Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высокая рентабельность






— Получение прибыли выше среднего уровня

Рис. 8.5. Ресурсно-ориентированная модель достижения высокой рентабельности

Конкретные ресурсы в отдельности не способны обеспечить устойчивого конкурентного преимущества. Например, сложное производственное оборудова­ние может стать стратегическим ресурсом только при использовании в системе с другими компонентами деятельности фирмы (такими, как маркетинг и работа служащих). Как правило, устойчивое конкурентное преимущество достигается именно через комбинирование и интеграцию ресурсов. Возможность есть способность совокупности ресурсов обеспечить выполнение задачи или совершение действия. Возможности — это результат интеграции ресурсов.

Ресурсно-ориентированная модель достижения конкурентного преимуще­ства показана на рис. 8.5. В отличие от рассмотренной ранее модели " вклад-отда­ча" ресурсно-ориентированная модель исходит из того, что внутренняя среда фирмы (ее ресурсы и возможности) более существенна для определения страте­гических действий, чем внешняя среда. Вместо концентрации на накоплении ре­сурсов, являющихся необходимыми для осуществления стратегии, продиктован­ной условиями и ограничениями внешней среды, ресурсно-ориентированный подход предполагает, что основание для стратегии обеспечивают ресурсы и воз­можности фирмы. Выбранная стратегия должна позволить фирме лучше ис­пользовать собственные возможности с учетом внешнего окружения.

Не все возможности и ресурсы фирмы могут стать основанием для устойчи­вого конкурентного преимущества. Эта возможность реализуется, когда ресурсы и возможности ценны, ограниченны, слабо воспроизводимы и незаменимы. Ре­сурсы (в данном случае включая и возможности) ценны, когда они позволяют фирме использовать возможности или нейтрализовать угрозы со стороны внеш­него окружения; ресурсы ограниченны, когда имеются в распоряжении лишь не­многих нынешних и потенциальных конкурентов; ресурсы слабо воспроизводи­мы, когда другие фирмы не могут получить их; и они незаменимы, когда не име­ют никаких стратегических эквивалентов. Когда ресурсы и возможности удовле­творяют этим критериям, они способны служить основанием для формирования устойчивого конкурентного преимущества фирмы, ее стратегической конкурентоспособности и ее способности получать прибыль выше среднего уровня. Таким основанием может стать широкий круг ресурсов и возможностей. Однако в глобализованной экономике навыки рабочей силы приобретают все большее значение для формирования устойчивого конкурентного преимущества. Тем не менее использование квалифицированных работников не обязательно приводит к конкурентному преимуществу. Только используя специфические фирменные модели обучения и совмещая человеческие ресурсы с другими ресурсами и возможностями, фирмы могут ожидать, что их служащие станут основой успеха.

 

 


[1] Rowe A., Mason R., Dickel K. Strategic management. N.Y., 1996. P.18.

[2] Schandel D., Hatten K. Strategy formulation: analytical approach. N.Y., 1982. P.18.

[3] Glook U., Jeuh L. Eraluation of the corporate strategy. Englewood Cliffs, 1979. P.18

[4] Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М., 1999.

[5] Pearce J., Robertson R. Strategic control. St. Paul, 1983. P.21.

[6] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. L., 1997. P.42.

[7] Виханский О. С. Стратегическое управление. М. 1995. С.12.

[8] Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy safari: A guided tour through the wilds of strategic management. L., 1997. P.7-8.

[9] Оксюморон – стилистическая форма, представляющая собой сочетание противоположных по смыслу слов, «живой труп» или «жар холодных чисел».

[10] Ansoff I. A quasi-analitical approach of the business strategy problem// Management technology. 1964. Vol. 4. № 1. P.69.

[11] Mintzberg H. Refinking strategic planning. Part 1. Pitfaals and fallacies// Long range planning. 1994. Vol. 27.№ 3. P.12-21.

[12] Lewis W. The principles of economic planning. L., 1984. P.17.

[13] Ibid. P.14.

[14] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Спб., 2000. С. 52.

[15] Приводится по: Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С.49.

[16] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С.66.

[17] Достаточно полный обзор основных направлений постмодернизма в организационной теории и их связь со стратегическим менеджментом можно найти, в частности, в: Postmodern management and organization theory/ Ed. by Boje D., Gerhart R., Thatchenkery J. Sage, N. Y., 1996.

[18] Steiner G. Strategic planning: what every meneger must know. N. Y., 1979.

[19] Wilson I. Strategic planning is not dead – it changed// Long range planning. 1994. Vol. 27.№4. P.12-24

[20] Под " корпоративным климатом" будем понимать (вслед за Б. Шнейдером) " особенности восприя­тия сотрудниками приоритетных задач своих организаций" (Шнейдер Б. " Корпоративный климат и корпоративная культура // Современное управление. Т. 1. М., 1997. С. 1-34).

