Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я группа. Иллюзии и галлюцинации состояний помраченного сознания 2 страница
Онирический синдром – ониризм, или «бред сновидений» (Е. Режи, 1901, 1906), характеризуется началом с общей вялости, сонливости, затем помрачением сознания (сновидным), менее глубоким, чем при делирии и особенно онейроиде, склонностью к пробуждаемости с нарушением дифференцировки между сновидениями и реально происходящим вокруг. В период онирических переживаний ориентировка нарушена. На разных этапах пробуждения она частично или полностью восстанавливается (сначала в окружающей обстановке ж месте, а затем во времени). При этом синдроме течение мыслительных процессов обусловлено степенью онирического помрачения сознания без явлений психического автоматизма в виде ведущего самостоятельного феномена, без инкогеренции, распада мышления. При выходе из психотического состояния мышление грубо не нарушено. Интеллект больного вне помрачения сознания не изменен или снижен по органическому типу. При прекращении сновид-ных переживаний («пробуждении») критика восстанавливается или имеются критические сомнения, иногда критика частично нарушена. Связь онирических галлюцинаций с фазой сна, сновидениями, пробуждением сближает их с галлюцинациями просоночного состояния. Отличаются они лишь несколько большей длительностью и сценичностью. Сновидные переживания вызывают у больного положительные эмоции, а при прояснении сознания остается благодушие, иногда некоторая приподнятость настроения. Галлюцинаторные образы воспринимаются больным субъективно, в единстве с его личностью, которая «вписывается» в галлюцинаторную сценическую композицию. Оставаясь неподвижным или жестикулируя, больной чувствует себя участником сновидных переживаний. При этом так же, как в сновидениях, он участвует в онирическом сюжете, действиях в качестве первого лица, реже видит себя со стороны. В. X. Кандинский (1952), описавший ониризм до Е. Режи, отметил, что для онирических галлюцинаций характерна сценоподобность, фантастичность с участием больного в фантастических «видениях». Напряжение внимания больного, активное или пассивное его отвлечение ослабляют галлюцинаторные переживания. 73. Больная Л. М., 18 лет. Диагноз: органическое заболевание головного мозга (ревмоваскулит). В анамнезе: ревматический полиартрит. Психически больна несколько месяцев. Заболеванию предшествовали длительное переутомление и нервное напряжение, связанные с окончанием школы и поступлением в институт. В статусе: доступна, синтонна очень впечатлительна, выявляются истерические черты характера, а также быстрая утомляемость и истощаемость. Интеллектуально сохранна, лишь несколько ослаблены внимание и память. ■ Мышление конкретное, последовательное. Эпизодически, чаще перед сном или утром после сна, обычно при недосыпании, возникает один и тот же образ умершего соседа, который говорит с больной, прикасается к ней. Образ реалистичный, четкий, динамичный. Себя и соседа видит не в комнате, а идущими по улице, едущими в машине, летящими в самолете. Тема «видений» всегда одна – встреча. с соседом, а сюжет (место встречи и сценическая композиция) разный. На протяжении всего сценического «видения» чувствует себя в движении. Переживания не вызывают отрицательных эмоций, а скорее приятны. Очнувшись, понимает, что ей казалось. Не всегда может разобраться, «казалось» ей это наяву в состоянии бодрствования или в сновидениях. В момент сновидных переживаний не отвечает на вопросы, как бы йпадает в забытье. Галлюцинаторные образы при ониризме, подобно видениям во сне, могут быть навязчивыми. Локализуются они в субъективном галлюцинаторном пространстве (с экстрапроекцией в это пространство), чаще при закрытых глазах, реже с параллельной фиксацией реальных предметов,, но» без установления их взаимоотношений с галлюцинацией. Галлюцинаторное пространство при этом может с большей или меньшей полнотой заменять воспринимаемое пространство. Сновидные галлюцинации, почти всегда. зрительные, возникают одновременно с бредом при взаимной сюжетной связи. В отдельных случаях синдром включает слуховые обманы. Изредка – это вербальные, чаще – недифференцированные слуховые галлюцинации (гул, шум ветра, морского прибоя), иногда сочетание тех и других. 