Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности действия законов спроса и предложения на фармацевтическом рынке.
Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, озна- чающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар. Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса необходимо выделить два аспекта: · желание потребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией); · реальную возможность купить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).
По формам образования различают несколько видов спроса: - сложивший ся спрос, соответствующий уверенному, признан- ному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке); - формирующий ся спрос, складывающий ся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС); - сезонный спрос, изменяющий ся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления; - негативный – активное неприятие товара потребителями в слу- чае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная эффективность, наличие побочных эффектов). Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздей ствием комплекса факторов. Его тенденции выражают: - растущий или интенсивный спрос, скорость развития которо- го выражена темпом роста больше единицы (Т > 1); - стабилизировавший ся спрос - Т = 1; - угасающий или сокращающий ся спрос (спад спроса) - Т < 1. По степени удовлетворения потребителей в тех или иных товарах различают: - спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров; - спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности при- обрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит[1, 3]. Спрос на фармацевтическом рынке – это количество ЛС и других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса (Qd). На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса. Основные ценовые детерминанты спроса (влияют на степень эластичности спроса, т.е. определяют угол наклона кривой спроса): 1) заменяемость; 2) удельный вес в бюджете потребителя; 3) мера необходимости в товаре; 4) фактор времени; 5) характер потребителей. Основные неценовые детерминанты спроса (не влияют на степень эластичности спроса, а только сдвигают кривую спроса вправо или влево): 1) доход потребителей; 2) вкусы и предпочтения; 3) изменение спектра использования товара; 4) цена на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно уровня будущих цен; 6) изменение числа и структуры потребителей.
|