![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование ресурсов
8.6.1. Использование внешних ресурсов Подразумевается приобретение ресурсов для создания ценности у внешних поставщиков. Основная причина использования внешних ресурсов заключается в том, что практически ни одна фирма не обладает полным набором навыков и возможностей, необходимых для приобретения конкурентного преимущества во всех направлениях основной и дополнительной деятельности. Развивая некоторые ключевые знания и умения, фирма увеличивает вероятность получения устойчивого конкурентного преимущества. Более того, привлечение внешних ресурсов для обеспечения тех направлений деятельности фирмы по созданию ценности, в которых ей не хватает знаний, позволяет ей полностью сосредоточить на них свое внимание. Когда фирма прибегает к использованию внешних ресурсов, она ищет лучшие способы создания ценности. Для того чтобы максимизировать получаемую ценность, компания должна внимательно изучить все глобальное экономическое хозяйство и найти " лучшего в мире производителя" для интересующего ее направления деятельности. Для привлечения внешних ресурсов очень важно определить и оценить внутренние ресурсы и возможности фирмы. Компания, которая оказывается не в состоянии это сделать, может начать привлекать ресурсы из внешних источников для того, что она и так делает лучше всех. Фирма должна быть очень осторожна, чтобы не начать обеспечивать из внешних источников те направления основной и дополнительной деятельности, которые предназначены для нейтрализации внешних угроз. Иногда, напротив, в тех сферах деятельности, в которых, согласно традиционным представлениям, фирма обладает ключевыми навыками и знаниями, она должна использовать внешние ресурсы. Например, многие считают, что банки должны развивать ключевые навыки в области информационных технологий (ИТ). Однако, проведя тщательный анализ, руководящий состав американского Соntinental Bank пришел к выводу, что банк не обладает необходимыми ключевыми навыками в области информационных технологий. В результате было принято решение о привлечении внешних источников для налаживания ИТ, с тем чтобы банк мог сосредоточить свое внимание на ключевых навыках — глубоком знании потребностей своих клиентов и отношениях с ними.
8.6.2. Стратегическая ценность ресурсов Ресурсы и возможности фирмы обеспечивают основу, необходимую для выработки и осуществления стратегий. Цель осуществления стратегий по созданию ценности заключается в повышении результативности и эффективности деятельности фирмы для приобретения стратегической конкурентоспособности и получения прибыли выше средней. В определенном смысле стратегия, направленная на создание ценности, описывает то, как фирма определяет свой бизнес и соединяет вместе два единственных действительно имеющих значение в современной экономике ресурса: знания и отношения, т.е. навыки и умения организации и ее клиентов. Не все ресурсы и возможности фирмы имеют стратегическую ценность. На самом деле некоторые ресурсы и возможности фирмы могут привести к ее некомпетентности, поскольку будут представлять слабые стороны ее деятельности по сравнению с конкурентами. Таким образом, некоторые ресурсы или возможности фирмы могут либо подавлять, либо сдерживать развитие ее ключевых умений и навыков. Например, фирмы с недостаточным финансовым капиталом могут оказаться не в состоянии приобретать необходимое оборудование или нанимать опытных сотрудников. В данной ситуации финансовый капитал (материальные ресурсы) будет слабым местом. Стратегам придется искать во внешней среде возможности, которые позволят ей избежать конкуренции в сферах, где она демонстрирует слабость. Выбор возможностей, представляющих собой ключевые навыки и умения фирмы, т.е. источник ее устойчивого конкурентного преимущества, требует тщательного изучения конкурентов. Возможности фирмы становятся ключевыми навыками тогда, когда они позволяют производить особые продукты (товары или услуги, обладающие ценными для потребителей характеристиками). Привлекательной чертой возможностей фирмы является то, что в отличие от материальных ресурсов они вырабатывают дополнительную стоимость через дополнительное использование. Основная причина этого заключается в том, что в большей части они основываются на знаниях. Результатом обмена знаниями между людьми, организационными структурами часто является повышение конкурентоспособности фирмы. Однако получение этих положительных результатов требует определенных усилий. Ключевые навыки и умения не возникают просто так. Для того чтобы максимизировать свою прибыль, фирма должна постоянно вкладывать средства в развитие ключевых навыков, а также повышать их качество. Наконец, менеджеры не должны допускать, чтобы навыки стали источником косности фирмы. Навыки и знания, которые становятся основной причиной негибкости организации, не позволяют ей меняться, когда это необходимо. Фирмы, сохраняющие стратегическую конкурентоспособность и получающие прибыль выше среднего в течение достаточно долгого периода времени, часто с сомнением относятся к необходимости перемен в своей деятельности. Тем не менее возможности фирмы являются ее ключевыми навыками и умениями только тогда, когда они стратегически уместны, т.е. когда их применение позволяет воспользоваться возможностями внешнего окружения организации. Невозможно постоянно применять одни и те же навыки в условиях быстрых и значительных изменений, происходящих в глобальной экономике. Фирмы, не признающие подобное положение вещей, могут быстро оказаться в невыгодном конкурентном положении. Поэтому эффективные руководители призывают сохранять баланс между поддержанием и развитием существующих ключевых навыков и умений и одновременным поиском развития новых ключевых навыков.
