Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программ для детей дошкольного возраста
Задания
1.Развивающая программа должна быть построена на основе качественного, генетического, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов. Обосновать необходимость использования каждого из перечисленных выше подходов.
2. Заполнить таблицу:
Табл.5
Виды программ
Основные программы для ДОУ
| Комплексные (общеразвивающие)
| Специализированные
(парциальные, локальные)
| «Радуга»
| «Я - человек»
| «Детство»
| «Музыкальные шедевры»
| |
| |
| |
| |
|
3. Осуществить анализметодического обеспечения вариативными образовательными программами образовательного процесса ДОУ.
Табл. 6
Виды программ
Комплексная программа
|
Парциальные программы
|
СОЦИАЛЬ
НОЕ РАЗВИТИЕ
|
ПОЗНАВА
ТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
|
ЭСТЕТИ
ЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
|
ФИЗИ
ЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
| Программа «Детство»
| А.С.Ушакова
«Развитие речи»
| С.Г.Шевченко
«Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР»
(НИИ КП РАО)
лаборатория
С.Г.Шевченко
| О.Н.Радынова
«Музыкаль-
ные шедевры»
| В.Т. Щербакова
«Физкультура от 3
до 17»
|
4. Объяснить, каким образом реализуются требования к дошкольным образовательным программах(на основе извлечений из текстов программ).
«Программа «Детство»
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.И. Ноткина под ред.Т.И. Бабаевой
Часть I
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ДЕТСКОМ САДУ
Т. И. Бабаева
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым и отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника состоят в следующем:
1.Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду.
2.Обеспечивать полноценное физическое развитие, своевременное овладение ими основными видами движений.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях.
4. Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания.
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками.
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
«Программа воспитания и обучения» под. ред М.А. Васильевой
Организация жизни и воспитание детей (старшая гр.)
Примерный режим
Холодный период года
Дома
Подъем, утренний туалет
| 6.30-7.30
| В детском саду
|
| Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя
гимнастика
| 7.00- 8.30
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.30- 8.55
| Подготовка к занятиям
| 8.55- 9.00
| Занятия
| 9.00 - 10.50
| Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры,
наблюдения, труд)
| 10.50-12.25
| Возвращение с прогулки
| 12.25- 12.40
| Подготовка к обеду, обед
| 12.40- 13.10
| Подготовка ко сну, дневной сон
| 13.10- 15.00
| Постепенный подъем, воздушные, водные
процедуры
| 15.00- 15.25
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.25-15.40
| Игры, труд
| 15.40-16.20
| Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение спрогулки
| 16.20-18.00
| Подготовка к ужину, ужин
| 18.20-18.45
| Игры, уход детей домой
| 18.45-19.00
| Дома
| 18.00-18.20
| Прогулка
| 19.00-20.15
| Возвращение с прогулки, спокойные игры,
гигиеническиепроцедуры
| 20.15-20.45
| Укладывание, ночной сон
| 20.45-6.30
(7.30)
| Региональная программа «Планета детства»
(Л.И.Грехова, Т.Н.Таранова, Л.В.Голева и др.)
Физиопсихосоциальный портрет ребенка 4-5 лет
Возрастной период от 4 до 5 лет является серединой дошкольного возраста. Ярко характеризуют развитие детей данного этапа следующие особенности: возрастающая произвольность, преднамеренность и целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличивающемся участии воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Анатомо-физи-ологические особенности и развитие двигательной сферы
| Психические новообразования
| Социальное
развитие
| 1. Темп физического развития на протяжении 3 - 5 г.ж. одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см; в массе тела - 1, 5 - 2 кг. Рост 4-летних мальчиков - 100, 3 см, 5-летних - 107 см. Средний рост девочек четырех лет - 99, 7; 5 лет -106 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна, соответственно, в 4 года - 15, 9 и 15, 4, а в5 лет - 17, 8 и 17, 5 кг.
| 1. Восприятие
а) Слух. Развитие речевой и зву-ковысотной слуховой систем идет разными темпами: дети различают все звуки родного языка, различие же высоты звуков затруднено.
Однако ребенок среднего дошкольного возраста способен улавливать ритм, рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания; различает песни, стихи, прозу.
б) Зрение. Увеличивается острота зрения (на расстоянии двух метров ребенок видит разрыв величиной 1 мм в кольце d=7 мм).
Происходит дальнейшее усвоение сенсорных эталонов:
Восприятие цвета. Дети этого возраста выбирают по названию и называют все основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый). Восприятие формы. Ребенок различает пять основных геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и знает их названия.
Детям доступен подбор предметов к определенной геометрической фигуре. Ребенок учитывает форму предметов и при воспроизведении построек из деталей строительного материала.
Четырехлетка в состоянии воспроизвести конструкцию из 3 - 4 различных по форме строительных деталей по готовому образцу или по показу взрослых.
| 1. Возрастает потребность общения со сверстниками. Ребенок становится более привлекательным и предпочтительным партнером, нежели взрослый.
2. Интенсивное общение со сверстниками происходит в игре.
а) В совместную игровую деятельность вовлекается большее количество детей (от 2 до 5).
б) Увеличивается продолжительность игровых объединений (15 - 20 мин.), в отдельных случаях 40 - 50 мин.
в) Дети становятся более избирательным во взаимоотношениях. Появляются постоянные партнеры по играм.
г) Зарождаются и развиваются в направленности общения.
Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола: отношениях. Появляются постоянные партнеры по играм.
д) Большое место в игровом взаимодействии занимает ролевое общение: усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга.
е) Дети умеют уже взаимодействовать в игре: самостоятельно распределяют роли, способны идти на уступки.
ж) Однако не возникает отношения к другому ребенку как к равному партнеру по игре
| 2. Объем грудной клетки у мальчиков - 55 см, у девочек -53 см.
| 3. Соотношение) размеров различных отделов позвоночника к 5 годам становится таким же, как у взрослого.
4. Скелет ребенка отличается гибкостью,
процесс окостенения еще не закончен.
5.Физическая работоспособность детей увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с младшим дошкольным возрастом.
6. Органы дыхания
Потребность организма ребенка в кислороде возрастает на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания: брюшной тип дыхания детей заменяется грудным.
| Увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900 - 1000 куб.см). Вместе с тем строение легочной ткани не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие и является причиной частых респираторных заболеваний ребенка.
7.Сердечно-сосудистая система ребенка
Минутный обьом составляет 100 куб.см на 1 кг веса. К 5 годам абсолютный вес сердца равен 837 г, частота пульса 99 ударов в минуту.
| Восприятие величины.
К 5 годам ребенок умеет выделять отдельные измерения величины - длину, ширину, высоту и устанавливать с помощью внутренних способов восприятия отношения между пятью предметами.
Ребенок также способен безошибочно собрать пирамидку (из 5 - 7 колечек). В его активной речи появляются слова («самый маленький», «маленький», «побольше», «широкий - узкий», «высокий - низкий», «длинный»)
Восприятие пространства. В 4 года ребенок правильно использует в речи слова - предлоги и и наречия, обозначающие пространственные отношения
|
5. Определить точность последовательности структурных компонентов содержания образовательных программ (представлен сокращенный вариант содержания).
«Программа воспитания и обучения» под.ред М.А. Васильевой
Содержание
|