Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка конусов широким угловым резцом







α

Угловым резцом 1 (рис. 3) обрабатывают с продольной или поперечной подачей наружные и внутренние конусы небольшой длины до 20...25 мм. Режущая кромка та­кого резца должна быть строго прямолинейная, без дефектов (забоин, завалов, зазуб­рин). Правильная установка широкого углового резца относительно оси обрабатывае­мой детали контролируется шаблоном 2.

Рис. 3. Обработка конуса широким угловым резцом

 

Обработка конусов при повернутых верхних салазках суппорта

Этот способ применяется для обтачивания или растачивания конусов небольшой длины с различным углом уклона. Длина обработки ограничивается длиной перемеще­ния верхних салазок, которые устанавливаются под углом уклона конуса α (рис. 4). Для этого, ослабив гайки поворотной плиты, поворачивают ее вместе с верхними салазками на требуемый угол, который отсчитывают по градусной шкале 1. Доли градуса опреде­ляют на глаз. Затем гайки прочно зажимают.

При обработке точных конусов описываемым способом выполняют ряд пробных проточек заготовки и по результатам контроля корректируют угол установки салазок.

Чтобы исключить сдвиг суппорта во время резания, его следует неподвижно за­крепить на станине зажимным винтом каретки или включением рукоятки маточной гайки.

Существенный недостаток данного способа обработки конусов - ручная подача салазок и в связи с этим низкая шероховатость обработки.

Рис. 4. Обработка конуса при повернутых верхних салазках суппорта

 


Измерение и контроль конических поверхностей

Годность конусов можно определять поэлементно или комплексно.

Первый метод применяют преимущественно при изготовлении конусов невысо­кой точности. В этом случае каждый элемент конуса измеряют отдельной линейкой, штангенциркулем, угломером или проверяют угловым шаблоном.

Применяют шаблоны: нерегулируемые (жесткие) (рис. 5, а) или регулируемые (рис. 5, б).


 

Рис. 5. Контроль угла конуса конической поверхности

а - жестким шаблоном; б - регулируемым шаблоном; в - универсальным угломером Точность угла конуса определяют по зазору между конической поверхностью контролируемой детали и измерительной поверхностью шаблона. Если обнаружится зазор у большого основания, то угол конуса меньше заданного, если зазор у малого ос­нования, то угол конуса больше заданного. Более точно угол конуса измеряют универ­сальным угломером.

Для измерения углов уклона а или конуса 2а пользуются универсальными уг­ломерами, один из которых (тип УМ) показан на рис. 5, в. Он предназначен для изме­рения

наружных углов в пределах от 0 до 180°, где углы 0...900 измеряются с угольником, свыше 90° - без угольника.

Вторым методом (комплексным) пользуются при изготовлении деталей с проч­ными коническими поверхностями. Такую проверку выполняют калибрами-втулками и пробками, позволяющими определить точность одного из диаметров и формы конуса.


ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И МЕРЫ предупреждения брака при обработке конических поверхностей
Виды брака Причины Меры предупреждения
Непрямолинейность обра­зующей конуса. Угол конуса правильный, но не точны размеры большого и малого осно­ваний Резец установлен выше или ниже оси центров. Неточность установки резца по лимбу поперечной подачи Установить резец точно по оси центров. Тщательно установить размер по лимбу при окончательном проходе резцом (в некоторых случаях такой вид брака мож­но исправить подрезкой торца детали)
Неправильная конусность (угол конуса не соответ­ствует указанному на чер­теже) Неточность поворота плиты верхних салазок суппорта. Отжим плиты в процессе обра­ботки. Разная длина заготовок или неодинаковая глубина центро­вых отверстий у них Отрегулировать угол поворота плиты салазок. Надежно закрепить плиту верх­них салазок суппорта. Контролировать заготовки по длине
Увеличенная шерохова­тость Большая подача, малая ско­рость. Тупой резец. Нежесткое крепление заготов­ки, большой вылет резца. Увеличенные зазоры в направ­ляющих суппорта Подобрать правильный режим резания. Заточить резец. Уменьшить вылет резца, при­менить более жесткое крепле­ние заготовки. Отрегулировать зазоры в на­правляющих

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ   Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 1) Инструкционные карты  

 
УРОК № 1. ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ШИРОКИМ УГЛОВЫМ РЕЗЦОМ, С ПОВОРОТОМ ВЕРХНИХ САЛАЗОК СУППОРТА

Цель урока

Научиться:

ð устанавливать проходной резец с широкой режущей кромкой на требуемый угол уклона конуса относительно оси заготовки (оси центров);

ð обтачивать коническую поверхность перемещением резца одной поперечной подачей;

ð налаживать станок для обработки наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта;

ð контролировать обрабатываемую коническую поверхность по размерам штангенциркулем, калибр-втулкой, универсальным угломером.

Оснащение рабочего места

ð Станок модели 1К62 или 16К20, комплекты принадлежностей и приспособле­ний к нему;

ð резец с широкой режущей кромкой;

ð проходные, отогнутые резцы (черновые и чистовые);

ð шаблон для установки резца, штангенциркуль с ценой деления по нониусу

ð 1...0, 05 мм;

ð конусные калибр-втулки;

ð измерительная линейка;

ð универсальный угломер;

ð защитные очки;

ð крючок для отвода и удаления стружки.

 


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 4Л. Обработка конических поверхностей (урок № 1) Инструкционная карта 1 лист 1

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 4Л. Обработка конических поверхностей (урок № 1)


 


ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ШИРОКИМ УГЛОВЫМ РЕЗЦОМ


 


1. Закрепите резец 1 (рис. 1) в резце­держателе. Резец должен быть с шириной режущей кромки больше длины образующей конуса на 3...4 мм.

2. Установите заготовку 2 в трехкулач­ковый патрон, закрепите ее и обточите до вели­чины большего основания конуса.

3.

Рис. 2
Установите резец да требуемый угол уклона конуса по шаблону. Шаблон 1 подставь­те к обточенной цилиндрической поверхности 2 Резец 1, предварительно установленный и за­крепленный в резцедержателе по центру, под­ведите к шаблону и отрегулируйте его установ­ку так, чтобы главная режущая кромка вплот­ную прилегла к скошенной стороне шаблона. Шаблон I можно подставить к цилиндрической поверхности пиноли задней бабки (рис. 2).

4.

Рис. 4
Рис. 3
Закрепите суппорт. Чтобы предот­вратить смещение суппорта, закрепите его зажимным болтом 2 (рис. 3) при помощи тор­цевого ключа 1.