74. Больная Л. И., 63 года.. Диагноз: церебральный атеросклероз. В статусе: правильно называет год, месяц, день недели, чисел не помнит. В месте и окружающей обстановке ориентируете я. Несколько многоречива. На вопросы отвечает по существу. Память и формальные способности резко ослаблены. Фон настроения понижен. Часто- ощущает ползание по голове какого-то насекомого, которое нередко переползает на тело. Пытается его поймать, но никак не может. Временами слышит «оклики по имени, мяуканье котенка из подвала, шелест пробегающей мыши, шуршание бумаги, стук в дверь. К слуховым обманам относится критически, но все же нередко проверяет, нет ли для них действительных оснований. Не всегда может отличить сновидения от яви. Так, утром, проснувшись в палате, внезапно услышала громкий гул. Увидела, что находится в собственном доме, в котором с грохотом обваливается печка. Увидела п койную мать, которая сказала: «Дочка, сотвори иисусову молитву». Все вжадения были четкими, реалистичными, только изба была без потолка. «Очень испугалась, очнулась и увидела себя в палате на своей кровати». Встала на колени и начала молиться. Еще несколько минут находилась в каком-то ощепенении, не отвечала на вопросы. Затем полностью «пришла в себя». Сообщила, что когда молилась, слышала обращенный к ней вопрос медсестры, шо «язык отнялся, ничего сказать не могла». Затрудняется в оценке происшедшего, не может разобраться – было все наяву или во сне. Галлюцинациям и бреду при онирическом синдроме всегда предшествует помрачение сознания, иногда с; иллюзорным восприятием элементов объективного окружения. Бывают парейдолические иллюзии. При этом бред сопутствует и сюжетно связан больше со сновидными переживаниярли, чем с иллюзиями, изредка возникающими в периоды частично прояснившегося сознания. Иначе говоря, интенсивность бреда прямо пропорциональна степени помрачения сознания (до определенного предела, при котором затрудняется психопатологическое творчество). Онирические галлюцинации динамичны, лабильны, сюжет их изменчив. При открывании глаз иногда бывают иллюзии ложного узнавания. Часто встречающиеся при онирических состояниях галлюцинаторные переживания полета, витания в воздухе, а также «желания летать, броситься с высоты, повиснуть в воздухе, ощутить форму своего тела», К. А. Скворцов (1931) объясняет обычными, по его мнению, для онирических состояний вестибулярными расстройствами. 75. Больной 3. Г., 18 лет. Диагноз: органическое заболевание мозга (остаточные явления параинфекционного энцефалита). В анамнезе: тяжелый грипп с очень высокой температурой, в последующем – длительные головные боли, а затем периодические приступы слабости, адинамии, потливости, тахикардии, заканчивающиеся полиурией. Основное в клинической картине заболевания – эпизодические, пароксизмально возникающие (всегда в момент пробуждения) состояния, которые следует квалифицировать как: гипнопомпический онирический синдром. По словам больного, в момент пробуждения (при переходе сна от глубокого к поверхностному) у него внезапно меняется состояние. Появляется нарастающий гул в голове, затем слышится множество неразборчивых «голосов», не имеющих отношения к больному. Над ним звучит «неземной голос», который, судя по интонации, ругает и стыдит больного, но содержание его высказываний также неразборчиво. На высоте галлюцинаторных переживаний больной ощущает, что он приподнимается над кроватью и летит из комнаты в комнату. Во время полета видит родственников, сидящих в застывших позах на своих кроватях, хотя з действительности они в это время спят или отсутствуют. Больной утверждает, что при полете у него открыты глаза и что все это состояние, называемое им «мистерией», продолжается 1–1, 5 минуты. Состояние полета прекращается внезапно: он ощущает сильный толчок в голову и обнаруживает,, что лежит на кровати с открытыми глазами, мокрый от пота. Описываемые переживания протекают абсолютно однотипно. Они одинаковы по содержанию, всегда начинаются внезапно и так же вне-за-пно заканчиваются. Впервые такие сновидные переживания появились в 15 лет, а затем (за 3 года) повторились 4 или 5 раз. В последнее время больной научился предотвращать развитие «мистерий»: почувствовав гул в голове во время пробуждения и услышав «голоса», он делает над собой усилие и просыпается полностью. К онирическим переживаниям вполне критичен. Отмечает, что уже ряд лет испытывает чувство пережитого в двух вариантах. В первом из них у больного днем внезапно на несколько мгновений возникает чувство, что реальные действия, все происходящее вокруг когда-то в его жизни встречалось. Во втором – внезапно кажется, что окружающие больного люди, животные вдруг «замирают, как на фотографии», и возникает ощущение, что так уже когда-то было. Своеобразные, с богатым сценическим сюжетом переживания онирического характера отмечены у больного, перенесшего отравление фосфоро-органическими инсектицидами (ФОН). 