Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Политическое лидерство
1. Основные подходы к анализу политического лидерства 2. Типология политического лидерства
1. Основные подходы к анализу политического лидерства Проблема лучшего политического правления, способного обеспечить безопасное и прогрессивное развитие общества, волновала умы ученых, государственных и общественных деятелей с давних времен. Важное место в ее решении всегда отводилось личности, наделенной всей полнотой государственной власти. Опыт российского и зарубежного развития последних лет еще раз убедительно подтвердил, что важнейшим фактором благополучного и безопасного функционирования и развития общества является способность политических лидеров осуществлять эффективное политическое управление. Наиболее значительна роль первых лиц государства в переходном обществе, которое особенно остро нуждается в качественном выполнении ими интеграционных, организационных, регулятивных, защитных и других функций. При этом степень и качество выполнения политическими лидерами своего властного предназначения зависит как от их личных качеств и способностей, так и от типа политической системы, в рамках которой они функционируют. Практически все исследователи лидерства вообще и политического лидерства в частности отмечают, что для научного знания данная проблема является комплексной. Поэтому она рассматривается и изучается целым рядом наук (психологией, социологией, политологией, философией, историей, теорией управления и др.). Множество подходов, акцентирующих внимание на различных аспектах данного феномена, позволяют осуществить его всестороннее исследование. Действительно, если говорить о личности лидера, в том числе лидера политического, о его чертах и качествах, то не обойтись без психологии личности. Если изучать лидерство как процесс взаимодействия психологических и социальных факторов, это уже область рассмотрения социальной психологии. Социология рассматривает лидерство с точки зрения социального института, посредством которого осуществляется взаимодействие и согласование интересов членов социума. Если же подходить к изучению лидерства как явления политического, как специфического аспекта политической деятельности и отношений, — это уже задача политологии. Философия рассматривает степень воздействия политического лидера на процесс общественного развития. История позволяет исследовать реальные события и факты, касающиеся жизни и деятельности конкретных политических лидеров. Проблема лучшего политического правления в интересах прогрессивного и безопасного развития общества, роли в этом процессе «верховного правителя» находит свое нравственно-политическое объяснение у большинства философов и публицистов далекой истории, занимавшихся политической тематикой (Конфуций, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Кант и др.). Правовые и политические основания, утвердившиеся в конце XIX в. в результате новых принципов взаимодействия лидеров и государств, подготовили научное обособление проблемы политического лидерства. Особенно заметное распространение в изучении данной проблемы в конце XIX — начале XX в. получили попытки объяснить феномен политического лидерства психологическими аспектами формирования личности.
2. Типология политического лидерства Таким образом, политическое лидерство национального масштаба может рассматриваться: во-первых, как тип субъекта политической деятельности (субъект-лидер), во-вторых, как отношения между субъектом и объектом деятельности (лидерство-управление), в-третьих, как политический институт — механизм функционирования и реализации лидерства. Следует выделить ряд устойчивых тенденций, ориентированных в будущее, которые характеризуют политическое лидерство. Среди них: зависимость личных властных полномочий политических лидеров от типа политического режима; институционализация лидерства, т. е. осуществление деятельности политических руководителей прежде всего в рамках определенных политических институтов — государства, партий, общественных движений; возрастание требований к профессиональным и моральным качествам политических лидеров, обусловленное усложнением характера управленческих задач и др. Существует несколько вариантов типологии политического лидерства, созданных в рамках тех или иных концепций. Мы акцентируем свое внимание на тех ее вариантах, которые так или иначе характеризуют личность политического лидера. Так, К.Ясперс, анализируя действия современных политических лидеров, выделяет: 1) лидеров — «выразителей ситуации или минутного веления многих, с изменением которых они исчезают»; 2) лидеров-демагогов; 3) лидеров силового плана, обладающих фактической властью. Ю. Дженнингс делит лидеров на «суперменов», «героев» и «принцев». Как нам представляется, неформальный компонент присущ любой управленческой должности. Он определяется степенью властных полномочий, властным статусом, которым наделен ее обладатель для удовлетворения потребностей и интересов подчиненных, последователей, избирателей. Таким образом, тип политического лидерства во многом определяет характер и содержание политической деятельности и поведения того или иного лидера, а также оказывает непосредственное влияние на выбор методов и средств при решении стоящих перед обществом задач. Богатая политическая практика способствует появлению в современных государствах новых типов политического лидерства. Это особенно заметно в переходных обществах, где еще только формируются связи и отношения в сфере власти. Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. Функции политических лидеров. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами. Среди наиболее значимых функций можно выделить следующие: Аналитическая функция - глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения. Организаторская функция - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований. Интегративная функция - объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф. Рузвельта, который умело управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для конструктивного решения различных социальных и политических проблем. Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование обновления. При этом политическому лидеру не стоит пускаться в масштабные и малоподготовленные перестроечные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения». Примерами крупных инновационных концепций и программ могут служить «Новый курс» Ф.Рузвельта, идея «общеевропейского дома» Ш. де Голля, концепция «народного капитализма» М. Тэтчер. Коммуникативная функция - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной Украины, где в последние годы прослеживалось неуклонное снижение доверия граждан к власти. Классическим образцом реализации коммуникативной функции может служить пример введения в практику Ф.Д.Рузвельтом в 30-х годах еженедельных радиообращений к гражданам - его знаменитых «бесед у камина», в которых он разъяснял проводимый им «Новый курс» по преодолению кризиса. При этом он сумел не только наладить контакт с американцами, вселить в них надежду, сохранить доверие избирателей, но и заручиться поддержкой самых широких слоев населения и вторично стать президентом. Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1958 г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнить именно эту миссию принесла генералу де Голлю поддержку разнородных политических сил и широких слоев населения. Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Почему проблему политического лидерства называют комплексной? 2. В чем особенность анализа лидерства как политического феномена? 3. Какой характер имело политическое лидерство в эпоху Античности и Средневековья? 4. Каково современное понимание категории «политическое лидерство»? 5. Как основные этапы эволюции представлений о политическом лидерстве отражены в теоретических исследованиях древних мыслителей? 6. Каковы основные подходы современных ученых к изучению политического лидерства? 7. В чем состоит психологический подход к анализу политического лидерства? 8. Что является неотъемлемым условием эффективного изучения политического лидерства? 9. Назовите основные функции политического лидерства. 10. Что такое культ политических руководителей? 11. Каковы основные тенденции, характеризующие современное политическое лидерство?
|