Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Следующей последовательности .
1. СОЗДАЙТЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ, способствующую сотрудничеству. Во время первой встречи конфликтующих сторон, а затем при каждой последующей встрече стоит провести несколько минут в неофициальной беседе. Не- плохо организовать чай, совместную трапезу или другое мероприятие. 2. СТРЕМИТЕСЬ К ЯСНОСТИ ОБЩЕНИЯ. Подготовьте к перего- ворам необходимую информацию. С самого начала договоритесь о тер- минологии, чтобы исключить разное понимание одних и тех же слов. 3. ПРИЗНАЙТЕ НАЛИЧИЕ КОНФЛИКТА. Как ни странно, это бывает труднее всего. Человеческой натуре, к сожалению, свойственна такая черта: мириться с нетерпимым и не признавать очевидного. Вме- сто того чтобы продолжать " страусиную" политику, заявите открыто и честно о существовании конфликта. Это сразу избавит вас от непра- вильных рассуждений и откроет путь к переговорам. 4. ДОГОВОРИТЕСЬ О ПРОЦЕДУРЕ. Если конфликт признан и очевидно, что он не решается " с ходу", то вместо того, чтобы продол- жать бесплодные споры, договоритесь, где, когда и как вы начнете со- вместную работу по его преодолению. Лучше всего заранее оговорить, кто будет принимать участие в обсуждении. Поскольку " дома и стены помогают", хорошо собираться либо в нейтральном месте, либо по оче- реди у каждой из сторон. 5. ОПРЕДЕЛИТЕ ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА. Обе стороны должны высказаться: в чем они видят конфликт, как каждая сторона оценивает свой " вклад" в конфликтную ситуацию. Не менее важно выяснить также и то, чего каждая из сторон не видит и не признает. Насколько это воз- можно, постарайтесь выявить " скрытые интересы", личные амбиции или обиды, которые могут заслонить реальную суть конфликта и поме- шать его урегулированию. С этой целью сосредоточьтесь на конкретных действиях, требованиях сторон и спорных вопросах. 6. ИССЛЕДУЙТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ. Ши- роко известна техника " мозговой атаки": высказываются любые предло- жения, которые фиксируются независимо от того, кто их автор. Ни одно из предложений не критикуется. Цель - выработать как можно больше вариантов решения задач. " Дикая" идея после обсуждения может ока- заться плодотворной, а может, наоборот, оказаться настолько дикой, что объединит стороны в ее отрицании, т.е. в конечном счете окажется по- лезной, поскольку поможет взаимопониманию и сближению позиций. 7. ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАШЕНИЯ. На этом этапе нужно обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее при- емлемое. Естественно, оно должно учитывать требования обеих сторон, т.е. быть соглашением. Желательно документально зафиксировать обяза- тельства сторон в форме резолюции, протокола или соглашения. 8. УСТАНОВИТЕ СРОК РЕШЕНИЯ. Если не определить сроки решений, переговоры по конфликту могут тянуться очень долго. Важно, чтобы сроки были согласованы и приняты всеми сторонами. 9. ВОПЛОЩАЙТЕ ПЛАН В ЖИЗНЬ. Меры по осуществлению решения нужно включить в заключительный документ переговоров. Же- лательно приступать к мерам по урегулированию конфликта сразу же после заключения соглашения. Отсрочки могут вызвать сомнения и вза- имные подозрения сторон. Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать реши- тельные меры, необходимо выяснить позиции обеих сторон, т.е. на чем они настаивают. Затем выявить их намерения, цели, интересы. Позиция - это то, что вам предлагают, а интересы - это то, чего оппонент хочет достичь в итоге. Нужно также попытаться понять причины возбужден- ного состояния собеседника и постараться успокоить его. Только затем можно приниматься за прояснение зашедшей в тупик ситуации путем постановки уточняющих вопросов в возможно более вежливой и так- тичной форме, например: " Прошу простить мою невнимательность, но я не совсем уяснил вашу точку зрения. Не могли ли вы ее уточнить в более популярной форме? " Следующий шаг - уяснение того, что имеется общего в интересах сторон. Если позиции несовместимы, то позиционную борьбу можно разрешить разными способами: - искать третий вариант (позицию), который устроил бы обе сто- роны и удовлетворил их интересы. - одной стороне следует пойти на компромисс, но при этом она получает дополнительные льготы (компенсацию). В случае, если позиционная борьба принимает острые формы, сле- дует отойти от своей позиции и постараться убедить оппонента, что лю- бая позиция - это только один из возможных путей решения проблемы. А теперь рассмотрим порядок борьбы с кликами и ликвидации ин- триг. По рекомендации уже упоминавшегося В.Р. Веснина борьбу с кли- ками следует начинать с того, что их членам в драматической форме об- рисовывается бесперспективность действий и невозможность дос- тижения поставленных целей. После этого необходимо посеять рознь и недоверие между членами клики, и прежде всего в отношении лидера. На базе этого создается несколько раскольнических группировок, акти- визируются перебежчики, из которых впоследствии можно вырастить " своих" лидеров. Необходимо убедить рядовых членов клики, что при- надлежность к ней приносит недовольство и разочарование, усталость от бесконечной, бессмысленной борьбы с ветряными мельницами. Когда моральное разложение членов клики достигает нужной степени, им предлагается " свой" лидер. Инициаторов интриги необходимо вызвать на откровенный раз- говор, дав понять, что к нему могут быть приглашены все втянутые в нее лица. Человека не следует обвинять с порога во всех смертных грехах, важно понять, что им руководит. Скорее всего, окажется, что он хочет обратить на себя внимание и стать героем дня. Выяснив мучающие его проблемы, можно совместно определить, насколько они серьезны и ка- ковы возможные пути их решения. Конечно, с " горячими" сотрудниками следует вести себя осторожно, не поддаваясь на шантаж и провокации. Оказывая помощь людям в разрешении конфликтов, необходимо показать им, что это вполне закономерное явление, которого не следует бояться, а можно и должно преодолевать. А для этого стороны должны признать друг друга, понять взаимные интересы, сесть за стол пе- реговоров и внимательно выслушать претензии. Это позволит взглянуть на проблему глазами другого, четко определить предмет конфликта, вы- явить общность и различия взглядов на него и приступить к поиску об- щих решений и выбору наиболее оптимального из них. Такова последовательность действий при разрешении конфликт- ных ситуаций.
|