76. Больной Т. Т., 35 лет. Диагноз: интоксикационный психоз. Перенес случайное отравление ФОН. В комплексе лечения использовались большие дозы атропина. На пятый день после отравления, когда соматическое состояние стало улучшаться, вечером возникло сновидное помрачение сознания: внезапно понял, что находится в космической ракете, почувствовал взлет. Внутри ракеты был телевизор, на экране.: которого смутно видел города, леса, мелькавшие под ракетой. В телевизоре, так же смутно, виделись. фигуры и лица жены, дочери, сына. Они были динамичны, что-то доедали, но к нему это отношения не имело. Вдруг услышал страшный треске, увидел яркий огонь красного цвета. Понял, что произошло какое-то столкновение. Ощутил падение ракеты. Ракета на несколько метров врезалась в землю. Ее стали оттуда вытаскивать. Чувствовал себя плохо. Держался правой рукой за трос, а трос висел на волоске. Знал, что если оборвется, сердце его все-таки выдержит. Увидел перед собой в воздухе четыре своих сердца. 1Ъо: нял, что теперь точно выдержит, так как есть запасные сердца. Потом его вытащили. Было интересно и весело. Пел песню «сердца четырех?». Страха не было. Днем, находясь в рентгеновском кабинете, был растеря: и, не мог понять, где его руки, искал их. Галлюцинаторные образы онирического состояния по характеру их телесности почти не отличаются от видений во сне. Развитие онирического синдрома, степень помрачения сознания, интенсивность галлюцинаций находятся в прямой зависимости от экзогенных раздражителей и соматотении. Этот синдром может входить в развитие как острого, так и хронического экзогенно-органического психоза. При эгом элементы онирического синдрома, характеризующие его критерии и признаки, соответствуют приведенному выше описанию. Несколько отлично онирический симптомокомплекс проявляется при эпилепсии. В этом случае обнаруживается большая спаянность с общей клинической картиной заболевания. В ониричеекгих переживаниях нашей больной эпилепсией (набл- 77), кроме того, отмечается в атипичном виде одно из свойств онейроидного синдрома – ощущение двойного существования (на земле и в небе). 77. Больная Н. П., 50 лет. Диагноз: эпилептическая болезнь, эпилептический психоз. Из анамнеза: с 19 лет страдает эпилепсией с судорожными припадками. В клинической картине наряду с общительностью, контактностью, доступностью (насколько позволяет выраженное слиабоумте), на первый план выступает нелепый отрывочный бред «двойного существования». Больная одновременно находится на земле (дома, в диспансере, на улице) и в космосе. Собственно, в космосе находится ее «ангел», иомеющий: полное внешнее с ней сходство. Больную используют с научной целью, «держат под атомом» и поэтому посылают в космос. При детальном опросе выясняется, что бред больной имеет подчиненный характер, так как он; а рассказывает о виденном в сновидениях-. и наяву, но при измененном созназнии. Временами видит себя в космосе, где встречается с различными, давно умершими людьми, которые разговаривают с ней. Их голоса она слышит в ушах и к. а к будто со стороны. Онирические переживания, по-видимому, возникаю ~г очень часто. Больной они доставляют удовольствие. Сюжет онирических: галлюцинаций обычно конкретен и приводит больную к конкретным выводам, например, о необходимости увеличить ей пенсию, улучшить условия ее жизни, изменить способ кормления скота и т. п. К переживаниям не критична, дементна. Делириозный синдром, делирий, характеризуется более значительной, чем при ониризме, глубиной помрачения сознания. Природа делириозного синдрома (интоксикации, инфекции) в несколько большей степени сказывается на динамике его возникновения