Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии устойчивого конкурентного преимущества
Возможности фирмы, которые представляют собой особую ценность или редко встречаются, которые невозможно скопировать и заменить ничем другим, являются источником устойчивого конкурентного преимущества. Те возможности, которые не удовлетворяют этим критериям, не являются ключевыми навыками и умениями фирмы. Таким образом, как показано на рис. 8.3, каждый ключевой навык — это возможность фирмы, но не каждая возможность — ключевой навык.
возможность Да Источник критериям устойчивого
преимущества?
Рис. 8.3. Ключевые навыки как стратегические возможности.
Возможности фирмы являются ее ключевыми навыками и умениями, когда они удовлетворяют четырем критериям устойчивого конкурентного преимущества. Такое преимущество достигается только тогда, когда конкуренты предприняли безуспешные попытки скопировать стратегию фирмы или когда им не хватает уверенности это сделать. Однако на короткий период времени фирма может добиться конкурентного преимущества за счет редких и ценных, в высшей мере копируемых, возможностей. При такой ситуации длительность сохранения фирмой конкурентного преимущества будет зависеть от того, как быстро и как успешно конкуренты смогут скопировать продукт, услугу или процесс. Возможности фирмы определяются как ее ключевые навыки и умения только через комбинацию четырех описываемых критериев. 1. Ценные возможности фирмы — те, которые позволяют ей воспользоваться моментом или нейтрализовать угрозы внешней среды. Они позволяют фирме формулировать и осуществлять стратегии, создающие специфическую значимость для различных групп потребителей. 2. Редкие возможности фирмы — те, которыми обладают немногие реальные или потенциальные конкуренты. Возможности, которыми обладают многие конкурирующие фирмы, могут быть одинаково ими использованы для завоевания конкурентного преимущества. Другими словами, фирмы с одинаковыми возможностями применяют одинаковые стратегии для их использования. Осуществление фирмами широко распространенной стратегии не позволяет ни одной из них завоевать конкурентное преимущество. 3. Неподдающиеся копированию возможности фирмы — те, которые другие фирмы по ряду причин не могут с легкостью развить. Во-первых, фирме удается развить возможности только благодаря уникальным историческим условиям. Некоторые возможности появляются у фирм благодаря их специфическому нахождению во времени и пространстве. Например, компания, размещающая свои сооружения в таком месте, которое со временем оказывается гораздо выгоднее, чем казалось раньше, обладает неподдающимся копированию ресурсом (это является примером того, как единичный материальный ресурс может стать источником устойчивого конкурентного преимущества). Места для парковки, расположенные вокруг студенческих городков, которые были построены до бурного развития этих учебных заведений, нельзя легко скопировать. В данном случае стоимость земли вокруг учебного института намного превышает свою реальную экономическую стоимость, которую владелец ожидает получить за ее использование в качестве места для парковки. Фирма с уникальной организационной культурой, возникшей еще на ранних стадиях ее существования, может иметь неподдающееся копированию преимущество перед конкурентами с организационными культурами, появившимися в последующий исторический период. С другой стороны, уникальная фирменная культура может стать источником невыгодного конкурентного положения. Культуры, основанные на индивидуальной истории компаний, вероятно, послужили причиной проблем, связанных с потерей конкурентоспособности, с которыми столкнулись американские корпорации Сепега! Мо1огз и 1ВМ в 1980-х и 1990-х годах. Первоначально основанные на многочисленных проверках процессы принятия решений позволяли этим компаниям эффективно контролировать издержки и занимать лидирующее положение на рынке. При деятельности в относительно стабильном окружении, просуществовавшем в течение нескольких десятилетий с момента возникновения этих компаний, такие основанные на организационной культуре черты, как использование формальных организационных контрольных механизмов для принятия решений, были вполне актуальны. Однако в быстро меняющейся глобальной экономике культуры, которые пресекают быстрые процессы принятия решений и введения новой продукции, очень часто являются источниками неблагоприятного конкурентного положения. Примером фирмы с уникальной культурой, являющейся источником устойчивого конкурентного преимущества, может служить МсKinsey& Co. Поскольку организационная культура компании выступает источником такого преимущества, для МсKinsey& Co очень важно поддерживать и укреплять ее. Продолжая принимать на работу людей с такими чертами характера, которые соответствуют принципам, сформулированным еще основателем фирмы Марвином Бауэром, компания тем самым поддерживает уникальность и эффективность своей организационной культуры. Таким образом, устойчивое конкурентное преимущество МсKinsey& Co коренится в историческом месте и времени образования. И по сей день ни одной консалтинговой фирме, появившейся в последующий после возникновения МсKinsey& Co исторический период, не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами, создающими ценность культуры этой компании. Второе условие невозможности дублирования возникает тогда, когда причинная связь между компетенцией фирмы и ее ключевыми навыками и умениями неясна. В данной ситуации конкуренты не в состоянии четко понять, каким образом фирма использует свои навыки для создания конкурентного преимущества. В результате конкуренты не знают наверняка, какие навыки им стоит развивать, чтобы повторить успех стратегии конкурента. Социальная сложность является третьей причиной того, почему возможности фирмы нельзя полностью скопировать. Социальная сложность означает, что по крайней мере одна, а в некоторых случаях многие возможности являются продуктом сложных социальных феноменов. В их число входят, например, межличностные отношения среди менеджеров и репутация компании среди ее поставщиков и клиентов. 4. Незаменимые возможности — те, у которых нет стратегических эквивалентов. В общем, стратегическая ценность возможностей фирмы тем выше, чем сложнее их заменить. Чем менее очевидны возможности фирмы, тем сложнее им найти замену и тем сложнее конкурентам скопировать создающую стоимость стратегию. Примером таких возможностей являются специфические для фирмы знания и доверительные рабочие отношения между менеджерами и неуправленческим персоналом.
|