5. Обточите коническую поверхность 2 (рис. 4). Резец 1 подавайте поперечной подачей, вращая рукоятку винта нижних поперечных са­лазок суппорта обеими руками.


 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 1
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 1) лист 2

6.

Рис. 5
Проверьте размеры и угол уклона ко­нуса обточенной конической поверхности. Размеры и конусность проверьте либо шаблоном, либо калибр-втулкой, либо универсальным угло­мером, например тип УМ, который предназначен для измерения наружных углов в пределах от 0 до 180° (рис. 5). Угломер состоит из полукругло­го основания 3 с градусной шкалой, неподвиж­ной линейки основания 2, подвижной линейки 8 с поворотным сектором 4. К сектору прикреплен нониус 6 с ценой деления шкалы 2. Предвари­тельная настройка угломера на требуемый угол осуществляется поворотом линейки 8 и сектора 4 вручную, окончательная - устройством 5 для микрометрической подачи винта. После этого угломер стопорится зажимом 7. Углы 0...900 из­меряются с угольником 1, а свыше без него (рис. 5).

7.

Рис. 6
При измерении угломером правой ру­кой слегка прижимайте деталь к измерительной поверхности линейки основания и перемещайте ее, уменьшая просвет между деталью и второй измерительной поверхностью угломера до пол­ного их соприкосновения.

После того, как угломер установлен отно­сительно детали, проверьте равномерность про­света между измерительными и проверяемыми поверхностями или его отсутствие (при малой шероховатости измерительных и проверяемых поверхностей), фиксируйте положение стопором и читайте показание (рис. 6).


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 2
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 1) лист 1
  Обработка конических поверхностей с поворотом верхних салазок суппорта

 

1. Наладка станка

1.1. Установите и закрепите в трехкулачковом патроне заготовку и резец в рез­цедержателе. Вершину головки резца установите на уровне центров станка.

1.2. Определите угол поворота верхней части суппорта по данным чертежа об­рабатываемого конуса. Определите тангенс угла уклона конуса α по формуле

tg α =

 

Рис. 1
По таблице тангенсов углов установите величину уклона конуса α.

1.3. Поверните верхнюю поворотную часть суппорта на требуемый угол уклона конуса. Если вершина конуса 2 обращена в сторону задней бабки (рис. 1), то верхнюю поворотную часть суппорта 3 поверните от себя на величину угла уклона конуса а.

Если конус вершиной обращен в сто­рону передней бабки (рис. 2), то в этом слу­чае верхнюю поворотную часть суппорта 3 необходимо повернуть на себя на величину угла

уклона конуса α.

1.4. Поверните верхнюю поворотную часть суппорта на требуемый угол по образ­цу (по готовой детали). Для этого необходи­мо взять изготовленную и проверенную де­таль, установить, выверить и закрепить ее в трехкулачковом патроне. Установите и за­крепите проходной резец.

Рис. 1
Верхние салазки переместите в крайнее правое положение, а всю верхнюю поворотную часть суппорта поверните на угол, приблизительно ориентируясь при этом на параллельность образующей конуса направляющим верхних салазок. Резец 1 (рис. 1) подайте на деталь с таким расчетом, чтобы вершина его не дошла до кониче­ской поверхности на 0, 3...0, 5 мм. Переместите резец 1 ручной подачей вдоль обра­зующей конуса 2 по линии А-А.

Если вершина резца 1 перемещается параллельно образующей конуса, поворот верхней части суппорта 3 сделан правильно. В противном случае повторите наладку станка.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 2
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 1) лист 2
2. Обтачивание и проверка обработанной конической поверхности

 

2.1. Обточите коническую поверх­ность детали предварительно.

Обточите коническую поверхность ручной подачей, вращая винт верхних са­лазок суппорта обеими руками по часовой стрелке (рис. 3).

2.2. Проверьте конусность по полу­чаемым размерам.

При измерении диаметров основа­ний конуса штангенциркулем настройте станок для обработки конической поверх­ности.

Рис. 5
Полученная разность диаметров оснований конуса должна равняться раз­ности диаметров оснований конуса по чертежу при одинаковом расстоянии меж­ду диаметрами.

2.3. Проверьте конусность калибр- втулкой по меловым линиям.

Рис. 4
Меловые линии а (три-четыре) на­носите равномерно по всей конической поверхности параллельно оси конуса (рис.4). Линии можно наносить карандашом.

Рис. 6
Наденьте на коническую поверх­ность калибр-втулку III (рис. 5) и повер­ните ее на 1/3 - 1/2 часть оборота вперед (от себя) и назад (на себя) несколько раз. При точной конусности линии а должны стираться по всей длине образующей ко­нуса 2 (рис. 6). В данном случае линии стерлись в правой части. Требуется верх­нюю поворотную часть суппорта повер­нуть дополнительно от себя и снова обто­чить поверхность. Регулировать поворот верхней поворотной части суппорта сле­дует до равномерного стирания каждой линии по всей ее длине.

Если нанесенные линии не стерлись в средней части конической поверхности, то это указывает на установку вершины резца выше или ниже линии центров станка. Об­разующая конуса получилась непрямолинейной.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 2
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 1) лист 3

 


Рис. 7
 


2.4. Проверьте угол конуса универ­сальным угломером.

Универсальный угломер IV (рис. 7) предварительно установите на требуемый угол конуса и по плотности прилегания из­мерительных поверхностей А и Б линеек к образующей конической поверхности детали 2

определите величину угла конуса. Линейки угломера установите непосредственно по обрабатываемой детали, а затем по показа­нию на градуированной шкале определите величину полученного угла конуса.

2.5. Обточите коническую поверх­ность начисто.

Рис. 8
Настройте станок на чистовой режим резания, установите и закрепите в резцедер­жателе чистовой проходной резец. При обта­чивании ручной подачей следите за равно­мерным перемещением верхних салазок и получением требуемой шероховатости обра­батываемой поверхности.

2.6. Проверьте коническую поверх­ность (конус) по размерам.

Наденьте коническую калибр-втулку

V (рис. 8) на коническую поверхность заго­товки. При правильном выдерживании раз­меров

конической поверхности торец заготовки 2 не должен выходить за пределы торцов А и Б уступа калибр-втулки. Если торец 2 заго­товки не доходит до торца А или выходит за торец Б калибра, то в первом случае заго­товку следует дополнительно обточить, а во втором - заготовка окажется с неисправи­мым дефектом.


Утверждаю

Старший мастер

“ ” 200_ г.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Урок № 2. Обработка конических поверхностей при помощи смещения

КОРПУСА ЗАДНЕЙ БАБКИ

Цели урока

Обучающая: научить учащихся определять направление (от резца или на резец) смещения корпуса задней бабки и смещать его на определенную величину по делениям на ней, по линейке и готовой детали, обтачивать и проверять длинные пологие конусы деталей.