и развитие, чем на клинике;: иллюзорных и галлюцинаторных переживаний. Однако сюжет галлюцинаторной композиции бывает различным (например, более устрашающим при алкогольном делирии), различны также; характер и степень эмоциональной реакции н^а сюжет галлюцинаций. Поскольку нас интересуют главным образом галлюцинаторные и иллюзюрные симптомы, в качестве модели делириозного симптомокомплекса мы принимаем алкогольный делирий. Для него характерно дрожание (тремор), которое возникает до и сохраняется: вне расстройства сознания, а также выраженные вегетативные нарушения. Сноподобные переживания перемежаются с состояниями относительного бодрствования, оглушенностью. Достаточно типичен симптом пробуждаемости. При некоторых формах делирия возможно полное нарушение ориентиревки и потеря сознания. Глубина его расстройства нередко связана с тяжестью соматического состояния. Развитие синдрома, степень помрачения сознания, нарастающая вечером и ночью, и интенсивность галлюцинаций находятся в прямой зависимости от соматогенжш и экзогенных раздражителей. Ориентировка, в пространстве, месте, времени ^часто ложная, зависимая от бреда. Личности больного «аутоидентифицнрована» (А. А. Портнов, 1967), то есть ориентировка в собственной личности не нарушена – самосознание сохра нено. При прояснении сознания восстанавливаются, воспоминания о большинстве галлюцингатор»но-бредовых переживаний, хот-я некоторые из них, относящиеся к периоду наиболее тяжелого психосоматического состояния, амжезируются. Основное направление, мыслительного пр оцесса не изменено, инкогеренхгии, распада мышления нет. Постше выхода из психотического состояния бываем замедление и " маьлая продуктивность мышления:, но- оно всегда последовательное, связное. Возможно своеобразное алкогольное резонерство, алкогольный юмор. Вне делириозных переживаний обычно выявляет–ся снижение интеллекта органического типа, иногда сосудистого характера, чаще алкогольная деградация. Критика к делириозны м переживаниям, отсутствующая на их высоте частично восстанавливается при пробуждениях и в периоды ггрояснения сознания (обычно днемс, утром), с которыми " перемежается делириозная симптоматик^а. По мере выздоровления ш связанного с ним исчезновения делириозных симптомов нарастает степень критичности, всегда зкависящая от степени снижения интеллекта. Б случаях, при которых после прояснения сознания пролонгируется синдром алкогольного галлюциноза, восстановление критики. задерживается. Иногда больной остается некритичным и после прекращения галлюциноза. В картине психоза превалируют зрительные галлюцинации. В меньшей степени представлены тактильные и слуховые, в частности, вербальные обманы. Однако зрительные галлюцинации, совпадающие с наибольшей степенью помрачения сознания, могут частично или полностью амнезироваться и иногда констатируются только по объективным признакам. В подобных случаях больные после выхода из психотического состояния рассказывают о «голосах» и утверждают, что им ничего не виделось. Галлюцинаторные образы при делирии не просто разнообразные – зрительные, слуховые, тактильные, а сложно со-четанные, комбинированные – видимая собака лает, страшные рожи громко хихикают, ружье стреляет и т. п. Галлюцинации, как правило, сопровождаются бурными эмоциями, нередко аффектом витального страха, ужаса. Иногда аффект появляется одновременно с галлюцинациями, иногда предшествует им, но обычно отмечается до появления бреда. Галлюцинации и аффект взаимозависимы и взаимосвязаны. Реже отношение больного к галлюцинациям созерцательное. Наряду с галлюцинациями часто наблюдаются иллюзии, особенно зрительные. Характерным свойством этих иллюзий (в отличие от аффективных – 4-я группа и бредовых – 10-я группа) можно считать то, что они нередко выходят за пределы искажаемого объективного образа, придают ему отсутствующую в действительности подвижность – перемещение в воспринимаемом пространстве. Иллюзии, галлюцинации и бредовые переживания при де-лириозном помрачении сознания настолько типичны, что их удается квалифицировать не только при безусловном экзогенном психозе, но также при шизофрении, осложненной алкоголизмом, отграничив делириозную симптоматику алкогольного генеза от шизофренической. 