![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высокая рентабельность⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
— Получение прибыли выше среднего уровня Рис. 8.5. Ресурсно-ориентированная модель достижения высокой рентабельности Конкретные ресурсы в отдельности не способны обеспечить устойчивого конкурентного преимущества. Например, сложное производственное оборудование может стать стратегическим ресурсом только при использовании в системе с другими компонентами деятельности фирмы (такими, как маркетинг и работа служащих). Как правило, устойчивое конкурентное преимущество достигается именно через комбинирование и интеграцию ресурсов. Возможность есть способность совокупности ресурсов обеспечить выполнение задачи или совершение действия. Возможности — это результат интеграции ресурсов. Ресурсно-ориентированная модель достижения конкурентного преимущества показана на рис. 8.5. В отличие от рассмотренной ранее модели " вклад-отдача" ресурсно-ориентированная модель исходит из того, что внутренняя среда фирмы (ее ресурсы и возможности) более существенна для определения стратегических действий, чем внешняя среда. Вместо концентрации на накоплении ресурсов, являющихся необходимыми для осуществления стратегии, продиктованной условиями и ограничениями внешней среды, ресурсно-ориентированный подход предполагает, что основание для стратегии обеспечивают ресурсы и возможности фирмы. Выбранная стратегия должна позволить фирме лучше использовать собственные возможности с учетом внешнего окружения. Не все возможности и ресурсы фирмы могут стать основанием для устойчивого конкурентного преимущества. Эта возможность реализуется, когда ресурсы и возможности ценны, ограниченны, слабо воспроизводимы и незаменимы. Ресурсы (в данном случае включая и возможности) ценны, когда они позволяют фирме использовать возможности или нейтрализовать угрозы со стороны внешнего окружения; ресурсы ограниченны, когда имеются в распоряжении лишь немногих нынешних и потенциальных конкурентов; ресурсы слабо воспроизводимы, когда другие фирмы не могут получить их; и они незаменимы, когда не имеют никаких стратегических эквивалентов. Когда ресурсы и возможности удовлетворяют этим критериям, они способны служить основанием для формирования устойчивого конкурентного преимущества фирмы, ее стратегической конкурентоспособности и ее способности получать прибыль выше среднего уровня. Таким основанием может стать широкий круг ресурсов и возможностей. Однако в глобализованной экономике навыки рабочей силы приобретают все большее значение для формирования устойчивого конкурентного преимущества. Тем не менее использование квалифицированных работников не обязательно приводит к конкурентному преимуществу. Только используя специфические фирменные модели обучения и совмещая человеческие ресурсы с другими ресурсами и возможностями, фирмы могут ожидать, что их служащие станут основой успеха.
[1] Rowe A., Mason R., Dickel K. Strategic management. N.Y., 1996. P.18. [2] Schandel D., Hatten K. Strategy formulation: analytical approach. N.Y., 1982. P.18. [3] Glook U., Jeuh L. Eraluation of the corporate strategy. Englewood Cliffs, 1979. P.18 [4] Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М., 1999. [5] Pearce J., Robertson R. Strategic control. St. Paul, 1983. P.21. [6] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. L., 1997. P.42. [7] Виханский О. С. Стратегическое управление. М. 1995. С.12. [8] Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy safari: A guided tour through the wilds of strategic management. L., 1997. P.7-8. [9] Оксюморон – стилистическая форма, представляющая собой сочетание противоположных по смыслу слов, «живой труп» или «жар холодных чисел». [10] Ansoff I. A quasi-analitical approach of the business strategy problem// Management technology. 1964. Vol. 4. № 1. P.69. [11] Mintzberg H. Refinking strategic planning. Part 1. Pitfaals and fallacies// Long range planning. 1994. Vol. 27.№ 3. P.12-21. [12] Lewis W. The principles of economic planning. L., 1984. P.17. [13] Ibid. P.14. [14] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Спб., 2000. С. 52. [15] Приводится по: Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С.49. [16] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С.66. [17] Достаточно полный обзор основных направлений постмодернизма в организационной теории и их связь со стратегическим менеджментом можно найти, в частности, в: Postmodern management and organization theory/ Ed. by Boje D., Gerhart R., Thatchenkery J. Sage, N. Y., 1996. [18] Steiner G. Strategic planning: what every meneger must know. N. Y., 1979. [19] Wilson I. Strategic planning is not dead – it changed// Long range planning. 1994. Vol. 27.№4. P.12-24 [20] Под " корпоративным климатом" будем понимать (вслед за Б. Шнейдером) " особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач своих организаций" (Шнейдер Б. " Корпоративный климат и корпоративная культура // Современное управление. Т. 1. М., 1997. С. 1-34).