 

[21] Steiner G. Op. cit. P. 9.

[22] Kiechel W. Snipping at strategic planning// Planning review. 1994. № 5. P. 8-11.

[23] Lindblom Ch. The science of muddling through// Public administration review. 1959. Vol. 19.№2. P.79-88.

[24] Lindblom Ch., Braybrooke D. A strategy of decision. Free Press. 1963. P.129.

[25] Lindblom Ch., Cohen D. Usable knowledge: social science and social problem solving. Yale university Press. 1979.

[26] Lindblom Ch. The policy-making process. Prentice hall. 1968. P. 42.

[27] Quinn J. Strateegies for change: logial incrementalism. Homewood, 1980. P. 15.

[28] Квинн Дж. Управление стратегическими изменениями // Управление изменениями. Хрестоматия. Жуковский, 1998.

 

[29] Quinn J. Xerox Corporation. Hanover, 1979. P. 119.

[30] Quinn J. General Motors Corporation: the downsizing decision. Hanover, 1978. P. 55.

[31] Quinn J. Xerox Corporation. P. 122.

 

[32] Quinn J. General Motors Corporation. P. 36.

 

[33] Квинн Дж. Управление стратегическими изменениями // Управление изменениями. Хрестоматия. Жуковский, 1998.

 

[34] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С. 160-161.

[35] Bertalanffy, L. von. General system theory. N. Y., 1968. P. 58.

[36] Rapaport A. The uses of mathematical isomorphism in general system theory// Trends in general system theory (ed. by G. J. Klir). N. Y. 1972. P. 53.

[37] Katz D., Kahn R. The social psychology of organization. N. Y., 1978. P.30.

[38] См.: Galunuc D., Eisenhardt K. Renewing the strategy-structure-performance// Research in organization behavior/ L. L. Cummings, B. M. (eds). Greenwich, 1994. P.215-255; Pennings J. Structural contingency theory. A reppraisal// Research in organizational behavior. 1992. Vol. 14. P. 267 – 309; Nadler D., Tushman M. Strategic organization design. Glenwood, 1998.

[39] Merton R. On theoretical sociology. N. Y. 1967.

[40] Ibid. P. 87.

[41] Ibid. P. 88.

[42] Ковалев А. Д. Социальная система Толкотта Парсонса и структурный функционализм // История

социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С. 325-326.

[43] Merton R. On theoretical sociology. P.88.

[44] Ibid. P.89.

[45] 25 Подробнее об этом см., например: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. С. 81 и далее.

[46] Bettis R., Prahalad C. The dominant logic: retrospective and extension// Strategic management journal. 1995. Vol. 16. №1. P.5-14.

[47] Naman J., Slevin D. Enterpreneurship and the concept of fit: a model and empirical tests// strategic management journal. 1993. Vol. 14. №3. P. 137-153.

[48] Grezov C. Exploring fit and misfit with multiple contingencies// Administrative science quarterly. 1989. Vol.34. №6. P.431-453.

[49] Galbraith J. Organization design. Reading. N. Y., 1977. P. 172-184.

[50] Kazanjian R. Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures// Academy of management journ. 1998. Vol.31. №4. P. 257-279.

[51] Hambrick D., Finkelstein S. Managerial discretion: a bridge between polar views of organizational outcomes// Research in organizational behavior/ L. L. Cummings, B. M. Staw (eds). Greenwich, 1994. P. 369-406.

[52] Ackoff R. Re-creating corporation. A design of organization for the 21st century. N. Y., Oxford, 1999.

[53] Op. cit. Ibid. P.22.

[54] Ackoff R. Re-creating corporation. P.22.

[55] Zenely M. Autopoiesis: a theory of living organization. N. Y. 1981. P.5.

[56] Flower E. Two applications of logic to biology. Filadelphia, 1942. P.72.

[57] Sorokin P. Contemporary sociological theories. N. Y., 1928. P.17-18.

[58] Ackoff R. Re-creating corporation. P.42.

[59] Meier R. Communication overload: proposals from the study of a university library// Administrative science quarterly. 1983. Vol.7. P.521-544.

[60] King W. R. Quantitative analysis for marketing management. N. Y. 1967.

[61] Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. С. 139

[62] Данные взяты из исследования, проведенного в 1988 году, см.: Cleland W., King D. Management: a system approach. N. Y., 1992. Р. 156.

[63] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 279

[64] Shull F. Administrative models and organization research. Selected reading in management. Homewood, 1962. P.57.

[65]Уотсон Л., Уотсон Н. Необходимость изменений. Жуковский, 1997.

[66] Авторы утверждают, что искомый ответ будет 66, 83 часа.