78. Больной Т. Г., 38 лет. Диагноз: шизофрения, приступообразно-прогредиентная форма. Алкогольный делирий. Болен с 20 лет. Заболевание началось с расстройства сна. Отказывался от еды, ему казалось, что пища отравлена, высказывал идеи преследования и особого значения. С 24 лет периодически алкоголизируется. Говорит, что становится скучно, появляется тоска, желание выпить. В период похмелья неоднократно возникали кратковременные психотические состояния, по поводу которых стационировался 16 раз. Перед последним поступлением 2 дня пил. В состоянии похмелья появилась тревога. Вечером внезапно увидел, что маленькая кукла-матрешка, стоявшая на телевизоре, начала плясать. Плясала она не на одном месте, а по кругу – по краям телевизора. При этом размахивала руками, кивала головой. Видел это четко, удивился, «нутром понимая, что этого быть не может». Включил свет, подошел ближе, убедился, что кукла стоит, как обычно, на телевизоре. Выключил свет и лег на кушетку. При взгляде на телевизор вновь увидел, что кукла пляшет, опять включил свет– кукла стояла на месте. Так повторялось несколько раз. Утром пошел в лес по грибы. По дороге виделись сидевшие под деревьями по одному или по двое люди, подходя ближе, убеждался, что это пень или куст. Слуховых обманов тогда не было. Вечером вновь возникла тревога. С целью уснуть съел горсть циклодола и запил вином. Проснувшись, услышал, что в квартире этажом выше сговариваются его арестовать. Понял, что организована «группа захвата». Из репродуктора услышал переговоры членов этой группы. Говорили о нем, ругали, сговаривались, как захватить. Считал, что в комнате установлена подслушивающая аппаратура и что за ним все время следят. На следующий день чувствовал себя плохо. Взглянув в окно, увидел циркачей: мужчину и женщину, которые ездили на одноколесном велосипеде. Вечером вновь услышал угрожающие голоса. Повторил прием циклодола с вином. Немного поспал. Проснувшись, вновь услышал голоса. На этот раз вторая «группа захвата» сговаривалась его убить. Обсуждали детали. Решил «живым не даваться» и порезал себе горло бритвой. Была значительная кро-вопотеря, но жизненно важные органы не повреждены. В хирургическом отделении продолжал слышать враждебные сговаривающиеся голоса, был страх. Через сутки все прошло. В статусе: спокоен, вполне критичен, понимает, что был болен «от водки». Имеются симптомы шизофренического дефекта в виде эмоционально-волевой вялости, временами появляющегося ощущения пустоты в голове, склонности к бесплодному мудрствованию. Галлюцинации при делириозном помрачении сознания, как правило, локализуются в воспринимаемом пространстве (в экстрапроекции), среди реально существующих предметов и ассимилируются объективным окружением. При аментивно-делириозном и особенно делириозно-онирическом синдромах экстрапроекция галлюцинаторных образов сохраняется, но воспринимаемое пространство заменяется галлюцинаторным. Такую же характеристику имеет пространство при предшествующих иногда делириозным галлюцинациям ярких, сценических, панорамических, нередко устрашающих сновидениях, продолжающихся ггосле частичного пробуждения. В отдельных случаях делирия возможна интрапроекция галлюцинаций, возникающих, развивающихся на высоте помрачения сознания и зависящих от него – псевдогаллюциноз (см. ниже). Галлюцинаторные образы обычно возникают без чувства сделанности, могут быть реалистичными и нереалистичными (неестественными) по внешнему оформлению, например, дисморфопсическими, микро- и макропсическими, нередко зоопсичес-кими. Чем больше степень делириозного помрачения сознания, тем более неестественными, нелепыми, причудливыми, фантастичными бывают галлюцинаторные образы и действия и тем больше больной верит в их реальность. 