[21] Steiner G. Op. cit. P. 9. [22] Kiechel W. Snipping at strategic planning// Planning review. 1994. № 5. P. 8-11. [23] Lindblom Ch. The science of muddling through// Public administration review. 1959. Vol. 19.№2. P.79-88. [24] Lindblom Ch., Braybrooke D. A strategy of decision. Free Press. 1963. P.129. [25] Lindblom Ch., Cohen D. Usable knowledge: social science and social problem solving. Yale university Press. 1979. [26] Lindblom Ch. The policy-making process. Prentice hall. 1968. P. 42. [27] Quinn J. Strateegies for change: logial incrementalism. Homewood, 1980. P. 15. [28] Квинн Дж. Управление стратегическими изменениями // Управление изменениями. Хрестоматия. Жуковский, 1998.
[29] Quinn J. Xerox Corporation. Hanover, 1979. P. 119. [30] Quinn J. General Motors Corporation: the downsizing decision. Hanover, 1978. P. 55. [31] Quinn J. Xerox Corporation. P. 122.
[32] Quinn J. General Motors Corporation. P. 36.
[33] Квинн Дж. Управление стратегическими изменениями // Управление изменениями. Хрестоматия. Жуковский, 1998.
[34] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Указ. соч. С. 160-161. [35] Bertalanffy, L. von. General system theory. N. Y., 1968. P. 58. [36] Rapaport A. The uses of mathematical isomorphism in general system theory// Trends in general system theory (ed. by G. J. Klir). N. Y. 1972. P. 53. [37] Katz D., Kahn R. The social psychology of organization. N. Y., 1978. P.30. [38] См.: Galunuc D., Eisenhardt K. Renewing the strategy-structure-performance// Research in organization behavior/ L. L. Cummings, B. M. (eds). Greenwich, 1994. P.215-255; Pennings J. Structural contingency theory. A reppraisal// Research in organizational behavior. 1992. Vol. 14. P. 267 – 309; Nadler D., Tushman M. Strategic organization design. Glenwood, 1998. [39] Merton R. On theoretical sociology. N. Y. 1967. [40] Ibid. P. 87. [41] Ibid. P. 88. [42] Ковалев А. Д. Социальная система Толкотта Парсонса и структурный функционализм // История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С. 325-326. [43] Merton R. On theoretical sociology. P.88. [44] Ibid. P.89. [45] 25 Подробнее об этом см., например: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. С. 81 и далее. [46] Bettis R., Prahalad C. The dominant logic: retrospective and extension// Strategic management journal. 1995. Vol. 16. №1. P.5-14. [47] Naman J., Slevin D. Enterpreneurship and the concept of fit: a model and empirical tests// strategic management journal. 1993. Vol. 14. №3. P. 137-153. [48] Grezov C. Exploring fit and misfit with multiple contingencies// Administrative science quarterly. 1989. Vol.34. №6. P.431-453. [49] Galbraith J. Organization design. Reading. N. Y., 1977. P. 172-184. [50] Kazanjian R. Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures// Academy of management journ. 1998. Vol.31. №4. P. 257-279. [51] Hambrick D., Finkelstein S. Managerial discretion: a bridge between polar views of organizational outcomes// Research in organizational behavior/ L. L. Cummings, B. M. Staw (eds). Greenwich, 1994. P. 369-406. [52] Ackoff R. Re-creating corporation. A design of organization for the 21st century. N. Y., Oxford, 1999. [53] Op. cit. Ibid. P.22. [54] Ackoff R. Re-creating corporation. P.22. [55] Zenely M. Autopoiesis: a theory of living organization. N. Y. 1981. P.5. [56] Flower E. Two applications of logic to biology. Filadelphia, 1942. P.72. [57] Sorokin P. Contemporary sociological theories. N. Y., 1928. P.17-18. [58] Ackoff R. Re-creating corporation. P.42. [59] Meier R. Communication overload: proposals from the study of a university library// Administrative science quarterly. 1983. Vol.7. P.521-544. [60] King W. R. Quantitative analysis for marketing management. N. Y. 1967. [61] Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. С. 139 [62] Данные взяты из исследования, проведенного в 1988 году, см.: Cleland W., King D. Management: a system approach. N. Y., 1992. Р. 156. [63] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 279 [64] Shull F. Administrative models and organization research. Selected reading in management. Homewood, 1962. P.57. [65]Уотсон Л., Уотсон Н. Необходимость изменений. Жуковский, 1997. [66] Авторы утверждают, что искомый ответ будет 66, 83 часа.