8.6.3. Показатели результативности и эффективности использования ресурсов М. Портер считает, что при проведении анализа внутренних ресурсов необходимо учитывать специфику их использования. Для этого нужно определить показатели использования ресурсов, т.е. результативности и эффективности. Результативность определяется тем, как, независимо от их назначения, используются ресурсы в категориях прибыльности, оборотного капитала, производительности труда, материалоемкости и загрузки производственных мощностей. Прибыльность. Это обобщающий показатель результативности, подходящий для коммерческих организаций. Его следует использовать в тесной связи с другими финансовыми показателями, такими как оборачиваемость запасов и период погашения дебиторской задолженности. Прибыльность дает представление о результативности использования конкретных ресурсов. Оборотный капитал. Исследование этого аспекта может показать, каким образом финансовые ресурсы используются с точки зрения стратегии организации. Здесь важным является требование поддержания низкого уровня оборотного капитала в противоположность нерезультативному использованию слишком большого оборотного капитала. Производительность труда. Этот показатель связан с тем, насколько результативно используются трудовые ресурсы организации. Специфическими индикаторами могут быть производительность в расчете на одного работающего, уровень прогулов и опозданий, относительные размеры различных подразделений и соотношение между сотрудниками основного и неосновного производства. Материалоемкостъ. Этот показатель выходит на первый план в случаях, когда сырье или энергия являются основными составляющими себестоимости. Загрузка производственных м ощностей. Этот показатель становится одним из главных в тех случаях, когда основными в себестоимости являются накладные расходы. К показателям эффективности прибегают тогда, когда нужно убедиться, используются ли ресурсы организации по целевому назначению. Выделим следующие показатели эффективности: использование капитала, использование трудовых ресурсов, использование финансовых систем, использование ресурсов маркетинга. Использование капитала. Анализ в этом случае включает в себя вопросы изменения структуры капитала компании, допустимые показатели прибыльности, а также степень сложности или простоты получения средств для запланированных инвестиций. Использование трудовых ресурсов. Исследуются такие области, как гибкость трудовых ресурсов, характер системы оплаты труда, размеры рабочих бригад, типы систем контроля на местах, уровень руководства в критические моменты, уровни внутреннего соперничества и сотрудничества. Использование финансовых систем. Исследование включает соответствие нуждам компании системы калькуляции затрат, степени ее соответствия требованиям стратегии, способа составления сметы, применения методов оценки инвестиций. Использование ресурсов маркетинга. Конкретные показатели могут включать расходы на рекламу в процентах от оборота, объем продаж на одного продавца, затраты на распределение в процентах от оборота, эффективность рекламы и т.п. Приведенные показатели — всего лишь образец, и в каждом реальном случае планировщики стратегии могут найти более подходящие параметры для решения конкретных задач, связанных с исследованием внутренней среды организации.
8.7. Роль финансового анализа Финансовый анализ играет важную роль на всех стадиях внутреннего анализа. Выявленные в результате финансового анализа показатели могут эффективно использоваться для определения стратегических возможностей организации. Г. Джонсон и К. Скулз обобщают некоторые из основных финансовых коэффициентов и вопросы их использования в процессе анализа ресурсов, выделяя при этом три важных момента[158]: 1. Главным в финансовом анализе является выяснение воздействия финансовых коэффициентов на процесс стратегического планирования, а не сами коэффициенты. Их роль более значима, если имеется база для сопоставления (например, отраслевые показатели). 2. Финансовый анализ должен применяться для оценки только тех видов деятельности, которые имеют важное стратегическое значение. 3. Финансовые показатели должны быть достаточно гибкими, чтобы отразить тот факт, что основные затратоформирующие виды деятельности могут изменяться во времени. Значение тех или иных финансовых показателей может меняться в зависимости от стадий жизненного цикла продукта. Так, в частности, на стадии внедрения наиболее значимым показателем будет объем продаж, на стадии становления — удельная прибыль, на стадии упадка — поток денежных средств на обеспечение внедрения новых продуктов.
|