79. Больной Т. Т., 34 года. Диагноз: органическое заболевание мозга сложного генеза с эписиндромом. Алкогольный делирий. В прошлом неоднократно переносил черепно-мозговые травмы, тяжелый грипп, алкоголизацию. Год назад – большой развернутый судорожный припадок. В просоночном состоянии совершал нелепые действия: однажды побежал на кладбище, очнулся в свежевыкопанной могиле. В другой раз разжег костер в комнате, затем очнулся в милиции; ничего не помнил. После длительного и массивного злоупотребления алкоголем «простудился и заболел воспалением легких». Через несколько дней вечером увидел множество двигающихся на него мышей. Они подбегали и прыгали на кровать. Пытался стряхнуть их. Потом одна из самых маленьких мышей, на вид очень замерзшая, подбежала к больному и человеческим писклявым голосом попросила погреться. При попытке поймать ее ^- отскакивала. На следующий вечер увидел трех своих товарищей, подошедших к окну дома. Один из них сказал: «Наших бьют, Тимоха, иди помоги». Затем вновь увидел мышей. Считал, что они пробрались в его голову и там играют в хоккей. Он чувствовал, как бегающие мыши ударялись о его черепную коробку, но не видел и не слышал их. Вера в реальность существования галлюцинаторных образов и производимых ими действий достаточно типична для делирантов, хотя иногда при частичном прояснении сознания у них возникают сомнения в действительности происходящего- Имеется субъективная отчужденность галлюцинаторных образов, т. е. они воспринимаются в качестве существующих конкретно самостоятельно, с противопоставлением им личности больного. «Объективизация» галлюцинаций, так же как возникший на их основе бред, в случаях значительного органического снижения интеллекта сохраняется некоторое время после выхода из делииозного состояния. Произвольное напряжение внимания больного к делириозным галлюцинациям усиливает их, а отвлечение внимания (переключение его на действительные реальные объекты) – ослабляет. При делирии галлюцинации яркие, красочные, телесные, очень динамичные, часто множественные, устрашающие больного, угрожающие ему, образующие в отдельных случаях сложную сценическую композицию. Композиция эта может включать зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, вербальные галлюцинации и бред преследования. Бред возникает одновременно с галлюцинациями или после них, всегда зависим от них сюжетно и так же, как они, лабилен. Лабильность эта касается лишь внешнего оформления галлюцинаций и композиционного построения, а тематика (преследование) остается стойкой. Можно подчеркнуть сценичность делириозных галлюцинаций (К. Ясперс, 1929), не лишенных обычно и драматичности. Переживая происходящее в галлюцинаторной композиции, больной мимикой, жестикуляцией, речью нередко, соучаствует с действиями галлюцинаторных образов. Он спорит с «голосами», убегает, прячется или догоняет мнимых преследователей, нападает на них. Особенности и характер галлюцинаторных сценических переживаний достаточно хорошо показаны в описании самонаблюдения, сделанного больным, перенесшим делирий с онирическими включениями. При анализе этого самонаблюдения следует иметь в виду, что некоторые детали делириозных переживания больной амнезировал. 80. Больной Г. А., 30 лет. Диагноз: алкогольный психоз (алкогольный делирий). Из делириозного состояния вышел 26 дней назад. В настоящее время чувствует себя хорошо, жалоб не предъявляет. В статусе: доступен, синтонен, очень незначительно ослаблена память на текущие события. Мышление связное, последовательное, интеллект сохранен. С интересом и любопытством относится к перенесенным переживаниям. Охотно согласился их описать. Приводим это описание со значительными сокращениями: «По-видимому, все началось с отлета из тайги. Вечером опять выпили. В Москве настроение было подавленное, вино одурманивало, расслабляло. Я решил, что пора кончать. На второй день все началось. Зазвучал голос, он рассказывал очень быстро, четко о расследовании дела по убийству лося. Рассказ этот перешел в другой – о строительстве домов из шлака на Сахалине. Затем в третий – о художнике Чюрленисе. На стене появился фильм в черно-белом, изображении. Какой-то детектив с погоней, стрельбой и прочими атрибутами. «Голос» предложил мне золото за подпись под контрактом, по которому я должен был стать наемником. Меня, соблазняли деньгами, вином, женщинами. Я отказывался. Мне льстили, но не грозили. Всю ночь во дворе выла голубая машина с какой-то штукой вроде стрелы и бегали собаки. Одна лаяла тонким голосом; «Надо работать, надо работать», а вторая ей в ответ: «Не надо». Кто-то под окном сказал: «Обратная связь». Я нажал на глаза и увидел какую-то женщину внизу у подъезда, которая делала мне знаки. Я понял, что надо встать и выйти на улицу, чтобы показаться им. Кое-как оделся и вышел на улицу – никого не было, но зазвучал приказ погулять. Я нажал на глаза, чтобы