[67] Этот метод часто называют также системотехникой (см.: Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США // Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. С. 23; Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. М., 1962). [68] Jenkins G. M. The system approach// System behavior (J. Beishon, G. Peters, eds.). L., 1972. p.78. [69] Hall A. D. A methodology for system engineering. Princenton, 1962. [70] Jenkins G. M. The system approach// System behavior (J. Beishon, G. Peters, eds.). L., 1972. p.78-104.
[71] См.: Ross D. PLEX1: Sameness and the need for Rigor// Softtex deliverable no. 9031 –1.1. December, 1975; Ross D. Reflections on requirements// IEEE translations on software engineering. 1977. Vol.3. № 1. [72] Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М., 1993. С. 16. [73] Там же. С.21. [74] Там же. С. 23. [75] Там же. С.159. [76] Quade E. S. Military system analysis// System analysis (S. L. Optner, ed.). Hamondswoth, 1963. P. 121. [77] Никаноров С.П. Системный анализ: этапы развития методологии решения проблем в США // Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969. С. 9-11. [78] Хитч. Ч. Руководство обороной. М., 1968. С. 98. [79] Никаноров С.П. Указ. соч. С. 10-11.
[80] Hadnet E. He art of problem solving. N. Y., 1995. [81] Boulding K. E. General system theory – the skeleton of science// Management science. 1956. Vol. 2.№3. P. 197-208. [82] Sengupta S. S., Ackoff R. L. Theory of system and operations research// Trans IEEE on SSC. 1965. [83] Wohlstetter A. J. System analysis versus system design// Publications of the RAND corp. 1958. Vol.1. №1. P.1530. [84] Arrow K. L. Decision theory and operations research// Oper. Research. 1957. Vol.5.№ 6. P.765. [85] Approaches to organizational design/ Ed. J. D. Thompson. Pittsburg, 1996. [86] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 46.
[87] Мiser H. J., Quade E. S. (eds.). Handbook of system analysis. Overview of uses, procedures, applications and practice. N. Y., 1985. [88] Jackson M. C. System methodology for the management science. L., 1991. P. 77. [89] Churchman C. W., Ackoff R. L., Arkoff E. L. Introduction to operations research. N. Y., 1957. [90] Ackoff R. L., Sasienti M. W. Fundamentals of operations research. N. Y., 1968. [91] Ackoff R. L. On conceptions of professions// Systems research. 1986. Vol.3. P.273. [92] Churchman C. W. The systems approach. N. Y., 1979. P.221-223. [93] Churchman C. W. The design of inquiring systems. N. Y., 1971. [94] Ibid. P.19. [95] О " врагах" системного подхода см.: Churchman C. W. The systems approach and its enmities. N. Y., 1979 [96] Churchman C. W. The design of inquiring systems. P. 254. [97] Mitroff I., Mason R. The metaphysicsn of policy and planning: a replay to Cosier// Acad. of management rev. 1981. Vol. 6. P.649-661. [98] Англ. слово 'Stakeholders " не имеет эквивалента в русском языке и означает совокупность групп людей, заинтересованных в эффективной работе организации; это — сотрудники, рукотгодители, собственники, включая акционеров; посредники, клиенты и поставщики и пр. В дальнейшем мы будем употреблять термин " стейкхолдеры" для обозначения этих групп.
[99] Checkland P. B. Towards a system-based methodology for real-world problem-silving// Systems behavior (J. Beison and G. Peters, eds.). L., 1976. P.51-77. [100] Atkinson C. J. Towards a plurality of soft systems methodology// Journ. of appl. sys. analysis. 1986. Vol. 13. P.19-28. [101] Checkland P. Systems thinking, systems practice. Chichester, 1981. [102] Checkland P. B., Tsouvalis C. Reflecting on SSM: the dividing line between «real world» and «systems thinking world»// Systems research. 1996. Vol.13. №1. P.36. [103] В английском варианте: CATWOE –customers, actors, transformation process, Weltanschauung (мировоззрение – нем.), owners, environmental constraints. [104] Checkland P. B. Soft system methodology// Rational analysis for a problematic world./ J. Rosenhead (ed.). Chichester, 1989. P.70. [105] Ibid. P. 71. [106] Ibid. P.82. [107] Checkland P. B. Rethinking a system approach// Journ. of appl. sys. analysis. 1981. Vol.8. P.3. [108] Silverman D. The theory of organizations. L., 1970. [109] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Системные концепции и стратегии вмешательства. М., 1993.