Развивающая: развитие познавательных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления и т. д.).

Воспитательная: воспитание у учащихся бережного отношения к режущему, из­мерительному инструменту, оборудованию и т. д.

Материально-техническое оснащение урока

Станки моделей 16К20, 1К62 и др., чертеж, заготовки, образцы изготовленных деталей, инструкционные карты, гаечные ключи 14x17, шаблоны, универсальные угло­меры, штангенциркули, линейки, вращающиеся и глухие центры, хомутик, справочни­ки токаря.

Ход урока

1. Организационная часть урока

1.1. Построение группы.

1.2. Проверка наличия учащихся.

1.3. Осмотр внешнего вида учащихся.

2. Вводный инструктаж

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Контроль знаний учащихся по предыдущим темам.

1) Назовите способы обработки конических поверхностей на токарных станках.

2) Расскажите о преимуществах и недостатках обработки конических поверхно­стей широким угловым резцом и с помощью поворота верхних салазок суппор­та.

3) Объясните особенности и приемы установки заготовок в центрах.

4) Какие режимы резания применяются при обработке деталей в центрах?

5) Какие требования предъявляются к установке резцов в резцедержателе?

6) Какие типы резцов используются для обработки наружных цилиндрических поверхностей?

7) Какие требования предъявляются к установке резцов в резцедержателе?

2.3. Контроль знаний учащихся по заданной теме.

1) Каким способом обрабатываются длинные конические поверхности? Объяс­ните его особенности.

2) Назовите формулу для определения величины смещения корпуса задней баб­ки.

2.4. Объяснение нового материала.

1) Преимущества и недостатки обработки конических поверхностей с помощью смещения корпуса задней бабки.

2) Расчет величины смещения корпуса задней бабки для обработки конуса (с по­мощью учащихся).

3) Режимы резания при обработке длинных наружных конусов способом смеще­ния корпуса задней бабки.

4) Особенности наладки станка на обтачивание конусов способом смещения кор­пуса задней бабки.

5) Виды, причины и меры предупреждения брака при обработке длинных кону­сов.

6) Безопасные приемы труда при обработке конических поверхностей способом смещения корпуса задней бабки.

2.5. Практический показ. Группа разбивается на две подгруппы.

Показ производится с объяснением следующих вопросов:

1) Установка резцов.

2) Установка и закрепление детали в центрах.

3) Смещение корпуса задней бабки на определенную величину.

4) Приемы обработки конических поверхностей при смещении корпуса задней бабки.

5) Приемы контроля длинных конических поверхностей.

2.6. Контрольные вопросы при практическом показе.

1) Если меньший диаметр конуса получается на заготовке со стороны задней бабки, то в какую сторону необходимо сместить корпус задней бабки?

2) Почему нельзя обрабатывать конические поверхности с большим углом уклона (α > 15°)?

2.7. Закрепление нового материала урока производится путем обработки конуса с помощью конусной линейки одним или двумя учащимися с последующим раз­бором допущенных ошибок.

2.8. Распределение учащихся по рабочим местам и выдача режущего, контрольно­измерительного инструмента, заготовок, инструкционных карт, чертежей и за­дания каждому учащемуся.

2.9. Сообщение норм времени на выполнение задания.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся

3.1. Обход рабочих мест с целью:

ð проверки организации рабочих мест;

ð проверки правильности установки заготовки и режущего инструмента;

ð проверки умения учащихся правильно производить установку режимов реза­ния;

ð проверки правильности выполнения приемов смещения корпуса задней бабки и обтачивания длинных конусов;

ð проверки правильности выполнения приемов измерения и контроля деталей; проведения индивидуальных инструктажей;

ð проверки соблюдения БПТ на рабочем месте;

ð проверки уборки рабочих мест и мастерской;

ð приема готовых деталей.

3.2. Накопление материала для заключительного инструктажа.

4. Заключительный инструктаж

4.1. Провести анализ работы группы за урок.

1) Отметить лучшие работы учащихся.

2) Указать на ошибки, допущенные учащимися в ходе урока, и рассмотреть причины их возникновения.

3) Ответить на возникшие в ходе урока вопросы.

4) Сообщить оценки, выставленные за урок.

4.2. Дать задание на дом. Законспектировать тему “Обработка конусов”, И. И. Бер­гер “Токарное дело”. - Мн., 1980.

Мастер п. о.


 

КОНСПЕКТ К УРОКУ № 2 ПО ТЕМЕ “ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ СМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЗАДНЕЙ БАБКИ”

Объяснение материала по теме желательно проводить в виде беседы, используя знания, полученные учащимися на предыдущих уроках производственного обучения и специальных дисциплин.

Технические требования

При обработке конусов, как и цилиндров, необходимо выдержать все требова­ния, предъявляемые к точности обработки: размеры, правильную форму, расположе­ние к другим поверхностям детали и шероховатость в соответствии с техническими ус­ловиями рабочего чертежа.

Особое требование, характерное для таких поверхностей, - точность формы в продольном направлении, которая обеспечивается прямолинейностью образующей и расположением ее к оси под нужным углом уклона.

ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ СМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЗАДНЕЙ БАБКИ

Этим способом обрабатывают только пологие наружные конические поверхно­сти при поперечном сдвиге задней бабки примерно не более 1/50 длины детали. Его достоинство: позволяет обтачивать длинные конусы с механической подачей резца; недостатки - невысокая точность обработки и разработка центровых отверстий в ре­зультате перекоса их относительно центров.

Обработка длинных конических поверхностей

Длинные наружные конические поверхности (с углом уклона не более 10°) об­рабатывают способом смещения корпуса задней бабки относительно ее плиты. Заго­товку устанавливают в центры, и она приводится во вращение поводковой планшайбой и хомутиком. Корпус задней бабки при помощи винта смещают в поперечном направ­лении так, чтобы ось заготовки располагалась под углом к оси центров.

При включении подачи каретки суппорта резец, перемещаясь параллельно оси шпинделя, будет обтачивать коническую поверхность (рис. 1).

Рис. 1. Обработка конусов в смещенных центрах

 

 

Смещение корпуса 1 задней бабки по направляющим ее основания 2 в направле­нии “на токаря” (рис. 2, а) применяют при обработке конусов, обращенных большим диаметром конуса в сторону передней бабки.

Смещение корпуса 1 бабки “от токаря” (рис. 2, б) соответственно применяют при обработке конусов, обращенных большим диаметром к задней бабке.

