Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различные классификации потребностей и их применение в изучении потребительского поведения
Потребности – это дефицит, нехватка чего либо, необходимость в чём–то. Потребностей мало и по количеству они имеют общий характер, а желания бесчисленны и зависят от ситуации и они конкретны. Классификации потребностей: 1) пирамида Маслоу. Потребности носят иерархический порядок. Снизу приамиды вверх: 1. Физиологические 2. Потребность в безопасности 3. Социальные потребности 4. Потребности в уважении 5. Потребность самовыражения Ограниченность такой модели заключается в следующем: – в культурной ориентации на западный мир и западную систему ценностей. – не учитывается ситуационный характер мотивации – конкретное потребительское поведение может вызываться несколькими потребностями 2) многофакторный уровень потребностей: 1) Физиологические 2)Социальные. Товары потребляются в результате взаимодействия потребителя с другими людьми. 3) Символические потребности, при которых покупатель через товары выражает себя. Продукты выступают символами самооценки. 4) Гедонистические потребности. При котором продукты потребляются в результате их сенсорных свойств 5) Эмпирические. Связаны с удовлетворением и формированием чувств 6) Когнитивные. Отражают любопытство потребителей к миру и их желание понять его. Ключевое отличие многомерного подхода, заключается в том, что любая деятельность связанная с потреблением, может отвечать одновременно многим или даже всем типам потребностей. 12) Когнитивные процессы: ощущение и восприятие. Подпороговое восприятие. Когнитивные процессы – процессы восприятия и переработки информации (ощущение, восприятие, внимание, память, интерпретация, идентификация и др.) 1) Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии стимула на органы чувств Минимальная величина воздействия - это величина воздействия стимула при которой ощущения возникает (порог ощущений). Максимальная сила воздействия стимула- при которой всё ещё возникает ощущения (верхний порог).
0.5 – не приятно, 3 – приятно. 2 – порог ощущения
Закон Вебера: K= ∆ I/I
Ощущение минимального прироста стимула к исходному его значению остаётся величиной постоянной независимо от абсолютной величиной стимула. I – исходная интенсивность стимулов K- постоянная величина ∆ I – изменение стимула, необходимая для получения различных ощущений
2) Восприятие – это отражение предметов и явлений целиком. Восприятие, интенсивность которого не достигает нижнего порога восприятия, называется подпороговым. Подсознательное воздействие (воздействие ниже порога восприятия) легко суммируются, повышая общую возбудимость нервной системы. Однако данных о том, что человек может завершить покупку с использованием только подсознательных методов, нет. Пороговое воздействие не эффективно, так как: - Люди имеют разные пороги восприятия - На поведение влияют скорее сильные, чем слабые стимулы - Человек склонен игнорировать или неправильно интерпретировать любое воздействие на него. 13) Когнитивные процессы: внимание. Факторы привлечения внимания. Внимание – направленность психической деятельности на какой – либо объект. Внимание рассматривается как информационный фильтр, контролирующий количество и характер информации, который получает индивидуум. Привлечение внимания к продукту или услуге является одной из основных задач маркетинговой деятельности. Модель AIDA (Attention Interest Desire Action) — принятая в практике американского маркетинга модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке: внимание → интерес → потребность → действие. 2 группы факторов, влияющих на внимание: 1) Характеристики стимула 2) Индивидуальное отношение к стимулу 1. Характеристики: 1) Размер стимула. Более крупные стимулы имеют больше шансов быть замеченными (Газетная реклама на одну страницу привлекает на 85% больше читателей, чем точно такая, но размером в полстраницы). 2) Интенсивность стимула. Действует также как и размер. К примеру, реклама на радио подается более громко, чем основная программа. 3) Цвет и движение. Яркая упаковка привлекает больше внимание. Привлекают внимание также движущиеся предметы 4) Позиция. Это размещение товара в визуальном поле. Концентрация на товарах, расположенных в центре поля более высокая. 5) Изоляция. Отделение стимулов от других объектов. Например, размещение короткого рекламного сообщения в центре пустого или белого рекламного поля. 6) Характер информации. Простая, прямолинейная информация больше концентрирует внимания, чем сложная. 7) Объем информации. В большей степени внимание концентрируется на сжатой информации, чем на объемной. 8) Новизна или контрастность стимула. Черно-белое объявление, следующее за цветным более заметно. 9) Привычные стимулы, которые привлекают внимание рефлекторно. (Телефонный звонок, звонок в дверь). 10) Наглядность. 2 Индивидуальные особенности, направленные на внимание: 1)Мотивы внимания. Люди в основном обращают внимание на те сообщения, которые удовлетворяют их потребности. 2) Отношение. Люди в большей степени обращают внимание на сообщения, которые поддерживают уже сформированные отношения или решения.
14) Когнитивные процессы: интерпретация и распознавание. Распознавание стимула. Процесс распознавания заключается в сопоставлении восприятий по стимулам с закодированной информацией, находящейся в долговременной памяти. На процесс распознавания, идентификации влияют 2 концепции психологии: 1) Человек воспринимает стимул как единое целое. Это целое не является суммой элементов, а представляет собой целостный субъективный образ. 2) Склонность людей воспринимать соседние объекты по определенным схемам. Исследования показали, что 30% рекламы воспринимается неверно. Идентификация. Представляет собой сложный нейронный физиологический процесс, который происходит в несколько этапов: ---Развертывание ---Компрессия(сжатие), ---Создание комплексов. (результатом которых является формирование суждения). Возможности человека при идентификации сигнала довольно ограничены. Обычно это не более 7-8 сигналов. Эта величина соответствует объему кратковременной памяти. Границы могу расширяться, если информация сгруппирована (запоминание букв путем складывания их в слова). Интерпретация (декодирование). Если предмет восприятия известен, то его распознавание происходит мгновенно. На этом фоне происходит перевод воспринятой информации в единицу внутренней речи, которые связаны с представлением и мышлением, т.е осознание воспринятого образа. Созданный образ обладает следующими свойствами: 1) Предметность (вынесение образа во вне). 2) Целостность 3) Обобщенность, либо отнесение воспринятого образа к определенному классу предметов или классификации информации.
|