Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кировские народные события
Внешне Киров — тихий, спокойный, даже сонный город. Но через призму его событий можно увидеть многое: ход времени и уровень развития народа. Главным историческим событием прошлого века стало участие кировчан в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Всё и все для фронта. 600 тысяч человек воевали, это почти ¼ населения Кировской области (страна — 1/8) и более 250 тысяч (40%) не вернулись с фронта. Более 200 кировчан стали Героями Советского Союза, а земляки Конев, Говоров и Вершинин — легендарными полководцами. В кировских военных госпиталях вылечено более полумиллиона раненых. Оборонными предприятиями произведено более 4 тысяч танков и САУ, 2 тысячи «катюш». И 9 мая 1945 года на Театральной площади прошёл первый митинг, посвящённый Дню Победы с рекордным участием 50 тысяч горожан. Конечно, нельзя забывать, что всё это было под тотальным руководством Компартии, был и работал на победу и массовый ВЯТЛАГ. Но из этого народного события можно сделать вывод о патриотическом и героическом, даже героико-победном характере и трагическом менталитете вятских людей. В советские времена самыми массовыми праздничными мероприятиями были предопределенные выборы (явка 99, 9% избирателей) выборы без выбора, политизированные демонстрации 1 мая и 7 ноября, митинги 9 мая, разнообразные пуски и открытия, прежде всего заводов и фабрик, а также больниц, школ, музеев, Дворцов культуры, памятников, чаще всего приуроченных опять же к коммунистическим праздникам. Но вместе с этим запрещались различные религиозные празднования, как можно тише закрывались или даже разрушались церкви. 25 июня 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Киров награждён орденом Трудового Красного Знамени «За большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 600-летием основания», что, конечно, было отмечено массовым митингом. С 26 августа 1979 года проводится ежегодно новый праздник областного центра — День города с массовыми народными гуляньями. Отметим, такой праздник в других городах Союза начал проводиться раньше, лет на 5. По всем этим советским событиям можно оценить индустриальный этап развития области, осуществляемый при коммунистическом тоталитаризме, но во многом с комплексным охватом развития, хотя НТП недооценили и отстали от развитых стран. В 1985 году в период гласности и перестройки в области символично начал работать литературный клуб «Верлибр» (в переводе с французского «свободный стих»), который организовали критические поэты-неформалы и в котором была значительная составляющая «политпросвета». В 1988 году добавился «Вятский нефилософский кружок» С. Бачинина с его политическими семинарами, первой «антибюрократической» демонстрацией и митингом 22 апреля с участием 25 человек и зрителей до 1000 человек с зажимом со стороны официальных коммунистических властей и альтернативной свободной газетой «Трибуна», положившей начало в 1990 году первым бесцензурным демократическим газетам «Вятский наблюдатель», «Выбор» и «Вятский край». Политвывод: как и у большинства народов в переломные времена за свободу первые поднимались редкие из молодых интеллигентов. А интеллигенция впервые стала главной движущей силой мирной революции. Период реформ 90-х годов знаменателен закрытием заводов и забастовками, открытием с благославлениями многочисленных рыночных фирм и магазинов, а также церквей. Не случайно первый всенародно избранный мэр г. Кирова В. Киселёв получил в народе звание «Василий-церквостроитель». Это показатели капитализма и консервации общества, роста духовного разнообразия. А главными политическими событиями стали всеобщие выборы: Президента и ГосДумы, а сначала и Совета Федерации, депутатов Законодательного Собрания области и местных органов самоуправления, сначала губернаторов и глав администраций городов и районов. Выборы губернаторов отменил президент Путин, а местных глав — губернатор Шаклеин. Теперь по количеству выборов и при монополии административного ресурса «ЕР» их политическое качество и предопределенность почти уровнялись с советскими, бюрократическими и формальными. Это бюрократизм: недоверие народу, что он выберет достойных, и даже страх перед развитием народа, когда он становится реальным субъектом политики. Интересно отметить, что, по Пушкину, как и во времена Бориса Годунова: «народ безмолствует». Так, в 2005г. по вопросу выборов главы администрации города Кирова горДумой был проведён официальный опрос избирателей и за сохранение всеобщих выборов проголосовало 2/3. И городская Дума сначала тоже проголосовала «за», а через 2 недели под давлением администрации губернатора переголосовала «против». В ответ по инициативе и на основе Вятского гуманистического общества образовалось общественное движение «За всенародные выборы главы города Кирова» в количестве всего 20 человек, которое прошло «все круги ада» - бюрократические тяжбы через районный, областной и верховный, РФ, суды и везде проиграло. А ведь всеобщие выборы градоначальников сохранились в большинстве областных центров, вот 18-го мая этого года такие выборы были проведены во Владивостоке. Выборы – не выборы показали большую среднероссийской избирательную явку кировчан, особенно дисциплинированных старшего поколения и более зависимых от начальства селян, меньшую поддержку партий власти и рекорд националистско-популистской ЛДПР в 1993 году. Т.е., можно увидеть протестность и легковерность, конформизм и консерватизм кировских граждан. Добавим, возвращение городу родного имени Вятка в 1993 году на официальном городском опросе поддержало всего 26% избирателей и спустя 15 лет таковых тоже меньшинство (по соцопросу 40%). Но большинство старинных русских городов вернули себе первые имена. Из всего этого следует, что кировская власть менее демократична и более бюрократична, а кировское население – менее народно. Из последних массовых событий выделяется овладение кировчанами интернетом, через него в городе даже ежегодно увеличивается число международных свадеб. Этот факт показывает переход в открытое информационное общество, в котором развитые западные страны находятся уже лет 30. Сказывается советское отставание в НТП и мировая провинциальность Кирова. Современные мировые тенденции интеллектуализации и гуманизации информационного общества дошли и до Вятки в фактах создания в начале 21-го века Вятского интеллектуального клуба (ВИК) и Вятского отделения Российского гуманистического общества (ВО РГО). ВИК выпустил сборник своих заседаний «Вятские вехи», местный аналог самой дискуссионной книги «Вехи» выдающихся российских философов начала 20-го века. О вятском гуманистическом прогрессе говорит такое сравнение: международное гуманистическое движение действует с 1933 года и РГО с 1995 года, т.е. здесь наша отсталость от мира на 70 и от России на 10 лет. Тем не менее, ВО РГО замахнулось на разработку новой мировой идеологии и политики гуманизма, взамен исчерпавших себя консерватизма, либерализма и коммунизма. Таким образом, анализ кировских событий последнего времени показывает больший традиционный консерватизм и патриотизм, меньшие прорывы к новому прогрессу населения области и города. Средние по российским меркам и догоняющие мировых лидеров. Кировское население, как и российское, еще не стало народом, вятским, осознанного российского – передовой частью земного человечества.
|