![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление конкуренцией через стратегические альянсы.
Стратегические альянсы — это союзы между фирмами, за счет которых в целях преследования взаимных интересов объединяются ресурсы, возможности и основные направления их деятельностью. Иногда стратегические альянсы формируются для того, чтобы достичь конкурентного паритета, а не конкурентного преимущества. Стратегические альянсы могут способствовать переходу некоторых фирм от прибыли ниже средней к средней (по отрасли) за счет достижения конкурентного паритета. Существует несколько причин для создания стратегических альянсов. Каждая причина определенным образом имеет отношение к усилиям фирмы по осуществлению конкурентных действий и конкурентного реагирования, которые должны увеличить ее стратегическую конкурентоспособность.
7.10.1. Причины создания стратегических альянсов В дополнение к жесткой конкуренции фирмы могут быть вынуждены заключать стратегические альянсы из-за быстро развивающихся технологий и укорачивающегося жизненного цикла продуктов и процессов. Чтобы выйти на некоторые международные рынки, от них могут официально потребовать, чтобы они оформили стратегический альянс. Им также может потребоваться информация, необходимая для эффективного функционирования внутри этого рынка. Хотя эти требования могут быть ограничены соглашениями ВТО (Всемирной торговой организации) 1993 года, существует множество случайных факторов, которые могут формировать базис для создания стратегических альянсов. Тем не менее одной из рациональных причин заключения стратегических альянсов является развитие устойчивого конкурентного преимущества. Стратегические альянсы могут быть сформированы, чтобы начать новый вид деятельности или получить доступ к новым рынкам. Так, например, многие из стратегических альянсов, заключенных американскими компаниями с китай скими фирмами, созданы, чтобы получить доступ к китайскому рынку. Подобные процессы происходят и в России. В странах, где есть официальные ограничения, создающие препятствия для торговли (например, в Китае), стратегические альянсы с фирмами из этой страны могут помочь преодолеть такие торговые ограничения, чтобы получить доступ к рынку. Кроме того, стратегические альянсы могут использоваться, чтобы запустить новый продукт на существующих рынках быстрее, чем с помощью создания новых структур. Часто стратегические альянсы позволяют избежать жестокой и бессмысленной конкуренции на определенном рынке. Кроме того, они дают фирмам возможность получить доступ к дополнительным ресурсам и распределить риск. Стратегический альянс может быть создан фирмами, чтобы совместно нести значительные затраты на исследования и модернизацию в высокотехнологичных областях промышленности. Это объединение ресурсов и навыков наряду с доступом к капиталу, вложенному с риском, должно помочь фирмам сохранить или восстановить стратегическую конкурентоспособность. Таким образом, стратегические альянсы могут помочь заполнить бреши на имеющемся рынке и в технологических базах, направить излишнюю производственную мощность на получение прибыли, осуществляя экономию за счет роста производства, ускорить процесс введения новой продукции и сократить расходы, необходимые для выхода на новый рынок. Исследование показало, что стратегические альянсы часто используются, чтобы снизить неопределенность в рыночных потребностях и проблемы конкурентного соперничества. Одним из способов такого использования альянсов является предоставление для конкурентов возможности сотрудничества. Поэтому они чаще сотрудничают, нежели конкурируют. Основные причины создания стратегических альянсов можно представить следующим образом: — возможность получить доступ к новым рынкам; — новые сферы деятельности; — введение новых продуктов; — преодоление торговых барьеров; — возможность избежать жесткой конкуренции. — 7.10.2. Типы стратегических альянсов Стратегические альянсы могут принимать множество форм. Они могут быть краткосрочными или долгосрочными и предполагать частичную или договорную собственность. Розабет Мосс Кантер из Гарвардской школы бизнеса приписывает стратегическим альянсам качества ОСС — Объединение, Союзничество и Слияние — на всех уровнях компаний. С ее точки зрения, альянсы дают фирмам возможность превратиться из противников в союзников. Р.