Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление дебиторской задолженностью
После управления запасами важной сферой вложения капитала является задолженность клиентов (дебиторов). Как правило, дебиторскую задолженность относят к трудно управляемой среде, так как в основном она зависит от внешних факторов. В связи с этим, методы управления сводятся к контролю за ней. Значение управления дебиторской задолженностью: - получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятия; - дефицит денежных средств в экономике заставил организации изменить условия продаж своей продукции, то есть изменились существовавшие ранее отношения с покупателями и практика получения денег (установленный срок погашения дебиторской задолженности сейчас составляет 30 дней); - учет реальных затрат или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и увеличения оборачиваемости текущих активов. Цель управления дебиторской задолженностью – снизить срок оплаты дебиторской задолженности и ее величину, тем более, что эту задолженность можно рассматривать как коммерческий кредит, который предоставляет организация своим клиентам (потребителям). Проблема управления дебиторской задолженностью сводится к нахождению равновесия между контролем задолженности и репутацией предприятия, так как: - слабый контроль над дебиторской задолженностью может привести к снижению прибыли, денежных доходов, увеличению риска непогашения долгов клиентами; - строгие условия кредита могут привести к тому, что покупатели предпочтут конкурентов. Управление дебиторской задолженностью включает: - определение политики предоставления кредита для различных групп заказчиков и видов продукции; - анализ и ранжирование заказчиков в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; - контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям; - определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов; - задание условий продажи, обеспечивающее гарантированное поступление денежных средств и др. Таким образом, в управлении дебиторской задолженностью выделяются 3 основных направления: - оценка кредитоспособности; - мониторинг счетов (это сфера деятельности управленческого учета); - «выбивание» просроченной дебиторской задолженности. Приемы управления дебиторской задолженностью, предлагаемые в литературе и распространенные на практике в развитых странах: - учет заказов, установление характера дебиторской задолженности; - проведение АВС-анализа дебиторов; - анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации (сдачи денег в банк) товаров; - оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, уменьшение задолженности на сумму безнадежных долгов; - контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; - оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью на российских предприятиях сводится к учету и контролю движения сумм задолженности с учетом: - классификации по заказчикам/покупателям; - деления по формам платежей (денежная, зачет и др.); - даты возникновения; - разбивки по кварталам. При этом: - не осуществляется ранжирование задолженности по срокам возникновения; - не оценивается вероятность возврата долгов и не выделяются безнадежные; - не контролируется своевременность погашения задолженности дебиторами; - уровень претензионной работы низкий (редко когда просроченная более 4 месяцев дебиторская задолженность погашается путем выставления претензий дебиторам и обращения в суд). Таким образом, на отечественных предприятиях существует низкая эффективность работы с дебиторами. В результате растет дебиторская задолженность, в том числе просроченная. Рассмотрим подробнее основные приемы мониторинга счетов. 1. Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения: - позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок; - определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов; - дает базу для создания резерва по сомнительным долгам; - позволяет сделать прогноз поступления средств. На рис. 10.4 представлен пример анализа дебиторской задолженности по срокам возникновения.
2. Анализ старения дебиторов – ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения Анализ старения дебиторов выполняется в табл. 10.1
Таблица 10.1 – Реестр старения счетов дебиторов на определенную дату
В соответствии с законом 20-80: около 20% основных дебиторов (наиболее весомых) имеют дебиторскую задолженность в размере 80% от общей суммы. Данный реестр позволяет сделать выводы: - о том, какие дебиторы формируют 80% дебиторской задолженности (по закону 20-80 — примерно 20%), а какие дебиторы – 20%; - о том, сколько процентов задолженности со сроком возникновения 30-60 дней, 60-90 дней, более 90 дней. 3. Анализ взвешенного старения дебиторской задолженности Предприятие реализует свою продукцию, предоставляя покупателям отсрочку платежа не более чем на 30 дней. На практике нередки задержки сверх этого срока. Поэтому реальное представление о погашении счетов дебиторами дает взвешенное старение дебиторской задолженности, вычисляемое с помощью табл. 10.2.
Таблица 10.2 – Реестр взвешенного старения дебиторской задолженности на определенную дату
По данному реестру можно сделать вывод о том, на сколько дней больше установленного средний реальный срок оплаты счетов дебиторами.
|