Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональный анализ и теории среднего уровня
Особое влияние на Роберта К. Мертона (р. 1910) оказал Дюркгейм и его понимание теории и практики. Поэтому он постоянно подчеркивал совместимость исследования причин и функционального анализа. Если вопросы о возникновении требуют применения каузального анализа, то на вопросы о следствиях можно ответить с помощью функционального анализа. Он интерпретирует эмпирические данные, перерабатывая их результаты в большие структуры, в которые они включены. В то время как мотив цели относится к намерениям или мотивам отдельного деятеля, понятие функции с них снято и отнесено к последствиям действия для больших связей, которые представляют социальную и институциональную среду деятеля. «Функциональность» феномена следует из рассмотрения общих потребностей социального организма и сопоставления с действием и последствиями поведения или события. Функциональный анализ осуществляется рядом рабочих шагов. Вначале идут функциональные требования системы, затем следуют описания различных механизмов, которые служат для выполнения этих требований; при возникновении нарушений они должны быть диагностированы и исследованы в целях устранения, однако нарушения могут быть устранены лишь тогда, когда описаны составные части структур, функции которых нарушены, и известны механизмы функций и характер их воздействия. При этом Мертон ориентировался на методический характер процесса в биологии и физиологии. Функционалистский подход Мертон модифицировал, приняв постулат, что единство, к которому относится функция, по мере надобности должно быть специфицировано. При этом он отказался от концентрации на единстве всей социальной системы в пользу подхода, который соединяет части между собой и интересуется их функциональным отношением. В то время как в просто структурированных обществах, с которыми имеют дело антропологи, можно функционально соотнести каждый феномен с целым, в сложных обществах необходимо по мере надобности обозначать, в отношении чего данный элемент функционален. В теории Парсонса речь шла в первую очередь о создании всеобъемлющей, универсальной теории и о кодифицировании в ее рамках понятий этой теории. Напротив, Мертону важно не создать теорию, а соединить структурно-функциональный анализ и эмпирическое социальное исследование. Поэтому «большой» теории он противопоставлял «теории среднего уровня» как альтернативу; они находятся между статистически-эмпирическими рабочими гипотезами и общей всеобъемлющей теорией. Эти теории среднего уровня представляют собой понятийные конструкции, которые еще можно проверить и обосновать эмпирически, но это уже нечто большее, чем просто обобщение эмпирических данных. Основополагающими понятиями теорий среднего уровня являются концепции исходных групп, аномии, бюрократии и т. п. Склонность Мертона к эмпирике проявилась также в сотрудничестве с Паулем Ф. Лазарсфельдом. Сотрудничество двух ведущих социологов Колумбийского университета позволяло надеяться на то, что теперь и в социологии появится некий единый образец, который соединит теорию и эмпирическое исследование. Дисфункции и латентные функции. Мертон отверг постулат антропологического функционализма, согласно которому общество представляет собой некое функциональное единство. По Мертону, не все социальные формы имеют обязательно положительные функции; гораздо чаще они обнаруживают остаток функциональных следствий и развиваются и применяются посредством «structural strain» — структурного напряжения между функциональными, дисфункциональными и нефункциональными следствиями. Также не существует неизбежных функциональных предпосылок, а одна и та же функция может в большинстве случаев выполняться альтернативными объектами. Отсюда вывод: функции связаны с переменными структурами; существуют функциональные альтернативы для определенных функций. Особое внимание Мертон обратил на тот факт, что функции как объективные следствия действий людей отличаются от субъективного целеполагания. Функциональность системы и рациональность действий должны рассматриваться отдельно, хотя между ними существует связь. Мертон различал те функции, у которых совпадают сознательные субъективные намерения и объективные следствия, и именовал их «явными функциями». Латентные функции — это те, у которых объективные последствия отличаются от субъективных диспозиций, т. е. эти следствия не предполагались или вызваны ненамеренно. «Вещь», институт могут иметь как явные, так и латентные функции. Явная функция машины — служить транспортным средством; латентные функции связаны с престижем, который обеспечивает дорогая машина. Латентные функции конфликтов заключаются в их воздействии на повышение сплоченности группы. Религия имеет явные функции, но также и латентные, не общепризнанные и легитимные следствия для социальной структуры вследствие большого значения, которое она придает традиции. Мертон считал латентные функции не только теоретическим инструментарием сложной и в какой-то степени иррациональной действительности, но и обязательными для социального планирования. «Социальный инженер» (social engineer), чтобы определенным образом изменить организацию, должен учитывать как явные, так и латентные функции институтов, традиций, характера поведения. Собственная динамика прогнозов. Мертон