увидеть того, с кем разговариваю, но он быстро перевел кадр на прохожих и сказал, что бесполезно. Я поехал до станции метро «Сокол» и вернулся домой. Утром приехал друг, мы выпили и весь день прошел спокойно. Ночью опять появились голоса. Они кричали: «Вот идет Казазуля, он убил сворт бабушку». Я быстро стал переодеваться, чтобы выбежать на улицу. Внезапно от телевизора стали исходить звуки, переходящие в слова. Шел процесс надо мной и еще одним. Судья выяснял, кто истинный Толя. Приглашенный мною сосед ничего в телевизоре не услышал, сказал, что он выключен. Я быстро схватил деньги, документы и остановился в раздумье, ехать к матери или еще к кому-то, кто определил бы, что я •– это я. Бегу за троллейбусом, хватаюсь за ступеньки и падаю. Со стороны слышу голоса: «Ну здоров! Геолог! Откуда у него столько сил!» Иду в сторону Ленинградского проспекта в сопровождении голосов мамы и бабушки, которые летят где-то сзади и предупреждают меня о неровностях дороги. Остановился в оцепенении: там, где было метро «Динамо», стоит какое-то светлое здание, все стеклянное, а внутри гимнасты парят. Стоят статуи и грудными голосами восхваляют царька Толичку и приглашают посмотреть 25 серий. Роботы работают, сами по себе движутся облицовочные плиты, сами себя закрепляют, в общем ночная рабочая суета. Иду дальше; впереди вижу старое здание метро. Захожу – обшарпано, те же турникеты, та же тетка в красной фуражке. «Опускай, – кричит, •– пятак». Опускаю, прохожу. Еду вниз. Сажусь в поезд. Узнают. Одни, ругают Толичку (не меня), другие защищают. Вдруг в вагон врываются столбы цемента. Пылища, а люди сидя г, привыкли. «Что это?» – спрашиваю. «А-вот ты выйди и- разберись». Я выбежал из метро, побежал по какой-то улице и увидел свой дом, поднялся. Сунул ключ в скважину, но ключ не подходил. За дверью женский голос спросил: «Кто там?» – «Откройте!» «Кто там?» «Открывайте!» «Не открою!» Я надавил на дверь, она поддалась, отшвырнул какую-то женщину и вошел в комнату. Шум, слезы. «Тихо! Как же это вы посмели занять мою квартиру? Один день отсутствовал – и пожалуйста». Женщина побежала к соседям. Две девушки, видимо дочери, испуганно смотрели на меня. Я по-хозяйски прошелся по комнате. Это мой диван красного цвета и стол мой, и тумбочка моя, шкаф заменили, а где телевизор? У меня не была такого. Комната постепенно стала заполняться соседями, были мужчины, от одного из. них пахло водкой, он был длинный и нерешительный. Я по-хозяйски.. устало сел на диван. И, стал спрашивать, как же они дошли до такой жизни. Не годится пользоваться чужими квартирами и мебелью. Вошли милиционеры и попросили документы. Я дал им паспорт. «Что ж ты безобразничаешь в чужой квартире?», г- «Это моя квартира и половина мебели моя». ^ В отделении милиционеры переговаривались между собой, разглядывали мой паспорт и как-то подозрительно смотрели на меня. Всю ночь просидел на скамейке в дежурке. Если пытался подняться, на меня кричал сержант. Заснуть никак не мог. То, что я говорил милиционерам, повторял слово в слово девчоночий какой-то голосок. Она все повторяла: «фикстула, фик-стула, ах фикстула!» – и так много раз. Из динамика все время доносилось клацание и голосок; «Толичик, Толичик, Толенька, Толик». Вскоре к окошку стали подъезжать машины и под клацание (словно пишущих машинок) объявлялось, кто приехал, и звали меня. Эти приглашения звучали бесконечно, машина приезжала за машиной и все это под «Толичик, Толенька...» Я несколько раз пытался подняться, но милиционер грубо говорил: «Сиди». В помещение милиции никто не заходил, боялись. В лучшем случае кричали из-за стены, противоположной окну. В общем, у стены началась возня; стена была фанерной, и ее стали разрезать. То пропиливали, то вырезали дырку, то двигали. Возилась эта самая девочка и еще кто-то с ней. У них сломался штык, которым они пропиливали стену. Мужской голос вдруг сказал: «Не балуй с автоматом». И началась игра с автоматом, девочка никак не могла выбрать мишень, т. е. взять на мушку. К ней присоединился еще кто-то, и они мешали друг другу, возились за стеной, и она все время повторяла: «Стреляю, не стреляю, стреляю!» Чаще почему-то на мушку попадал я, и она просила меня отодвинуться. Я стал двигаться и свалился со скамейки, чем вызвал неудовольствие милиционера.
|