 

[67] Этот метод часто называют также системотехникой (см.: Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США // Оптнер С.Л. Системный анализ для решения де­ловых и промышленных проблем. С. 23; Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. М., 1962).

[68] Jenkins G. M. The system approach// System behavior (J. Beishon, G. Peters, eds.). L., 1972. p.78.

[69] Hall A. D. A methodology for system engineering. Princenton, 1962.

[70] Jenkins G. M. The system approach// System behavior (J. Beishon, G. Peters, eds.). L., 1972. p.78-104.

 

[71] См.: Ross D. PLEX1: Sameness and the need for Rigor// Softtex deliverable no. 9031 –1.1. December, 1975; Ross D. Reflections on requirements// IEEE translations on software engineering. 1977. Vol.3. № 1.

[72] Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М., 1993. С. 16.

[73] Там же. С.21.

[74] Там же. С. 23.

[75] Там же. С.159.

[76] Quade E. S. Military system analysis// System analysis (S. L. Optner, ed.). Hamondswoth, 1963. P. 121.

[77] Никаноров С.П. Системный анализ: этапы развития методологии решения проблем в США // Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969. С. 9-11.

[78] Хитч. Ч. Руководство обороной. М., 1968. С. 98.

[79] Никаноров С.П. Указ. соч. С. 10-11.

 

 

[80] Hadnet E. He art of problem solving. N. Y., 1995.

[81] Boulding K. E. General system theory – the skeleton of science// Management science. 1956. Vol. 2.№3. P. 197-208.

[82] Sengupta S. S., Ackoff R. L. Theory of system and operations research// Trans IEEE on SSC. 1965.

[83] Wohlstetter A. J. System analysis versus system design// Publications of the RAND corp. 1958. Vol.1. №1. P.1530.

[84] Arrow K. L. Decision theory and operations research// Oper. Research. 1957. Vol.5.№ 6. P.765.

[85] Approaches to organizational design/ Ed. J. D. Thompson. Pittsburg, 1996.

[86] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 46.

 

[87] Мiser H. J., Quade E. S. (eds.). Handbook of system analysis. Overview of uses, procedures, applications and practice. N. Y., 1985.

[88] Jackson M. C. System methodology for the management science. L., 1991. P. 77.

[89] Churchman C. W., Ackoff R. L., Arkoff E. L. Introduction to operations research. N. Y., 1957.

[90] Ackoff R. L., Sasienti M. W. Fundamentals of operations research. N. Y., 1968.

[91] Ackoff R. L. On conceptions of professions// Systems research. 1986. Vol.3. P.273.

[92] Churchman C. W. The systems approach. N. Y., 1979. P.221-223.

[93] Churchman C. W. The design of inquiring systems. N. Y., 1971.

[94] Ibid. P.19.

[95] О " врагах" системного подхода см.: Churchman C. W. The systems approach and its enmities. N. Y., 1979

[96] Churchman C. W. The design of inquiring systems. P. 254.

[97] Mitroff I., Mason R. The metaphysicsn of policy and planning: a replay to Cosier// Acad. of management rev. 1981. Vol. 6. P.649-661.

[98] Англ. слово 'Stakeholders " не имеет эквивалента в русском языке и означает совокупность групп людей, заинтересованных в эффективной работе организации; это — сотрудники, рукотгодители, собственники, включая акционеров; посредники, клиенты и поставщики и пр. В дальнейшем мы будем употреблять термин " стейкхолдеры" для обозначения этих групп.

 

[99] Checkland P. B. Towards a system-based methodology for real-world problem-silving// Systems behavior (J. Beison and G. Peters, eds.). L., 1976. P.51-77.

[100] Atkinson C. J. Towards a plurality of soft systems methodology// Journ. of appl. sys. analysis. 1986. Vol. 13. P.19-28.

[101] Checkland P. Systems thinking, systems practice. Chichester, 1981.

[102] Checkland P. B., Tsouvalis C. Reflecting on SSM: the dividing line between «real world» and «systems thinking world»// Systems research. 1996. Vol.13. №1. P.36.

[103] В английском варианте: CATWOE –customers, actors, transformation process, Weltanschauung (мировоззрение – нем.), owners, environmental constraints.

[104] Checkland P. B. Soft system methodology// Rational analysis for a problematic world./ J. Rosenhead (ed.). Chichester, 1989. P.70.

[105] Ibid. P. 71.

[106] Ibid. P.82.

[107] Checkland P. B. Rethinking a system approach// Journ. of appl. sys. analysis. 1981. Vol.8. P.3.

[108] Silverman D. The theory of organizations. L., 1970.

[109] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Системные концепции и стратегии вмешательства. М., 1993.

 

[110] От англ. to iterate — повторять.

[111] Lewin K. Field theory in social science. N. Y., 1951. См. также: Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000.

