Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Политическая культура общества
1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы. 2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 3. Формирование политической культуры в процессе политической социализации 5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры.
Под культурой мы понимаем все произведенные человечеством духовные и материальные творения: идеи, теории, учения, науки и религии, образцы искусства и литературы, ценности, нормы и образцы поведения, заводы и фабрики, банки и конторы, дороги и шахты и т. п. Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот современным американским политологом X. Файнером. В работе «Системы правления великих европейских государств» (1956) он предпринял попытку обосновать влияние культурно-этнических факторов на политические процессы. Интерес у теоретиков политики к концептуальному объяснению феномена политической культуры возник не случайно и поддерживался в 1950-1960-х гг., когда новые методы, и в первую очередь бихевиорализм, вытесняли устаревшие институциональные подходы. Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956). К разработке этой концепции, которая давно превратилась не только в современную политическую теорию, но и метод политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии. В содержательном смысле политическая культура означает «психологические ориентации относительно социальных объектов». Как вся общественная жизнь определяется накопленной общей культурой, так и состояние политической системы определяется политической культурой. В структуру политической культуры он включил только идеальные компоненты, а именно: знания и мнения о политической системе и ее функциях; чувства и эмоции, испытываемые людьми к политическим институтам и политикам. Д. Алмонд рассматривал политическую культуру на социетальном уровне, выделяя ее три вида: доиндустриальная, сформировавшаяся еше в доиндустриальном обществе и существующая до сих пор; континентально-европейская; англо-американская. Эта типология политических культур чаще применяется при сравнительных политических исследованиях и отражает всю палитру мира 50-70-х гг. (третий мир, социалистический мир, страны Европы и Америка). Идеалистическая трактовка политической культуры суживала возможности понимания этого феномена, делала затруднительным переход к анализу практической политики. Поэтому уже в 70-х гг. Р. Кар и М. Бернстайн (США) включили в понятие «политическая культура» не только политическое сознание и политические эмоции, но и социальную практику, политическое поведение. Эту позицию, то есть материалистическую трактовку сегодня разделяют и большинство российских политологов, понимая под политической культурой как потенциальные возможности политической деятельности в виде идеальных теорий, учений программ, знаний, эмоций и чувств, так и реализацию их в политической жизни. Таким образом, политическая культура — это система исторически сложившихся объективных политических ценностей: идей, учений, теорий, программ, лозунгов, субъективируемых человеческими чувствами и эмоциями, реализующаяся в политической деятельности, политическом поведении людей. Гражданская культура означает прежде всего лояльное отношение к политической системе и активное участие в политике. Граждане такой культуры позитивно ориентированы как на всю систему в целом и свое участие в ней, так и на «промежуточные» политические институты, т. е. структуры «входа» и «выхода». Гражданская политическая культура — это смешанная культура, сочетающая в себе наиболее функциональные черты патриархальной, подданнической культур и культуры участия. В развитии теории политической культуры было два наиболее плодотворных периода. Первый, продолжавшийся в 1950-1960-е гг., был вызван к жизни необходимостью в развитии теории политических систем и переходом от устаревшего институционального подхода к бихевиорализму. Кроме того, в то время многие бывшие колонии, получившие независимость, сталкивались с необходимостью изучения своих культурных особенностей, прежде чем применять на практике ту или иную теорию модернизации. Новый подъем, или второй этап в развитии теории политической культуры, начался в конце 1980-1990-е гг., в связи с образованием ряда новых независимых государств в Европе и других частях света, их модернизацией и демократическим транзитом. Понятие «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности. М. Вебер выделял три возможных уровня участия в политике: профессиональное занятие политикой участие в политике «по совместительству» участие в политике «по случаю» 1) Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, сделавшие политику «делом жизни», а так же люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты. 2) Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики. 3) Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, акциях протеста или поддержки. Политическому участию противостоит политическая иммбоильность (лат. Неподвижный) – пассивность, полная отстраненность от политической жизни. Ориентации уровня политического процесса адекватно описываются такими ценностями, как принципы построения правительства (или форма правления), роль граждан в этом процессе и понимание ими своих политических прав. Если совместить две последние ценностные ориентации — ориентации на включенность в политический процесс и классификацию политических культур Алмонда и Вербы (приходская, подданническая, культура участия), выполненные по этому же признаку, — то можно наглядно выделить политические культуры, соответствующие не только современной демократической индустриальной политической системе, но и политические культуры, соответствующие доиндустриальной и переходным к демократии политическим системам. Алмонд и Вербе выделяли три типа политической культуры: Патриархальная, приходская культура. Политическая жизнь граждан этого типа культуры замкнута рамками их прихода, где высший уровень политических знаний имеет священник. Осведомленность и политические связи религиозной общины или патриархальной семьи весьма слабы. Отсюда аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела семейные и общинные. Такой тип культуры соответствует доиндустриальному обществу. Культура подчинения, повиновения. Здесь связи между управляемыми и управляющим достаточно развитые и жесткие. Превалируют связи типа «сверху вниз». Власть имеет отлаженный механизм установки ценностей и норм, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания или лишения благ. Такой тип культуры соответствует индустриальному тоталитарному обществу. Культура участия. Характеризуется развитыми, но не жесткими, а гибкими, часто не прямыми, а опосредованными связями общества и государства и с обратной связью (общественное мнение). Здесь действенны как идущие сверху директивы, так и поступающее снизу участие граждан в выработке политических решений. Этот тип политической культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу Европы и Северной Америки. Далее они вывели тип гражданской