а б Рис. 2. Смещение корпуса задней бабки: а - от себя; б - на себя

 

Величину смещения корпуса задней бабки можно определить из прямоугольно­го треугольника ABC (рис. 1)

S = L · sin α

Для малых углов sin α ≈ tg α. В этом случае можно с достаточной для практики точностью пользоваться более удобной зависимостью

,

где S - величина поперечного сдвига задней бабки, мм;

L - общая длина детали, мм;

I - длина конуса, мм;

К - конусность.

Величину смещения задней бабки можно установить измерением расстояния между боковыми сторонами плиты и корпуса бабки, по шкале на заднем торце плиты, по лимбу поперечной подачи. В последнем случае резец, закрепленный обратной сто­роной в резцедержателе, подводят до касания с пинолью задней бабки. Затем, пользу­ясь лимбом поперечной подачи, передвигают резец в нужном направлении на установ­ленную величину и вновь прижимают к нему пиноль.

Поперечный сдвиг корпуса задней бабки осуществляется регулировочными вин­тами, предусмотренными в его основании. Для этого в зависимости от направления сдвига один из винтов ослабляют, другой завинчивают и после достижения необходи­мой величины смещения оба винта плотно затягивают.


Меры предупреждения брака

Важное условие качественной обработки конусов в смещенных центрах - обес­печение одинаковых размеров длины и центровых отверстий у всех заготовок из пар­тии. В противном случае при одной настройке станка конусность деталей получится разной. Кроме того, чтобы уменьшить разработку центровых отверстий из-за их пере­коса, рекомендуется применять центры с скругленными вершинами, а центровые от­верстия формы R (рис. 3).

Рис. 3. Форма центрового отверстия R

 

При вращении заготовки в смещенных центрах хвостовик хомутика непрерывно перемещается вдоль пальца поводкового патрона. Чтобы такое перемещение происхо­дило свободно, поводковый палец должен иметь правильную цилиндрическую форму и достаточную длину.


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 2) Инструкционные карты

 

 
УРОК № 2. ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ СМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЗАДНЕЙ БАБКИ

Цель урока

Научиться:

ð определять направление (от резца или на резец) смещения корпуса задней бабки и смещать его на определенную величину по делениям на ней, линейке и готовой детали;

ð обтачивать конические поверхности при помощи смещения корпуса задней бабки;

ð контролировать длинные пологие конуса деталей.

Оснащение рабочего места

ð Станок модели 1К62 или 16К20, комплекты принадлежностей и приспособлений к нему;

ð заготовки, зацентрированные для упражнений и производственных заданий;

ð штангенциркуль с ценой деления по нониусу 0, 1...0, 05 мм;

ð измерительная линейка;

ð шаблон;

ð универсальный угломер;

ð калибр-втулка;

ð гаечный ключ 14x17;

ð центры (жесткий и вращающий);

ð проходные резцы (черновой и чистовой);

ð хомутики;

ð защитные очки;

ð крючок для отвода и удаления стружки.


 

 


 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЗАДНЕЙ БАБКИ, РЕЖИМА РЕЗАНИЯ ПРИ НАРУЖНОМ ОБТАЧИВАНИИ КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

 


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 1
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 2) лист 1

1.1. Определите величину смещения корпуса задней бабки Н по формуле:

где Н - величина поперечного сдвига задней бабки, мм;

L - общая длина детали, мм;

l - длина конуса, мм;

D - диаметр большего основания конуса, мм;

d - диаметр меньшего основания конуса, мм.

1.2. Сместите корпус задней бабки (по делениям на ней) на себя.

Смещение корпуса 1 задней баб­ки (рис. 1, а) по направляющим ее осно­вания 2 на себя применяют при обработ­ке конусов, устанавливаемых большим диаметром в сторону передней бабки.

1.3.

Рис. 2
Сместите корпус задней бабки от себя.

Смещение корпуса 1 задней баб­ки (рис. 1, б) от себя применяют при об­работке конусов, обращенных большим диаметром к задней бабке.

1.4. Сместите корпус задней бабки, отсчитывая величину смещения по измерительной линейке.

Рис. 3
Возьмите измерительную линейку I в левую руку (рис. 2) и уприте в осно­вание задней бабки 2, а правой рукой в это время при помощи гаечного ключа смещайте корпус 1 в нужном направле­нии на требуемую величину.

1.5. Величину смещения корпуса задней бабки можно измерять между вершинами конусов переднего 3 и зад­него 4 центров (рис. 3), отсчитывая ве­личину смещения измерительной линейкой I, имеющей две миллиметровые шкалы по обе стороны.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 1
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 2) лист 2

 

1.6. Подберите режим резания (глубину резания, подачу, скорость резания и частоту вращения шпинделя).

Скорость резания и подачу подберите по таблицам нормативов для наружного цилиндрического обтачивания поверхностей. По выбранной скорости резания и диа­метру заготовки определите частоту вращения шпинделя для черновой и чистовой об­работки конических поверхностей (сначала настройте станок на режим резания для чернового обтачивания).

1.7. Сместите корпус задней бабки по лимбу винта поперечной подачи (рис. 4, а).

Рис. 4
Переверните резец 1 и закрепите его в резцедержателе обратной стороной. Выдвинь­те пиноль задней бабки 2. Приложите к пиноли тонкую полоску бумаги 3 или щуп, подве­дите резец так, чтобы можно было свободно ее вынуть. По лимбу поперечной подачи отве­дите резец от пиноли на величину II смеще­ния корпуса задней бабки. Сместите корпус так, чтобы полоска бумаги 3 была зажата, как прежде.

1.8. Сместите корпус задней бабки по индикатору.

В резцедержатель закрепите индикатор 4 (рис. 4, б). Переместите индикатор до плот­ного упора его стержня А в пиноль. Установи­те корпус задней бабки на “0”. Сместите кор­пус задней бабки на требуемую величину Н по показаниям шкалы индикатора.

1.9. Сместите заготовку на расчет­ную величину Н с помощью перемещающего­ся заднего центра.

Рис. 5
Перемещающийся задний центр (рис.

5) состоит из корпуса 1 с коническим хвосто­виком, направляющим выступом А и регули­ровочным винтом 2, салазок 3 с вращающим­ся центром 4, имеющим шаровую вершину Б. Переместите салазки вместе с центром по де­лениям Г на величину Н от себя или на себя в зависимости от расположения вершины об­рабатываемого конуса. Зафиксируйте салазки винтами В.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 1
Тема 4Л. Обработка конических поверхностей (урок № 2) лист 3

Обтачивание КОНИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ

2.1. Установите и закрепите заготовку и проходной резец. При установке заго­товки в центрах обратите внимание на смазку заднего центрового отверстия, наличие удлиненного пальца поводковой планшайбы.