был согласен с теоремой Томаса («Если люди считают ситуации реальными, то они реальны по своим последствиям») и сформулировал понятие «self-fulfilling prophecy» «самоисполняющийся прогноз». Часто побуждают к действиям не объективные факты, а слухи, предрассудки, переосмысление, сообщения и т. п. Необоснованный слух о предстоящей несостоятельности какого-нибудь банка может побудить его вкладчиков к такому поведению, которое действительно приведет к несостоятельности банка. Студент, внушающий себе, что провалится на экзамене, вводит себя в такое состояние, что действительно проваливается. Таким образом, «self-fulfilling prophecy» основывается на первоначально неверной оценке ситуации, которая, однако, обусловливает такое поведение, которое делает эту ситуацию реальной. «Self-fulfilling prophecy» также действен как выражение групповой солидарности и дифференциации по отношению к враждебным группам. Собственная группа («in-group»), к которой человек чувствует себя причастным, будь то компания в классе, футбольный клуб, религиозная община, политическая партия, раса, нация и т.д., короче, любая группировка, обозначаемая как «мы», содержит положительную оценку, в то время как «другие» — чужая группа («out-group») — наделяются негативными чертами, которые могут оправдаться из-за вызванного своим поведением враждебного отношения. Даже вполне положительные действительные достижения и успехи out-groups, например, евреев или негров, интерпретируются негативно, и любое поведение членов этой группы воспринимается лишь как еще одно подтверждение «теории» о вредном влиянии евреев, негров, коммунистов и т. п. Мертон подчеркивал, что подобный «порочный круг» слухов и страхов возможен лишь тогда, когда отсутствует надлежащий институциональный контроль, ивыступал за то, чтобы политическими мерами и контролем устранить воздействие «self-fulfilling prophecy». В качестве примера он привел тот факт, что учреждение Федеральной корпорации страхования депозитов при Рузвельте с успехом приостановило крах многих банков. Он отказывался от того, чтобы из-за влияния слухов на человека делать фаталистический вывод, что такова человеческая природа, а отмечал, что в гораздо большей степени это свидетельствует о возможности формирования человека. Противоположностью «self-fulfilling prophecy» является «self-destroying (suicidal) prophecy» («саморазрушающийся прогноз»). В этом случае верный сам по себе прогноз не подтверждается поведением, которое он вызывает, он разрушает себя сам. Примеры тому можно найти в повседневной жизни (например, объявление о пробке на шоссе побуждает водителей избрать другую дорогу, так что до пробки дело не доходит). Но сюда же можно отнести и социально-научные высказывания; это указывает на факт рефлективности социально-научного высказывания, т. е. на то, что объекты социальных наук могут на него реагировать (например, результаты опроса, согласно которому антисемитизм в Австрии распространен, приводит к тому, что опрошенные при следующем опросе становятся осторожнее с антисемитскими высказываниями). «Саморазрушающийся прогноз» можно считать специфическим свойством социально-научного познания, которое подчеркивает его рефлексивный характер, особенно в реальных исторических условиях современных масс-медиа, и влияние социальных исследований на политические и экономические решения. Результаты опросов перед политическими выборами, которые публикуются, могут так повлиять на избирателей, что они поведут себя совершенно иначе и результаты выборов будут иными. Эффекты, играющие при этом роль, в американских социальных исследованиях были названы «bandwagon-effect» (эффект попутчика), «underdog-effect» (эффект сострадания) и т. п. В основном речь при этом идет об аналитическом учете социально-научной рефлексивности и собственной динамики, не отказываясь при этом от субъектно-объектного разделения. «Ролевой набор» (ro! e-set) и исходная группа. Люди анализируют свою ситуацию и корректируют свое поведение, сравнивая себя с другими, ограничивая себя, уподобляя себя кому-то; «другие» служат социальным обрамлением для самопознания и поведения индивидов. «Другими» могут при этом быть совершенно различные категории: собственная группа (in-group) или коллектив, чужая группа, от которой хотят отмежеваться (негативная исходная группа), а также группы, к которым человек не принадлежит, но к членству в которых стремится. Может также случиться, что в определенной ситуации на поведение воздействуют несколько исходных групп: например, коллеги, профессора, родители студентов. Таким же образом можно дифференцировать поведенческие ожидания, которые возникают из роли индивида и которые представляют собой ролевой набор (role-set) различных ожиданий многих исходных групп в одной роли. Между этими ожиданиями или поведенческим ориентированием могут существовать противоречия; тогда индивид оказывается перед ролевым конфликтом, внутри или межролевым, в зависимости от того, относятся ли противоречивые ожидания к одной или нескольким ролям их носителя. Мертон использовал теорию исходных групп для иллюстрации своей концепции теорий среднего уровня. С помощью аналитической концепции исходных групп можно объяснять характер поведения в его закономерностях и различиях, а именно — путем взаимодействия теоретической конструкции и эмпирического исследования.