политической культуры, в которой гармонично сочетаются политические ориентации, присущие трем предыдущим типам. Граждане такой культуры позитивно ориентированы на всю систему в целом и свое участие в ней. Ориентации уровня политического курса адекватно описываются такими ценностями, как роль правительства, приоритеты его политического курса и уровень политической системы. Здесь важными показателями выступают: роль государства в обеспечении определенного уровня благосостояния и безопасности граждан, степень вмешательства правительства в экономику и общественную жизнь, установление власти законов и процессуальной справедливости. Развивая тезис Алмонда и Вербы о балансе согласия и несогласия в обществе, подразделяют политические культуры на консенсусные и конфликтные. Политические конфликты имеют все менее классовый характер и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни. Эти тенденции способствуют: в обществах с авторитарной политической культурой — демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии; в демократических обществах — развитию демократической культуры по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы. Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество перейдет от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериалистическим постепенно, от поколения к поколению: 1. В политике. Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм. Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика и новизна — стимулирующий фактор 2. В экономике. Приоритетность экономического роста. Достижительная мотивация. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности. Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности 3. Сексуально-семейная нормативность. На первом плане — максимизация репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи. Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение 4. В религии. Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости. Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и назначении жизни. Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход на постматериалистические ценности затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров тридцать лет — время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г. Возможна типизация политических культур при помощи нарративного метода, т. е. описания характерных черт культур той или иной политической системы. Исходя из основного противостояния XX в., противостояния между демократией и тоталитаризмом, по нашему мнению, двумя основными конкурирующими культурами в этот период были демократическая и тоталитарная. Тоталитарная политическая культура имеет своим прообразом подданническую культуру, или «культуру повиновения» (Алмонд). Для нее характерны жесткое управление политической системой, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и унификация воспитания и образования, жесткий контроль над политической деятельностью граждан. Характерными чертами такого типа политической культуры являются не проведение выборов, а демонстрация единства власти и народа, не выражение групповых интересов, а показ единодушия народа, не представление своей индивидуальности, а растворение в коллективе. Отметим, что ни географически, ни исторически, ни геополитически, ни лингвистически, ни экономически, ни тем более в религиозном и культурном отношении Россию невозможно отделить от Европы. Другое дело, что российская политическая культура имеет свои особенности, вызванные отличиями географического положения, климата, ее истории, религии, ее развития и образа жизни. Географически Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами. С другой стороны, огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам иметь контакты не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей; геополитически Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным, она постоянный член Совета Безопасности ООН, она стала членом «Большой восьмерки»; исторически Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий на Россию два (Наполеон и Гитлер) пришли из Европы. А военные союзы и военные противостояния оказывают огромное воздействие на формирование политической культуры. Последнее противостояние в холодной войне также не забыто россиянами. С другой стороны, россияне понимают, что большинство научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию именно из Европы. С XVIII в. правящая династия в России была европейской, все дворянство, офицерство, чиновничество, педагогическое сообщество, а затем и разночинная интеллигенция получали европейское воспитание и образование, владели европейскими языками. Но так уж сложилось по многим причинам, что именно политические новации принимались в России в последнюю очередь. Кроме того, православная ветвь христианства, к которой принадлежит большинство верующих россиян, имеет с другими христианскими вероисповеданиями сложные отношения, что также разделяет европейскую и российскую политические культуры. Россия продолжает оставаться многоконфессиональной, многонациональной и многоэтнической страной, что существенно замедляет рост политической активности и общей политической культуры. Основное направление изменений политической культуры россиян с учетом направленности реформ и развития страны — это, безусловно, тенденция к формированию гражданской политической культуры. Культурные изменения происходят достаточно медленно, в течение десятков лет. Основные механизмы этих перемен — это ресоциализация и приход в политическую жизнь новых поколений.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. В каком смысле употребляли термин «политическая культура» Гердер и Майнеке? 2. Как определяли политическую культуру Алмонд и Верба? 3. Какова структура политической культуры согласно этим авторам? 4. Какие типы политической культуры выделили Алмонд и Верба? 6. Что такое гражданская политическая культура? 7. Как Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической культуры и демократии? 8. Какие этапы в своем развитии прошла теория политической культуры? 11. Что такое консенсусные и конфликтные политические культуры? 12. Каковы механизмы и пути формирования политической культуры? 13. Что такое унифицирующая и разобщающая модель политической социализации? 14. Перечислите агентов политической социализации. 15. Назовите основные тенденции развития современных политических культур. 16. В чем суть теории политической культуры Инглхарта? 17. Что в его теории означает «ценностно-структурный сдвиг»? 18. Что такое «постматериалистические ценности»? 19. Какие изменения происходят в политической системе с переориентацией общества на ценности постматериализма? 20. Как решал Инглхарт проблему соотнесения политической культуры и демократии? 21. В чем суть теории межгенерационной перемены ценностей? 22. Что такое нарративный подход к исследованию политической культуры? 23. Назовите основные черты тоталитарной и демократической политической культуры. 24. Возможно ли представить политическую культуру как процесс? 25. Каковы особенности политической культуры россиян?
|