![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пройдите третью ступень — определите свою родительскую позицию
• Принятие и любовь. Ребенок в центре интересов взрослых. Но это не приводит к эгоизму ребенка, а помогает ему в трудностях, воспитывает чувства безопасности, уверенности в себе, оптимизма. Ребенок в такой семье живет под девизом: «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже». • Чрезмерная опека. Девиз родителей: «Все сделаю для ребенка, посвящу себя ему». Постоянные поблажки вредят ребенку, приводят к формированию у него либо черствости, жестокости, либо пассивности. • Эмоциональное отвержение. На словах родители принимают и даже якобы любят ребенка, но на самом деле их мало волнует его судьба. Ситуация может быть вызвана разными жизненными обстоятельствами (стремлением устроить собственную жизнь, добиться социального престижа и др.), которые приводят к тому, что родители постоянно отталкивают ребенка. Невнимательность, избегание контактов, безразличие родителей часто провоцируют негативные поступки детей, пытающихся хоть таким образом обратить на себя внимание. Подобная позиция родителей может привести к эмоциональной недоразвитости ребенка, агрессивности и даже асоциальному поведению. • Излишняя требовательность. Действия ребенка, его поведение постоянно критикуются родителями. (Посуду не моет — плохо, начал мыть: «Неумеха, уронишь...») Ребенок не принимается таким, какой он
есть. Родители неосознанно создают собственный «проект личности ребенка», часто нереальный и противоречивый («Будь послушным и тихим, но активным и ловким»). В такой ситуации ребенку не хватает для нормального развития уверенности в любви родителей, в которой он нуждается независимо от своих промахов и неудач. Какую родительскую позицию вы занимаете? Может, вам следует изменить стиль семейного воспитания? Тогда пройдите еще одну ступень — разберитесь, насколько благополучны ваши отношения с детьми. Ответьте на следующие вопросы («да» —2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов). 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Бывают ли они у вас дома? 6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 7. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения? 9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам? 10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время общего веселья, или хотят проводить время без взрослых? 11. Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Обсуждаете ли с детьми телепередачи и фильмы? 14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 15. Проводите ли вместе выходные дни, отпуск? Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. • Более 20 — ваши отношения с детьми можно считать благополучными. • От 10 до 20 — отношения с детьми можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумайте сами, в чем они должны быть углублены и дополнены. • Менее 10 — ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо ре- Вам осталось пройти пятую ступень — приступить к налаживанию гармоничных отношений с ребенком.
|