2.2. Целесообразнее применять вращающиеся задние центры с шаровой вер­шиной. Размеры и конусность проверьте по калибр-втулке.


 

 

Утверждаю

Старший мастер

“ ” 200_ г.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Урок № 3. Обработка конических поверхностей с помощью конусной

линейки

Цели урока

Обучающая: научить учащихся устанавливать конусную линейку на токарном станке, настраивать ее на заданный угол уклона и обрабатывать конические поверхно­сти с помощью конусной линейки.

Развивающая: развитие технического мышления учащихся.

Воспитательная: воспитание у учащихся бережного отношения к режущему, из­мерительному инструменту, оборудованию и т. д.

Материально-техническое оснащение урока

Станки моделей 16К20, 1К62, чертежи, заготовки, образцы изготовленных дета­лей, инструкционные карты, гаечные ключи 14x17, конусные линейки, угломеры уни­версальные, штангенциркули, линейки, вращающиеся и глухие центры, хомутики, справочники токаря.

Ход урока

1. Организационная часть урока

1.1. Построение группы.

1.2. Проверка наличия учащихся.

1.3. Осмотр внешнего вида учащихся.

2. Вводный инструктаж

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Контроль знаний учащихся по предыдущим темам.

1) Перечислите достоинства и недостатки способов обработки конусов при по­вернутых верхних салазках суппорта и смещении корпуса задней бабки.

2) Как определяется уклон конуса? Назовите формулу и объясните ее составляю­щие.

3) Какие требования необходимо соблюдать для получения высокой точности на­ружных поверхностей при обработке деталей в центрах?

4) Назовите величину углов α, , γ (проходного упорного резца) для черновой и чистовой обработки заготовки из материала - сталь 45.

2.3. Контроль знаний учащихся по заданной теме.

1) В каких случаях применяется обработка конических поверхностей при помо­щи конусной линейки?

2) Какие безопасные приемы труда необходимо соблюдать при обработке кону­сов с помощью конусной линейки?

2.4. Объяснение нового материала.

1) Преимущества и недостатки обработки конусов с помощью конусной линейки.

2) Устройство конусной линейки.

3) Особенности установки приспособления с конусной линейкой на токарных станках.

4) Режимы резания при обработке конусов с помощью конусной линейки.

5) Виды, причины и меры предупреждения брака при обработке конусов с помо­щью конусной линейки.

2.5. Практический показ. Группа разбивается на две подгруппы.

Показ производится с объяснением следующих вопросов:

1) Установка резцов.

2) Установка конусной линейки на станке.

3) Установка и закрепление детали в центрах.

4) Настройка конусной линейки на определенный угол уклона.

5) Приемы обработки конических поверхностей с помощью конусной линейки.

6) Приемы контроля конических поверхностей.

2.6. Контрольные вопросы при практическом показе.

1) Какие типичные ошибки возможны при обработке конических поверхностей с помощью конусной линейки?

2) Объясните, за счет чего обеспечивается высокая производительность и точ­ность обработки конусов с помощью конусной линейки.

2.7. Закрепление нового материала урока производится путем обработки конуса с помощью конусной линейки одним или двумя учащимися с последующим раз­бором допущенных ошибок.

2.8. Распределение учащихся по рабочим местам и выдача режущего, контрольно-измерительного инструмента, заготовок, инструкционных карт, чертежей и за­дания каждому учащемуся.

2.9. Сообщение норм времени на выполнение задания. Обратить внимание на про­ведение самоконтроля в процессе работы.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся

3.1. Обход рабочих мест с целью:

ð проверки организации рабочих мест;

ð проверки правильности установки режущего инструмента и заготовки;

ð проверки умений учащихся правильно производить выбор режимов резания и настраивать станок;

ð проверки правильности установки конусной линейки, настройки ее на опре­деленный угол уклона, обработки конусов при помощи конусной линейки;

ð проведения индивидуальных инструктажей;

ð проверки соблюдения БПТ на рабочем месте;

ð проверки уборки рабочих мест и мастерской;

ð приема готовых деталей.

3.2. Накопление материала для заключительного инструктажа.

4. Заключительный инструктаж

4.1. Провести анализ работы группы за урок.

1) Отметить лучшие работы учащихся.

2) Указать на ошибки, допущенные учащимися в ходе урока, и рассмотреть причины их возникновения.

3) Ответить на возникшие в ходе урока вопросы.

4) Сообщить оценки, выставленные за урок.

4.2. Дать задание на дом. Изучить и законспектировать § 38 “Развертывание кони­ческих отверстий”, И. И. Бергер “Токарное дело”. - Мн., 1980. - С. 111-113.

Мастер п. о.

 

КОНСПЕКТ К УРОКУ № 3

ПО ТЕМЕ " ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ

КОНУСНОЙ ЛИНЕЙКИ"

Рис. 1. Схема обработки наружной поверхности с применением конусной линейки при продольном перемещении суппорта

В условиях изготовления больших партий деталей конические поверхности це­лесообразно обрабатывать при помощи приспособлений с конусной линейкой, которые предназначены для обработки наружных и внутренних пологих конусов с углом укло­на до 12°.

Принцип точения конусов при помощи таких приспособлений - сообщить резцу одновременно два движения (продольное и поперечное). При их геометрическом сло­жении результирующее движение имеет направление к оси заготовки под углом уклона конуса.

Устройство и установка конусной линейки

К станине станка крепится плита 1 (рис. 1) с конусной линейкой 2, по которой перемещается ползун 5, соединенный с суппортом 6 станка тягой 7 с помощью зажима 8. Для свободного перемещения суппорта в поперечном направлении необходимо отсо­единить винт поперечной подачи. При продольном перемещении суппорта 6 резец по­лучает два движения: продольное от суппорта 6 и поперечное от конусной линейки 2. Угол поворота линейки относительно оси 3 определяют по делениям на плите 1. Закре­пляют линейку болтами 4. Подачу резца на глубину резания производят рукояткой пе­ремещения верхних салазок суппорта.

 

Обработку наружных и торцевых конических поверхностей 1 (рис. 2) произво­дят по копиру 2, который устанавливают в пиноли задней бабки. В резцедержателе по­перечного суппорта закрепляют приспособление 3 с копирным роликом 4 и остроко­нечным проходным резцом. При поперечном перемещении суппорта копирный ролик в соответствии с профилем копира 2 получает продольное перемещение на определен­ную величину, которое передается резцу.

