Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аптека как субъект фармацевтического рынка
Рынок выступает результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок – это система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров и услуг. Основными характеристиками рынка являются: • господство частной собственности; • свобода выбора; • ограниченная роль государства в экономике; • обмен с помощью денег (товар – деньги – товар); • личный интерес рыночных субъектов; • рыночное ценообразование; • свобода предпринимательства. Рынок выполняет определенные функции: • информационную – передача информации субъектам рынка о количестве и ассортименте благ; •посредническую – сведение продавцов и покупателей; •функцию образования цены – формирование цены через взаимо- дей ствие спроса и предложения; •регулирующую – определение того что? как? и сколько? произ- водить через соотношение спроса и предложения; данная функция на фармацевтическом рынке ограничена регулирующей функцией государства, т.к. существует группы товаров, производство которых стимулируется государством, а не спросом покупателей, например группа орфанных препаратов. •санирующую – очищение общественного производства от неэф- фективных хозяй ствующих субъектов рынка. Составной частью рыночной системы является фармацевтический рынок, который представлен лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, услугами. Фармацевтический рынок – это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения- потребления лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента[3]. Субъектами фармацевтического рынка являются: производители лекарственных средств, оптовые поставщики (аптечные склады, базы, фирмы), аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, киоски, магазины), потребители лекарственных средств – население и лечебно-профилактические учреждения. Фармацевтическому рынку свой ственны функции и закономерности любого рынка. Однако он имеет свои особенности, которые обусловлены специфичностью товара, состоянием системы производства, распределения и потребления ЛС. С целью совершенствования фармацевтического рынка, развития структур, занимающихся созданием и производством фармацев- тической продукции, имеющей стратегическое значение для нацио- нальной безопасности; повышения доступности и качества фармацев- тической помощи государство проводит протекционистскую политику, направленную на защиту интересов всех участников фармацевтического рынка. К основным формам государственного регулированияфарма- цевтического рынка относятся: 1) разработка и утверждение нормативных документов, регули- рующих порядок обращения ЛС, устанавливающих требования к фар- мацевтическим организациям, лицензированию фармацевтической деятельности; 2) регулирование экспорта и импорта фармацевтической продукции, направленное, с одной стороны, на защиту отечественных производителей ЛС, с другой стороны, на насыщение рынка лекарст- венными средствами, которые не производятся в России, или их про- изводство недостаточно; 3) стандартизация объемов и качества оказания фармацевтической и медицинской помощи, что связано с ограниченными возможностями финансирования отрасли. Основными направлениями стандартизации являются разработка стандартов лечения и введение формуляров, формирование перечней жизненно необходимых и важней ших ЛС, а также финансирование их производства и закупки; 4) разработка и совершенствование системы регистрации и сертификации ЛС и другой продукции, оказывающей воздей ствие на здоровье граждан. Система ориентирована на обеспечение безопасно- сти фармацевтической продукции; 5) финансовая и налоговая политика, предусматривающая контроль за рациональным использованием финансовых средств на закупку лекарственных препаратов, предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим и реализующим ЛС; 6) социальная защита потребителей, выражающаяся в регулиро- вании цен на лекарственные средства для обеспечения их доступно- сти; формировании групп населения, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; ограничении рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей [1].
|