![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегическая значимость ключевых элементов организации
В этом разделе мы подробно рассмотрим ключевые элементы внутреннего анализа. Наиболее удобно было бы принять во внимание следующую схему: — цели (задачи); — структура организации; — финансовые ресурсы; — сбыт; — производственная деятельность; — исследования и разработки; — трудовые ресурсы; — системы и процедуры. Рассмотрим содержание этих ключевых элементов более подробно.
8.3.1. Цели (задачи) Цели или задачи часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Они должны быть измеримы, достижимы, уместны и коммуникативны. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, которое трактует цели широко, причисляя к ним, например, формулировку глобальных стратегических идей. Нередко сделанные организацией заявления оцениваются по их внешней форме, эффектности. Поэтому важно проводить различие между поставленными и осуществимыми целями. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное — не эквивалент сделанному. Табл. 8.2. Иерархия целей
Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки " конечная цель — средства ее достижения", в которые входят как конкретные, так и прагматически сформулированные. Цели более низкого порядка, таким образом, служат средством достижения целей более высокого порядка. Табл. 8.2 служит иллюстрацией, показывающей связь иерархии целей с предназначением каждого типа целей для решения конкретных организационных проблем. Иерархия целей показывает, что они трансформируются в задачи более низкого порядка для функциональных служб или подразделений организации. Между корпоративными и оперативными целями должна существовать внутренняя взаимосвязь. Из приведенных примеров видно, что стратегические цели обычно формулируются в виде изменения финансовых показателей. Прибыль является хорошо воспринимаемой мерой эффективности, к которой стремятся все фирмы, и может быть признана в качестве первоочередной задачи. Подводя итог, отметим, что процесс внутреннего анализа должен в первую очередь сосредоточиваться на целях.
8.3.2. Структура организации Важнейший аспект внутреннего анализа — соответствие между структурой организации и реализуемой ею стратегией. А. Чандлер, например, обнаружил, что изменение в стратегии приводит к определенному изменению структуры. Он выделил несколько важных взаимосвязей[155]: — организации с ограниченными рынками сбыта их продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы; по мере развития организации появляется тенденция к ее децентрализации; — по мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они более свободны в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и больше ценят информированность и творчество. Средствами решения таких задач являются матричные и сетевые структуры. Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации для реализации и отслеживания стратегии. Анализ организационной структуры — это прежде всего анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения того, в какой мере структура соответствует целям организации, целесообразно получить ответы на следующие вопросы: — Какой объем продукции производят отдельные бизнес-единицы компании? — Справляются ли существующие структуры с этим объемом? — На основе каких принципов выделяются подразделения компании? — Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом? — Способна ли существующая структура собрать и обобщить эту информацию?
8.3.3. Финансы. Как и структура, финансы являются центром стратегии корпорацииУВ контексте стратегии работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием компании, и с отслеживанием порядка использования этих средств. Внутренняя оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следующих вопросах: — Какие виды решений по финансированию и инвестированию выполняются финансовыми службами? — Каков состав капитала, и как это будет влиять на будущие выплаты и дивиденды? — Какие методы оценки и модели доступны для оценивания инвестиционных решений? — Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами, и как они обеспечивают стратегический процесс? — Как часто информация предоставляется финансовыми службами?
8.3.4. Сбыт В процессе стратегического управления отдел маркетинга играет важную роль, и она определяется следующими его функциями: — это деятельность, которая посвящена потребностям покупателя и помогает организации их удовлетворять; — она отвечает за позиционирование товара или услуги на рынке; — работа отдела маркетинга является источником важной информации для процесса стратегического выбора; — отдел несет ответственность за формулировку маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса. Этот комплекс (товар, цена, место и стимулирование) является уникальным для каждой организации и для потребностей каждого сегмента рынка; — использование в своей деятельности маркетингового комплекса позволяет организации добиться конкурентного преимущества.
8.3.5. Производственная деятельность Производство является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке. Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим: — жизненный цикл продуктов во многих отраслях производства сокращает-) ся, что требует гибкости и готовности к внесению изменений в производ- I ственную и оперативную деятельность; — высокие технологии и автоматизация изменили сущность многих видов производств; — сложные производственные системы, средства автоматизации, новые технологии становятся все более доступными при меньших затратах; — конкуренция означает, что производители должны удовлетворять потребности и ожидания покупателей; — производственная (оперативная) деятельность должна давать возможность достичь высокого качества, а также обеспечить быструю и надежную доставку при минимальных затратах; — автоматизация часто требует крупных капиталовложений. _ Стратегический анализ производственного процесса сосредоточивается на следующих аспектах: — удельная и общая эффективность предприятия и оборудования; — структура производственных затрат; —дроблема производственных мощностей; — местоположение предприятия; — производительность и эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства; — квалификация производственного персонала. Существует общепринятое мнение, что значительное стратегическое преимущество может быть достигнуто за счет способности компании снижать себестоимость производства при сохранении заданного, сравнимого с конкурентами, качества, а также способности реагировать на изменения в спросе.
8.3.6. Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят новшества во все области деятельности, в первую очередь благодаря исследованиям и разработкам. Причинами необходимости исследований и разработок для организаций являются следующие обстоятельства: — исследования и разработки подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования; — исследования и разработки обеспечивают другие стратегии, касающиеся совершенствования продукции. Ключевое стратегическое решение предполагает ответ на вопрос: сколько расходовать на исследования и разработки и куда вкладывать эти ресурсы? Список основных проблем, которые нужно учитывать, когда оценивается подобная деятельность, включает следующие: — Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию? — Какова технологическая компетенция данной службы? — Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит исследованиями и разработками? — Пригодна ли структура исследований и разработок? — Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?
8.3.7. Персонал и человеческие ресурсы (ЧР) Важнейшая задача деятельности в области ЧР состоит в обеспечении организации необходимым количеством квалифицированного персонала, который при необходимости может способствовать реализации стратегии. Для этого организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами: — привержены целям организации; — профессионально компетентны, обладают необходимыми знаниями и навыками; — обеспечивают экономию затрат; — разделяют ценности организации; — могут реализовать стратегическое изменение; — обладают навыками, которые обеспечивают организации конкурентное преимущество. Г. Шеппард определил шесть способностей работников, являющихся важными в контексте стратегического изменения в следующих областях[156]: — Стратегическое мышление. Способность критически мыслить и оспаривать привычные убеждения. — Побуждение. Способность к самомотивации. — Влияние. Способность передавать свое понимание задач и побуждать подчиненных. — Выполнение. Способность понимать воздействие принимаемых решений на другие сферы деятельности организации. — Принятие решений. Готовность к принятию непопулярных или сложных решений. — Информация. Умение понимать и анализировать информацию с позиций стратегии. Оценка работников должна учитывать и прогулы, мораль, текучесть кадров, отношения на производстве, уровень работы в составе группы, освоение других специальностей и отношение к переменам.
8.3.8.Системы и процедуры Эта область в организации часто не принимается во внимание, но она является важной частью любой внутренней оценки. Прежде всего необходимо выделить и оценить следующие наиболее важные системы: 1) информационные системы, 2) системы коммуникаций, 3) системы составления сметы. Представим проблемы, которые нужно решить для того, чтобы оценить стратегическое значение основных организационных систем.
|