Наружные конические поверхности обрабатываются проходными резцами, а внутренние расточными.


 

 

 

Рис. 2. Обработка внутренней конической поверхности с применением копирного устройства при поперечном перемещении суппорта

 

 

Контроль конических поверхностей

Измерение конусности наружных конических поверхностей может выполняться шаблоном или универсальным угломером. Для более точных измерений конусов при­меняют калибр-втулки. С помощью калибр-втулки проверяют не только угол конуса, но и его диаметры (рис. 3). На обработанную поверхность конуса наносят 2-3 риски карандашом, затем надевают калибр-втулку на измеряемый конус детали, слегка нажи­мая вдоль оси и поворачивая ее. При правильно выполненном конусе все риски стира­ются, а конец конической детали находится между метками А и В калибр-втулки.

а


 

АВ Рис. 3. Калибр-втулки для проверки наружных конусов (а) и пример ее применения (б)

 

Возможные виды брака при обработке конусов с помощью конусной

линейки

1. Непрямолинейность образующей конуса. Причина: установка вершины резца выше или ниже центров станка.

2. Неправильная конусность. Причина: неточный поворот конусной линейки на угол уклона конуса.

3. Неверные диаметры конуса при правильной конусности. Причины: неточная длина конического участка детали, ошибки при отсчете установки резца на размер по лимбу. В некоторых случаях такой вид брака можно исправить под­резкой торца детали.


4. Увеличенная шероховатость поверхности. Причины: большая подача, малая скорость резания, тупой резец, увеличенная вязкость материала, нежесткое крепление резца и заготовки.

 

Режимы резания при обработке конических поверхностей

Глубину резания выбирают в зависимости от припуска на обработку, жесткости детали и резца, точности обработки. Если условия позволяют, весь припуск выгодно срезать за один проход. В иных случаях обработку ведут за несколько проходов. При этом черновую обработку обычно выполняют с глубиной резания 2...5 мм, чистовую

0, 5... 1 мм. Подачу выбирают главным образом в зависимости от требуемой шерохова­тости поверхности. Для черновой обработки ее принимают в пределах 0, 5... 1, 2 мм/об, для чистовой - 0, 2...0, 4 мм/об.

Скорость резания оказывает наибольшее влияние на стойкость резца и выбира­ется в зависимости от всех условий резания: свойств материала и инструмента, приня­тых значений глубины резания и подачи, геометрии резца, свойств смазочно­охлаждающей жидкости. Скорость резания может быть принята большей: при обработ­ке менее твердых и прочных материалов, небольшой глубине резания и подачи, ис­пользовании резцов из теплостойких инструментальных материалов с небольшими уг­лами в плане, применении смазочно-охлаждающих жидкостей. Скорости резания для наружного точения выбираются по справочникам токаря.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 3) Инструкционные карты

 

УРОК № 3. ОБРАБОТКА КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

С ПОМОЩЬЮ КОНУСНОЙ ЛИНЕЙКИ

Цель урока

Научиться:

ð устанавливать конусную линейку на токарном станке;

ð определять направление поворота конусной линейки и поворачивать ее на опреде­ленную величину в градусах или миллиметрах;

ð обтачивать наружные конические поверхности с помощью конусной линейки;

ð проверять наружные конические поверхности деталей.

Оснащение рабочего места

ð Станок модели 1К62 или 16К20, комплекты принадлежностей и приспособление с

конусной линейкой;

ð зацентрованные заготовки для упражнений и производственных заданий;

ð штангенциркуль с ценой деления по нониусу 0, 1...0, 05 мм;

ð измерительная линейка;

ð шаблон;

ð универсальный угломер;

ð калибр-втулка;

ð гаечный ключ 14x17;

ð центры (жесткий и вращающийся);

ð проходные резцы (черновой и чистовой);

ð хомутики;

ð защитные очки;

ð крючок для отвода и удаления стружки.


 

Утверждаю

Старший мастер

“ ” 200_ г.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Урок № 4. Растачивание конических поверхностей поворотом верхних

САЛАЗОК СУППОРТА. РАЗВЕРТЫВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ

Цели урока

Обучающая: научить учащихся растачивать конические отверстия с помощью поворота верхних салазок суппорта, подготавливать отверстия деталей под конические развертки, выполнять развертывание конических отверстий при помощи конических разверток, выбирать режимы резания как при растачивании, так и при развертывании отверстий, контролировать обработанные конические отверстия.

Развивающая: развитие умений учащихся обобщать полученные знания, перено­сить теоретические знания на практические действия.

Воспитательная: воспитание у учащихся бережного отношения к режущему, контрольно-измерительному инструменту, оборудованию и т. д.

Материально-техническое оснащение урока

Станки моделей 16К20, 1К62, заготовки, проходные и расточные резцы, кониче­ские развертки, воротки, переходные втулки, сверла, прокладки под резцы, гаечные ключи 17x19, чертежи, образцы деталей с выполненными коническими поверхностя­ми, плакаты, планшеты, инструкционные карты, справочники токаря.

Ход урока

1. Организационная часть урока

1.1. Построение группы.

1.2. Проверка наличия учащихся.

1.3. Осмотр внешнего вида учащихся.

2. Вводный инструктаж

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Контроль знаний учащихся по предыдущим темам.

1) Как подразделяются расточные резцы по конструкции и назначению?

2) Объясните особенности установки расточных резцов.

3) Перечислите достоинства и недостатки обработки конических поверхностей с помощью поворота верхних салазок суппорта.

4) Какой квалитет точности и какая шероховатость достигаются при обработке отверстий развертками и при растачивании?

5) Как различаются развертки по конструкции?

6) Как закрепляются- и устанавливаются развертки на токарных станках?

7) Какой припуск оставляется для развертывания и растачивания отверстий?

2.3. Контроль знаний учащихся по заданной теме.

1) Какая скорость резания применяется при растачивании и развертывании отверстий?

2) Определите угол поворота верхних салазок суппорта согласно размерам рабочего чертежа, когда:

а) известен большой и меньший диаметры конуса и его длина;

б) указана конусность ► 1: 50;

в) указан уклон > 1: 25.

2.4. Объяснение нового материала.

1) Способы обработки конических поверхностей на токарных станках.

2) Технические требования, предъявляемые к коническим отверстиям.

3) Подготовка цилиндрических отверстий для дальнейшей обработки под ко­ническую поверхность растачиванием или развертыванием.

4) Особенности растачивания конических отверстий при повернутых верхних салазках.

5) Режимы резания при растачивании конических отверстий при повернутых верхних салазках суппорта.

6) Особенности развертывания пологих конических отверстий комплектом разверток с большим углом уклона.

7) Режимы резания при развертывании конических отверстий развертками.

8) Виды и причины брака при растачивании и развертывании конических отверстий.

9) Контрольно-измерительный инструмент, применяемый при измерении ко­нических отверстий.

10) Высокопроизводительные приемы и методы обработки конических по­верхностей.

11) Безопасные приемы труда при растачивании и развертывании конических отверстий.

2.5. Практический показ. Группа разбивается на две подгруппы.

Показ производится с объяснением следующих вопросов:

1) Установка расточных резцов.

2) Настройка станка на заданный угол уклона конуса.

3) Подготовка цилиндрического отверстия под растачивание конуса.

4) Приемы растачивания конических отверстий.

5) Подготовка отверстий для развертывания конических поверхностей с не­большим и большим углами уклона.

6) Приемы развертывания конических отверстий.

7) Приемы контроля конических отверстий.

2.6. Контрольные вопросы при практическом показе.

1) Каким должен быть диаметр отверстия для растачивания конических отвер­стий?

2) Чем ограничена длина обрабатываемых конических отверстий поворотом верхних салазок суппорта?

2.7. Закрепление нового материала урока производится путем обработки конуса одним или двумя учащимися с последующим разбором допущенных ошибок.

2.8. Сообщение норм времени на выполнение задания. Обратить внимание на про­ведение самоконтроля в процессе работы.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся

3.1. Обход рабочих мест с целью:

ð проверки организации рабочих мест;

ð проверки правильности установки и закрепления расточных резцов и кони­ческих разверток;

ð проверки правильности настройки станка на заданный угол уклона конуса;

ð проверки правильности выполнения приемов растачивания и развертывания конических отверстий;

ð проверки правильности приемов контроля и измерения конических отвер­стий;

ð проверки соблюдения БПТ при обработке конических отверстий;

ð проведения индивидуальных инструктажей;

ð проверки уборки рабочих мест и мастерской;

ð приема готовых деталей.

3.2. Накопление материала для заключительного инструктажа.

4. Заключительный инструктаж

4.1. Провести анализ работы группы за урок.

1) Отметить лучшие работы учащихся.

2) Рассмотреть причины возникающих ошибок в ходе отработки приемов рас­тачивания и развертывания конических отверстий.

3) Ответить на возникшие в ходе урока вопросы.

4) Сообщить оценки, выставленные за урок.

4.2. Дать задание на дом. Повторить тему “Обработка конических поверхностей” (С. 105-115) и “Общие сведения о резьбах” (С. 92-94), И. И. Бергер “Токарное дело”. - Мн., 1980.

Мастер п. о.


 

 

КОНСПЕКТ К УРОКУ № 4

ПО ТЕМЕ “РАСТАЧИВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ ПОВОРОТОМ ВЕРХНИХ САЛАЗОК СУППОРТА. РАЗВЕРТЫВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕР­СТИЙ”

Конические отверстия на токарных станках обрабатывают двумя способами: по­воротом верхних салазок суппорта и с помощью конических разверток. Первый способ позволяет обрабатывать конические поверхности с любым углом уклона, но ограни­ченной длиной, которая определяется величиной хода верхних салазок суппорта. Угол поворота салазок определяется по формуле

Диаметр отверстия детали для последующего растачивания выполняется меньше на 0, 5...1, 0 мм меньшего диаметра конуса.

Расточные резцы

Расточные резцы применяются для растачивания цилиндрических отверстий, которые устанавливаются на 0, 02 диаметра отверстия выше оси центров станка. Это вызвано необходимостью компенсации прогиба резца от воздействия сил резания в процессе обработки.

а б Рис. 1. Расточные резцы: а, б-цельные; в, г— державочные

 

Расточные резцы по конструкции делятся на цельные (рис. 1, а, 6) и державоч­ные (рис. 1, в, г), а по назначению - для сквозных и глухих отверстий.

Из-за недостаточной жесткости цельных резцов ими можно пользоваться только для растачивания отверстий глубиной до 3-х диаметров. Обработку более глубоких от­верстий диаметром примерно свыше 30 мм выполняют державочными резцами. Такие резцы изготавливаются двух разновидностей: с прямым креплением резца 1 в державке

2 (рис. 1, в) для сквозных отверстий и с косым креплением (рис. 1, г) для глухих отвер­стий. Лыски 3 на державке служат для устойчивого положения резцов в резцедержате­ле.

Особенности растачивания конических отверстий

Поворот верхних салазок суппорта на определенный угол осуществляется таким же способом, как и при обработке наружных конусов.

При обработке точных конусов выполняют несколько пробных проходов и по результатам контроля корректируют угол установки салазок. Чтобы исключить сдвиг суппорта во время процесса резания, его необходимо надежно закрепить на станине зажимным винтом каретки или включением маточной (разъемной) гайки.

Чтобы облегчить обработку конического отверстия можно подготовить поверх­ность сверлением или растачиванием по наименьшему диаметру конуса.

При подготовке заготовок под обработку крутых конусов рекомендуется допол­нительно придать поверхностям ступенчатую форму точением либо сверлением не­сколькими сверлами различных диаметров (рис. 2) для удаления основного слоя метал­ла. При принятых диаметрах ступеней dx длину их от торца заготовки l х можно опреде­лить на основании формулы для конических отверстий: l х = мм,

для наружных конусов:

где - больший диаметр конического отверстия с припуском на обработку, мм;

- меньший диаметр наружного конуса с припуском на обработку, мм;

К - конусность.

Рис. 2. Подготовка заготовок под обработку крутых конусов

 

Режим резания при растачивании

Учитывая сравнительно небольшую жесткость расточных резцов и более тяже­лые условия их работы, глубину резания и подачу для чернового растачивания следует ориентировочно уменьшать на 40-50 % по сравнению с соответствующими значениями для чернового обтачивания. В остальном при выборе режимов резания для растачива­ния можно пользоваться данными, рекомендованными при обработке цилиндрических поверхностей. Подачу выбирают главным образом в зависимости от требуемой шероховатости поверхности. Для черновой обработки ее принимают в пределах 0, 5...1, 2 мм/об, для чистовой - 0, 2...0, 4 мм/об. Скорость резания выбирается в зависимости от следующих условий резания: свойств материала и инструмента, принятых значений глубины реза­ния и подачи, геометрии резца, свойств смазочно-охлаждающей жидкости. При выборе режимов резания необходимо пользоваться справочниками.


ВИДЫ БРАКА ПРИ РАСТАЧИВАНИИ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ

1. Конусность выдержана, но размеры отверстия меньше заданных. Причина - невнимательность токаря.