[110] От англ. to iterate — повторять. [111] Lewin K. Field theory in social science. N. Y., 1951. См. также: Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000. [112] Huse M. Organizational development and change. L., 1975. P.49. [113] Ibid. P.50. [114] См., напр.: Бир М., Эйсенстат Р., Спектор Б. Почему программы изменений не приводят к изменениям // Управление изменением. Хрестоматия. М., 1995, С. 99-108; Adair J. Effective innovation: how to stay ahead of the competition. L., 1996; Clark J. Managing innovation and change: people, technology and strategy. L., 1995. [115] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 41-43. [116] Виханский О.С., Наумов Л.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995. С. 159.
[117] Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. М., 1997. С. 54. [118]О методике построения дерева целей см.: Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М., 1998. С. 61-66.
[119] Hrebiniak L., Joyce W. Implementing strategy. N. Y., 1994. P.50. [120] 56 Метод Дельфи предполагает широкое привлечение независимых экспертов для оценки перепек-) тив изменений с последующим согласованием и " усреднением" вариантов, предложенных отдель-у ными экспертами. [121] Обстоятельный анализ значения неопределенности на этапе проектирования можно найти в: Checkland P., Scholer J. Soft system methodology in action. Wiley, Chichester, 1990. P.84-99. [122] См., например: Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 69-71; Wilson D. A strategy of change. L., 1992. Р. 48-68.
[123] Greiner L. Patterns of organization change// Harvard business rev. May-June, 1997. P.226. [124] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994. С. 535. [125] Уотсон Л., Мейон-Уайт У. Указ. соч. С. 73-74. [126] Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. С. 70.
[127] Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996. С. 211. [128] Там же. С. 212.
[129] Олдкорн Р. Основы менеджмента. М, 1999.
[130] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
[131] Байе М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. С. 141.
[132] Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М., 1997.
[133] Duncan R. Characteristics of perceived environments and perceived environmental uncertainty// Administrative science quarterly. Vol. 17. №3. 1992. P.13-27. [134] Downey H., Hellriegel D., Slocum J. Environmental uncertainty: the contract and its application// Administrative science quarterly. Vol.23. №6. 1975.P.613-629. [135]Теория хаоса в стратегическом менеджменте используется уже довольно длительное время. Можно даже утверждать, что она стала частью современных представлений о процессе стратегического менеджмента. См., в частности: Stasey R. Managing the unknowable. San Fransisco, 1992; Glass N. Chaos, non-liner systems and day-to-day management// Europ. management journ. 1996. Vol.14. № 1. P. 98-106; Andela G. Chaotics. Westport, 1997.
[136] Robbins S. Organization theory: structure design and applications. New Jersey, 1996. [137] Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. М., 2000.
[138] David F. Strategic management: concepts and cases. N. Y., 1991. [139] Hickson D., Butler R., Cray D., Mallory G., Wilson D. Top decisions: crategic decision-making in organizations. N. Y., 1996. [140] Bowman C., Asch D. Strategic management. L., 1987. [141] McDonald M. Marketing plans: how to prepare them, how to use them. N. Y., 1989. [142] Meyer A., Goes J., Brooks G. Organizations in disequilibrium: environmental jolts and industrial revolutions// Huber G., Click W. (eds). Organizational change and redesign. N. Y., 1992. [143] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989. [144] Daft D. Strategic change and management process. N. Y., 1992. P.164-166. [145] Kotter J., Schlesinger L. Chossing strategies for change// Harvard business review. 1979. №2. P.106-113. [146]Портер М. Конкуренция. М., 2000. [147] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989. [148] Lufmann et al. Business policy: an analytical introduction. N. Y., 1994. P.77-78. [149] Rowe A., Mason R., Dickel K., Snyder N. Strategic management: a methodical approach. N. Y., 1989. [150] Porter M. Competitive advantage: techniques for analysing industries and competitors. N. Y., 1985. [151] Rowe A., Mason R., Dickel K., Snyder N. Strategic management: a methodical approach. N. Y., 1989. [152] Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь, 1994. С.8.
[153] Там же. С. 33-34. [154]Керне Д., Нэдлер Д. Пророки во тьме, или рассказ о том, как " Ксерокс" восстал из пепла и дал бой японцам. М., 1996.
[155] Chandler A. Strategy and structure. Boston, 1962. [156] Sheppard H. Innovation-resisting and innovation-producing organizations// Journal of business. 1967. Vol.40. P.470-477. [157] Stevenson H. Defining corporate strengths and weaknesses// D. Asch, C. Bowman (eds). Readings in strategic management. L., 1989. [158] Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Cambridge, 1989. [159] Название образовано из первых букв английских слов Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats.
|