[112] Huse M. Organizational development and change. L., 1975. P.49.

[113] Ibid. P.50.

[114] См., напр.: Бир М., Эйсенстат Р., Спектор Б. Почему программы изменений не приводят к измене­ниям // Управление изменением. Хрестоматия. М., 1995, С. 99-108; Adair J. Effective innovation: how to stay ahead of the competition. L., 1996; Clark J. Managing innovation and change: people, technology and strategy. L., 1995.

[115] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 41-43.

[116] Виханский О.С., Наумов Л.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995. С. 159.

 

[117] Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. М., 1997. С. 54.

[118]О методике построения дерева целей см.: Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М., 1998. С. 61-66.

 

[119] Hrebiniak L., Joyce W. Implementing strategy. N. Y., 1994. P.50.

[120] 56 Метод Дельфи предполагает широкое привлечение независимых экспертов для оценки перепек-) тив изменений с последующим согласованием и " усреднением" вариантов, предложенных отдель-у ными экспертами.

[121] Обстоятельный анализ значения неопределенности на этапе проектирования можно найти в: Checkland P., Scholer J. Soft system methodology in action. Wiley, Chichester, 1990. P.84-99.

[122] См., например: Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 69-71; Wilson D. A strategy of change. L., 1992. Р. 48-68.

 

[123] Greiner L. Patterns of organization change// Harvard business rev. May-June, 1997. P.226.

[124] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994. С. 535.

[125] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 73-74.

[126] Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. С. 70.

 

[127] Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996. С. 211.

[128] Там же. С. 212.

 

 

[129] Олдкорн Р. Основы менеджмента. М, 1999.

 

[130] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

 

[131] Байе М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. С. 141.

 

[132] Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятия в нестабильной экономической среде: ри­ски, стратегия, безопасность. М., 1997.

 

[133] Duncan R. Characteristics of perceived environments and perceived environmental uncertainty// Administrative science quarterly. Vol. 17. №3. 1992. P.13-27.

[134] Downey H., Hellriegel D., Slocum J. Environmental uncertainty: the contract and its application// Administrative science quarterly. Vol.23. №6. 1975.P.613-629.

[135]Теория хаоса в стратегическом менеджменте используется уже довольно длительное время. Мож­но даже утверждать, что она стала частью современных представлений о процессе стратегическо­го менеджмента. См., в частности: Stasey R. Managing the unknowable. San Fransisco, 1992; Glass N. Chaos, non-liner systems and day-to-day management// Europ. management journ. 1996. Vol.14. № 1. P. 98-106; Andela G. Chaotics. Westport, 1997.

 

[136] Robbins S. Organization theory: structure design and applications. New Jersey, 1996.

[137] Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего про­цветания. М., 2000.

 

 

[138] David F. Strategic management: concepts and cases. N. Y., 1991.

[139] Hickson D., Butler R., Cray D., Mallory G., Wilson D. Top decisions: crategic decision-making in organizations. N. Y., 1996.

[140] Bowman C., Asch D. Strategic management. L., 1987.

[141] McDonald M. Marketing plans: how to prepare them, how to use them. N. Y., 1989.

[142] Meyer A., Goes J., Brooks G. Organizations in disequilibrium: environmental jolts and industrial revolutions// Huber G., Click W. (eds). Organizational change and redesign. N. Y., 1992.

[143] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989.

[144] Daft D. Strategic change and management process. N. Y., 1992. P.164-166.

[145] Kotter J., Schlesinger L. Chossing strategies for change// Harvard business review. 1979. №2. P.106-113.

[146]Портер М. Конкуренция. М., 2000.

[147] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989.

[148] Lufmann et al. Business policy: an analytical introduction. N. Y., 1994. P.77-78.

[149] Rowe A., Mason R., Dickel K., Snyder N. Strategic management: a methodical approach. N. Y., 1989.

[150] Porter M. Competitive advantage: techniques for analysing industries and competitors. N. Y., 1985.

[151] Rowe A., Mason R., Dickel K., Snyder N. Strategic management: a methodical approach. N. Y., 1989.

[152] Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь, 1994. С.8.

 

 

[153] Там же. С. 33-34.

[154]Керне Д., Нэдлер Д. Пророки во тьме, или рассказ о том, как " Ксерокс" восстал из пепла и дал бой японцам. М., 1996.

 

[155] Chandler A. Strategy and structure. Boston, 1962.

[156] Sheppard H. Innovation-resisting and innovation-producing organizations// Journal of business. 1967. Vol.40. P.470-477.

[157] Stevenson H. Defining corporate strengths and weaknesses// D. Asch, C. Bowman (eds). Readings in strategic management. L., 1989.

[158] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989.

[159] Название образовано из первых букв английских слов Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал