лишь для вида идентифицирует себя со своей ролью, то налицо «role-simulation», которая становится очевидной в «выходе из роли», когда индивид не чувствует, что за ним наблюдают. Если имеются явные несоответствия между ролью и выразительным поведением, которые вызваны различной интерпретацией ситуации и совершаются, сознательно, то речь идет о ролевых разногласиях (rolen-dissens), или о дистанции от роли, при которой роль хотя и исполняется, но в то же время ясно дается понять, что личное «Я» не подчинено полностью ситуативному «Я» (например, с помощью насмешек, небрежного отношения и т. п.).
Роли сильно отличаются по своим экспрессивным возможностям, т. е. существуют роли, которые «растяжимы», поскольку в них индивид своим выразительным поведением может «выпустить пар», в то время как другие роли этого не позволяют (например, студент и рабочий на конвейере). Анализ Гоффмана затрагивает отношения между структурами и повседневными действиями, правда, все это рассматривается со стороны последних и с точки зрения уязвимости личной идентичности. Обыденные действия рассматриваются Гоффманом не как следствия или предпосылки структурного порядка; он рассматривает их как сравнительно автономную сферу, которая своей автономией обязана тому, что контакты людей face-to-face (лицом к лицу) имеют определенные воздействия, которые нельзя свести к структурам, но которые оказывают на них влияние.
|