М. Кантер также предполагает, что существуют три основных типа альянсов: обслуживающие, усиливающие и альянсы. Обслуживающие альянсы встречаются там, где группа организаций с одной и той же потребностью (часто внутри одной отрасли) создает новый проект для удовлетворения этой потребности. Общий пример этого типа альянсов промышленный исследовательский консорциум. В исследовательском консорциуме фирмы объединяют свои ресурсы, чтобы проводить научные исследования в поисках новой продукции и процессов, способных принести пользу всем сторонам. В усиливающих альянсах организации видят возможность получить конкурентное преимущество (возможно, временное) за счет формирования стратегического альянса. Цель таких альянсов состоит в том, чтобы сформировать новый проект и создать возможности, которые не были бы доступны ни для кого из компаньонов, если бы он действовал отдельно. Такие альянсы обычно бывают совместными предприятиями. Третий тип альянсов называется партнерским, потому что при нем создаются дополнительные коалиции между партнерами. Партнерский альянс можно встретить, когда фирма заключает союз со своими поставщиками, клиентами, служащими или другими важными партнерами. В зависимости от партнера каждый из этих альянсов имеет потенциально разные цели. Например, альянс с поставщиком может быть использован для получения со стороны усовершенствованных технологий и изготовления специфического изделия или какой-либо его части. Тип и количество альянсов могут быть подвержены влиянию культуры и специфическим законам страны. Например, в странах, где сильны традиции семейного бизнеса, где трудовое договорное право приводит к негибкой занятости и имеется недостаток капитала для дальнейшего развития, распространены широкие сети альянсов между небольшими предпринимателями. Фактически сети альянсов занимают место крупных организаций. Такие сети, например, часто встречаются в Италии, в области производства и использования упаковочного оборудования.
7.10.3. Преимущества стратегических альянсов Стратегические альянсы приводят к реализации совместных стратегий, которые все чаще встречаются на внутренних и международных рынках. Стратегические альянсы обеспечивают фирмам преимущества, которые те не смогли бы получить, действуя самостоятельно. Фактически приведенные выше причины создания стратегических альянсов в значительной степени представляют собой и выгоды, которые могут быть получены за их счет. Нет ничего удивительного в том, что часто крупные корпорации, действующие заодно с небольшими корпорациями, пытаются таким образом овладеть передовыми технологиями. Глобальные стратегические альянсы стали особенно популярными в 1990-х годах. Американские, западноевропейские и японские компании объединялись с иностранными фирмами, чтобы выйти на международные рынки. Например, General Electric создала примерно 100 стратегических альянсов, а 1ВМ стала партнером более чем в 400. АТ& Т, помимо прочего, сформировала стратегические альянсы с компаниями из Нидерландов, Италии, Испании, Южной Кореи, Тайваня и Японии. Стратегические альянсы позволяют фирмам раздвинуть пределы развития технологий с помощью объединения технологических и творческих ресурсов и обеспечения доступа к более крупному капиталу и к большим возможностям управления. При правильном управлении стратегические альянсы могут увеличить вероятность того, что фирма достигнет успеха. Альянсы могут быть использованы одним или обоими партнерами, чтобы развить новые возможности. Однако не все фирмы в равной степени подходят для создания и функционирования в стратегических альянсах. Более того, фирмы должны опасаться стратегических намерений своих партнеров, так как некоторые из них в стратегических альянсах преследуют как конкурентные цели, так и цели сотрудничества. Стратегические намерения партнера не должны быть конкурентными (целенаправленно или сознательно) настолько, чтобы привести к неудаче. Например, '' в совместном предприятии GM-Daewoo ни одна из сторон не поняла стратегическую ориентацию или стратегические намерения другой стороны. В результате у них появилось множество конфликтов и функциональных проблем, которые невозможно было разрешить. Таким образом, совместное предприятие закончилось неудачей. Мы можем прийти к выводу, что, хотя стратегические альянсы и могут быть выгодны, они не являются универсальным средством решения конкурентных проблем, а предлагают потенциально выгодный подход к совместным стратегиям, которые могут помочь устранить или избежать дорогостоящую •конкуренцию. Но, с другой стороны, они также имеют собственные издержки. Необходимость осознания стратегической ориентации и намерений партнеров для облегчения сотрудничества между ними отображена на рис. 7.6. Cтремление к конкретному Сотрудничество преимуществу
Партнер Партнер
Рис. 7.6. Успешные стратегические альянсы, Использование стратегических альянсов для освоения новых видов технологий приводится в следующем примере.
|