Аномия и отклоняющееся поведение. В своем анализе отклоняющегося поведения Мертон исходил из понятия аномии у Дюркгейма. Дюркгейм понимал аномию как состояние отсутствия норм в обществе. Мертон определял аномию как отсутствие правил (обычаев, нравов, институтов), которые устанавливают, как могут быть достигнуты цели, высоко ценимые с точки зрения культуры. Согласно Роберту Мертону, аномия возникает вследствие несоответствия заданных культурой целей и институциональных возможностей индивидов в достижении этих целей. Люди пытаются преодолеть эту пропасть между целью и средствами с помощью определенного поведения. Индивиды демонстрируют принципиально различное отношение как к целям, так и к институциональным средствам, которые имеются в их обществе. Эти формы приспособления Мертон дифференцировал следующим образом:
«+» — принятие, «—» — отвержение, «+» традиционных ценностей и принятие новых. отвержение
Преобладание конформизма относительно культурных целей и средств характеризует общество как неаномичное. Напротив, остальные формы — это формы отклоняющегося поведения. Инновация: акцептирование целей и поиск новых путей их достижения. При этом речь может идти о положительном вкладе, но также и о негативно-девиантном поведении (криминал). Ритуализм: приверженность обычаям, нравам, нормам не включает акцептирование целей. Ретритизм: не принимаются ни цели, ни средства («аутсайдер»). Бунт: в этом случае старые средства и цели заменяются новыми. Мертон считал постоянный акцент на экономическом и социальном успехе как цели в американском обществе «склонностью», которая может привести к аномии, если эта цель будет сведена просто к сравнению результатов, без учета того, чтобы путь к ней тоже давал удовлетворение. Джорджа К. Хоманса (р. 1910) и Парсонса объединяют два совместных этапа развития. Оба, хотя и в разное время, принимали участие в семинаре по «Общей социологии» Вильфредо Парето, который он открыл для американской социологии. Кроме того, оба они обратились к психологическому изучению малых групп, причем Хоманс в большей мере, чем Парсонс, и оба сделали в итоге совершенно разные выводы. Хоманс занимался английской литературой, антропологией и историей. Он отрицательно относился к функциональному мышлению, поскольку оно подразумевало ориентацию на целое, где индивидуальное поведение было лишь вкладом в сохранение целого. Он пришел к выводу, что конечные объяснения в антропологии, истории и социологии следует искать в области психологических гипотез. Так, он определял историю как «изучение изменения человеческого поведения во времени». При этом Хоманс исходил из бихевиористской психологии, а особенно — из экспериментального исследования Б.Ф. Скиннера. Социологию, которую Хоманс пытался построить на этой основе, можно охарактеризовать как «бихевиоральную социологию». В соответствии с бихевиористским мышлением она основывается на предположении, что объектом социологии является индивидуальное поведение или интеракции между индивидуальными деятелями. Социальные структуры, институты и т. п. есть не что иное, как сочетание индивидуальных характеров поведения. Поведение является социальным тогда, когда между индивидами происходит процесс действия-реакции. Однако не интерактивная связь как таковая является исходным пунктом научного объяснения, а индивидуальное поведение. Объяснение социального поведения и социальных структур посредством бихевиористски-психологических гипотез подобно сведению социологии к бихевиористской психологии. В соответствии с этим люди, которых Хоманс вновь возвращает в социологию, являются поведенческими организмами, которые реагируют на воздействие внешних раздражителей. Объектом его социологии является «элементарное социальное поведение», т. е. повседневное, наблюдаемое поведение индивидуальных деятелей. Оно должно служить основой для создания помологических гипотез, т. е. для открытия законов поведения. Учитывая индивидуальное поведение, Хоманс различал: • деятельность, т. е. движения деятелей, которые могут восприниматься третьим лицом и которые можно изучить; • чувства, т. е. активность (!), в которой проявляются отношения или настроения; • интеракции — взаимодействие между лицами, которое может быть усилено реакцией возможного другого лица. Изменяющимися признаками деятельности являются количество, т. е. частота появления некоего действия, иее качество, т. е. ценность действия относительно состояния организма между лишением и насыщением. Ценность действия, можно определить в духе современной неоклассической политэкономии как субъективную пользу, вследствие чего Хоманс говорит также об экономическом объяснении социального поведения или о социальном поведении как обмене.
Лекция 2. 1. Конфликтология. 2. Символический интеракционизм. 3. Этнометодология. 4. Теория структурообразования Э. Гидденса.
|