Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития науки о поведении потребителяСтр 1 из 7Следующая ⇒
В 1920- начале 30х годов маркетинг выделился из экономической теории и стал самостоятельной дисциплиной. Также в это время впервые было проведено изучение потребителей ряда товаров с помощью опросов. Поведение потребителей как отдельная дисциплина возникла в 50е годы в рамках кафедры маркетинга бизнес- школ. Для изучения поведения потребителей использовались «мотивационные исследования», основанные на глубинных интервью и традициях психоанализа. В 60е годы в исследования потребительского поведения стали применяться достижения психологии, в частности на основании понимания потребителя как информационного процесса (потребитель – компьютер, получающий и перерабатывающий информацию) были предложены достаточно сложные модели потребительского поведения. В 70е годы – институционализация поведения потреб-й, произошло становление дисциплины. В 80е годы – новый маркетинг, когда к изучению потребительского поведения подключились антропологи, социологи, литературные критики и т.д. В 90е годы рыночные реформы России поставили проблему не производства, а сбыта. Предложение товаров стало превышать платежеспособный спрос населения. Поэтому выживание предприятий и их процветание напрямую зависит от степени удовлетворения потребителей.
3) Место дисциплины «Поведение потребителей» в системе наук. В основе поведения потребителей лежит ряд фундаментальных научных дисциплин: 1) Экономика. Связывает Повед-е потребителей с развитием производственных отношений, при этом индивидуальный потребитель обезличивается. Вклад экономики в изучение поведения потребителей: --- Формирование терминологической базы --- При объяснении рационального поведения с точки зрения максимизации функции полезности. 2) Психология. Рассматривает поведение потребителей как важный компонент поведения личности. Выделяются следующие разделы: ---индивидуальные особенности поведения потребителей --- психологические процессы, влияющие на поведение потребителей (внимание, восприятие и т.д) --- процесс принятия решения о покупке как разновидность целенаправленного процесса обработки информации. 3) Социология. Рассматривает поведение потребителей как составной элемент образа жизни. В рамках социологии объясняется: --- Влияние культуры на поведение потребителя --- Роль семьи при воспитании потребителя (и ближайшего окружения) 4) Социальная психология. Влияние социальных ролей на поведение потребителей. 5) Влияние половых различий на потребительское поведение (гендерный маркетинг)
|