2. Размер большего основания конического отверстия выдержан, конусность не выдержана. Причина - неправильно установлена поворотная плита верхних салазок суппорта.

3. Размер меньшего основания конического отверстия выдержан, конусность не выдержана. Причина - неправильно установлена поворотная плита верхних салазок суппорта.

4. Конусность выдержана, а диаметры оснований не выдержаны. Причина - нев­нимательность токаря.

5. Образующая конуса криволинейна. Причина - резец установлен выше или ниже оси центров.

Развертывание конических отверстий

Отверстия с нормальными конусами можно обрабатывать стандартными кони­ческими развертками. Для отверстий с конусностью 1: 50 и 1: 16 предусмотрена только чистовая развертка, для инструментальных конусов Морзе, метрических и с конусно­стью 1: 30 - две (предварительная, или промежуточная, и чистовая) (рис. 3). У предва­рительной развертки на режущих кромках зубьев в шахматном порядке выполнены стружкоразделительные канавки, облегчающие срезание основного слоя металла.

а


 

Рис.- 3. Конические развертки:

а - предварительная (или промежуточная); б - чистовая

Перед развертыванием в сплошной заготовке сверлят отверстие по размеру меньшего диаметра конуса. Для крупных инструментальных конусов его рекомендует­ся дополнительно расточить с припуском 0, 4....0, 6 мм на диаметр.

Конические развертки работают в более тяжелых условиях по сравнению с ци­линдрическими, т. к. они режут металл по всей длине зуба. Вследствие этого режим ре­зания для них несколько снижают: ручная подача - 0, 1...0, 3 мм/об, скорость резания - 4...6 м/мин.

В качестве смазочно-охлаждающих жидкостей при обработке сталей применяют эмульсию с сульфофрезолом или смесь растительного масла, скипидара и керосина. Чугун и цветные металлы развертывают без охлаждения или с керосином.

Контроль конических отверстий

Годность конических отверстий можно определять поэлементно или комплекс­но. При поэлементном контроле каждый элемент конуса измеряют отдельно линейкой, штангенциркулем, угломером. Комплексный метод контроля используется при изго­товлении деталей с точными сопряженными коническими поверхностями и осуществ­ляется калибрпробками.

 

 

  ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ   Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 4) Инструкционные карты

УРОК № 4. РАСТАЧИВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ ПОВОРОТОМ ВЕРХНИХ САЛАЗОК СУППОРТА.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ

Цель урока

Научиться:

ð подготавливать цилиндрические отверстия для дальнейшей обработки конической поверхности;

ð предварительно и окончательно растачивать и проверять пологие и крутые внут­ренние конические отверстия под дальнейшее развертывание;

ð определять возможные дефекты деталей, меры их предупреждения и устранения;

ð развертывать пологие конические отверстия комплектом разверток;

ð применять высокопроизводительные приемы при обработке сопрягаемых кониче­ских поверхностей комбинированными резцами, с помощью специальных приспо­соблений.

Оснащение рабочего места

ð Заготовки с цилиндрическими отверстиями;

ð расточные резцы (черновой и чистовой);

ð твердосплавные резцы (проходные, расточные, проходной двухсторонний, комби­нированный);

ð штангенциркуль с ценой деления по нониусу 0, 1...0, 05 мм;

ð калибр-пробки, соответствующие размерам обрабатываемого конического отвер­стия;

ð спиральное сверло диаметром в соответствии с размером диаметра меньшего осно­вания конического отверстия по чертежу;

ð комплект конических разверток (3 шт);

ð развертка с упором;

ð приспособления;

ð качающийся патрон;

ð нож-развертка;

ð защитные очки;

ð крючок для отвода и удаления стружки


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок №4) Инструкционная карта 1 лист 1

Растачивание конических отверстий

1. Предварительная обработка конического отверстия


1.1. Возьмите спиральное сверло (рис. 1) диаметром меньше на 1...2 мм меньшего диаметра обрабатываемого ко­нического отверстия и просверлите отвер­стие под растачивание конического отвер­стия с пологим конусом.

1.2.

  Рис. 2
Поворотную часть суппорта (рис. 2) поверните (на себя) на угол уклона конуса а. Переместите верхние салазки в крайнее правое положение. Настройте ста­нок на требуемый режим резания, устано­вите и закрепите расточной черновой про­ходной резец. Подайте резец 2 на врезание, проверьте получаемый размер и расточите отверстие в заготовке 1 предварительно. Салазки подавайте равномерно, вращая рукоятку их винта обеими руками по часо­вой стрелке.

2. Проверка получаемой конусности

2.1. Коническую калибр-пробку I (рис. 3) возьмите в левую руку, а кусочек мела - в правую. С легким нажимом про­ведите на поверхности калибр-пробки не­сколько меловых линий (три-четыре). Следите, чтобы на проведенных линиях не оставались крупинки мела. Вместо ме­ловых линий можно нанести на поверхно­сти калибра тонкий слой краски.

2.2.

Рис. 3
  Рис. 4
Коническую калибр-пробку I (рис. 4) вставьте в коническое отверстие детали 1 плавным движением, затем по­верните ее на 1/3 - 1/2 оборота от себя (по часовой стрелке) и на себя (против часо­вой стрелки) один или два раза.


2.3.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Инструкционная
  карта 1
Тема 4.1. Обработка конических поверхностей (урок № 4) лист 2

 

Достаньте калибр-пробку I (рис. 5) из отверстия и если меловые линии стерлись равномерно по всей конической поверхности калибр-пробки, то конусность конического отверстия выдержана пра­вильно.

Рис. 5
Продолжайте растачивать отвер­стие до получения требуемых размеров. Если меловые линии стерлись посередине поверхности калибра, то это значит, что резец установлен выше или ниже линии центров. В этом случае резец следует установить правильно и только после это­го продолжите растачивать коническое отверстие.

  Рис. 6
Если линии стерлись со стороны большего диаметра конуса калибр-пробки / (рис. 6), то поворотную часть суппорта несколько поверните по часовой стрелке и снова снимите пробную стружку и поступайте так до получения требуемой конусности отверстия.

2.4. Настройте станок на чистовой режим резания, установите расточной чистовой проходной резец. Растачивайте отверстие ручной подачей резца равно­мерно, вращая рукоятку винта верхних салазок обеими руками. Следите за полу­чением гладкой и чистовой поверхности.

2.5.

Рис.7
Проверьте конусность и разме­ры окончательно расточенного кониче­ского отверстия.

Отверстие по размерам будет выдержано, если торец заготовки 1 (рис. 7) находится в пределах рисок А, нанесенных на калибре I.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.128 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал