Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему растут цены?






Начнём с истории. Рост, динамика цен — мировая противоречивая тенденция. В советское время они устанавливались государством и тоже росли. Другое дело, что Сталин несколько раз проводил, говоря современным языком, социалистические PR-акции массового снижения цен, особенно на продовольственные товары, загнав цены на продукты питания ниже их себестоимости и попутно загнал и советскую деревню. Ельцинско-гайдаровское правительство в 1991 году, отпустив цены в свободное плавание, дало народу скачок цен в десятки и сотни раз и вместе с этим внешнее изобилие товаров (в магазинах, а не в холодильниках граждан). Путинский факт — инфляция с 2004 года растёт приблизительно 1% в месяц и конкретно в феврале 2008 года, по расчётам журнала «Экономическое развитие», на 79% товаров цены выросли, у 13% остались без изменений, а на 8% - даже снизились. Добавим для истины и полноты картины: при небольшом росте реальных доходов населения нашей страны. Обычно сезонное понижение цен на продукты питания, одежду и обувь.

По данным ООН, в мире из 6, 5 млрд. 850 млн. человек недоедают. В начале 2008-го года в Египте, Таити и Афганистане прошли голодные бунты. Народные волнения, связанные с нехваткой продовольствия и подорожания продуктов, прокатились по Йемену, Боливии, Мозамбику, Сенегалу, Индонезии и Узбекистану. По социологическому опросу осенью 2007г. рост цен, обесценивание денег осложняет жизнь 75% россиян, в т. ч. пенсионеров – 85% и селян 83%. А у 65% - это вызывает тревогу, страх.

Причины развития цен. Первая кроется в новом капиталистическом общественном строе России и в основном рыночном механизме их установления. Смысл, цель и жёсткий стимул капитализма — прибыль любой ценой: чем больше, тем лучше для капиталиста. И её проще получить повышением цен. Особенно это касается первоначального дикого накопления капитала, для которого характерен парадокс «перепроизводства товаров» при их монополизации у производителей и нехватке у потребителей. Что и случилось в переходный период России от социализма к капитализму в интересах явного меньшинства.

Вторая. В рыночной экономике цена определяется соотношением спроса и предложения. Пока спрос больше предложения, по мере развития капитализма увеличивается число и разнообразятся формы собственников, возрастает их конкуренция, и в погоне за покупателем цены могут снижаться. Но и сегодняшний российский капитализм до такого уровня не дотянул. Монополия на энерго-топливные ресурсы (один из главных источников, но не единственный, село - важнее) и повышение тарифов на них неизбежно увеличивает цены на всю цепочку товаров.

Третья. В конечном счёте, цена товара определяется его себестоимостью, а значит, и производительностью труда, и качеством труда и товара, товарным обеспечением денег. В аграрном обществе расходы на сельскохозяйственные товары вследствие роста производства, прежде всего за счёт роста производительности труда крестьянина, снижались и цены тоже. Здесь, к примеру, прогресс кооперации, в том числе советских колхозов. В индустриальном и постиндустриальном информационном обществах такая положительная ситуация складывается с промышленными товарами, особенно в связи с НТП. В сегодняшней России — село ещё на коленях, только чуть поднимается, индустриальное производство на 70-80% на старом советском оборудовании, но идёт компьютерная информационная революция. Чем и объясняется снижение цен на постиндустриальные товары. Улучшение качества товаров и особенно услуг тянет за собой и повышение их цены.

Четвёртая. Современная Россия, вступив в мировой рынок, получила до 50% зарубежных товаров и экономическую зависимость, в том числе в ценах, особенно по сельскохозяйственным товарам. Не может российское, особенно вятское село конкурировать по объективным условиям (зона рискованного земледелия) и пока субъективным факторам (главное, крестьянин не дорос до фермера). А цены на мировом рынке растут постоянно. Так, США здесь правят бал, в том числе миллиардными куриными «ножками Буша». Сейчас мировая экономика вновь нестабильна, от США идет финансовый кризис и это сказывается на нашей стране (меньше, чем на ельцинской России и больше, чем на СССР).

Пятая. Ограниченность и уменьшение, даже исчерпаемость некоторых сырьевых источников производства, вызывающие удорожание товаров. В сельском хозяйстве современной России действует эффект дифференциальной ренты, согласно которого цена определяется по худшему земельному участку (менее плодородному и далее расположенному от города потребителя). А сколько пашен в нашей стране сейчас прорастает лесом? Примерно 20%. То есть, действует противоречие: более низкая себестоимость продукта – на понижение цен, а нехватка товаров – на повышение.

Шестая. Рост населения Земли как покупателей и потребителей косвенно, через повышение спроса на товары позволяет продавцам повышать цены, особенно на продовольственные товары, чье производство отстает от роста населения.

Седьмая. Посевные площади уменьшаются из-за роста городов и дорожных сетей. Также цены на продукты питания растут в связи с увеличением переработки пищевых продуктов на биотопливо.

Восьмая. От всех этих колебаний цен нужна системная защита: политическая стабильность и, главное, социальное государство, которое через систему законов и мер антимонопольного, правового, экономического регулирования, через государственную собственность и социальные гарантии старикам и детям, инвалидам, тем, кто не может себя обеспечить, гибко воздействует на источники и механизмы регулирования цен в интересах народа. Нынешнее российское государство по Конституции РФ объявлено социальным, но фактически им ещё не стало. Отсюда ежегодные планы государства по инфляции выполняются только наполовину. В развитых странах инфляция примерно в 3 раза ниже российской.

Девятая причина. Ажиотажный спрос и другая рыночная и обществоведческая неграмотность и чувствительность российского населения, зачастую подогреваемая продавцами, в т. ч. с помощью СМИ.

Десятая причина – природные катаклизмы, пример жаркого и горящего лета 2010 года.

Все эти причины – тенденции, наряду с растущими военными расходами западных стран и России, увеличивают реальную стоимость жизни и цены всех социальных благ.

В целом Россия по ценовой политике находится на среднемировом уровне. Политическая стабильность в России стала стимулирующим условием экономического роста в стране, но который ещё не дошёл до прогрессивной ценовой политики. И правильнее, полнее ценовую ситуацию рассматривать вместе с политикой доходов. Рост реальных доходов населения — это новый социальный стимул экономического роста: за увеличением спроса на товары тянется и рост производства, со всеми вытекающими из этого позитивными последствиями, в том числе ценовыми. Прогрессивный пример капиталиста Форда, у которого с начала 20-го века рабочий смог за более высокую заработную плату покупать фордовский автомобиль, что вызвало рост производства легковых машин. Такова же была политика «нового курса» президента Рузвельта в США, вытянувшая страну из экономического кризиса 30-х годов ХХ века.

В заключение можно ответить на традиционные вопросы русской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать?». В современной России – почти мировые цены. Но они россиянам обходятся дороже, т.к. доходы у нас в стране ниже, чем в развитых странах примерно в 5 раз. И в этом ответственность правительства, которое бросило страну в мировую экономику, но управлять рынком не научилось. И его задача лучше, гуманнее управлять экономикой и народом. Одновременно мировые цены в нашей стране существуют при более низкой производительности труда (опять же ниже развитых стран примерно в 5 раз) и в этом вина самого народа. Его задача лучше и качественнее работать.

Перспектива за инновационной, точнее интеллектуальной экономикой и НТП, обеспечивающих выпуск современных товаров, с тенденцией снижения цен и развития самого работника. В этом гуманистический приоритет и смысл.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал