Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы применяемые в экономической науке 6 страница
- объективное или субъективное следование экономическому принципу; - постоянство или изменчивость уровня потребностей; - следование принципу максимизации дохода; - долгосрочность планов; - сила традиционных связей. После Второй мировой войны набирает силу административный бихевиоризм (Г. Саймон и др.), рассматривающий не только результаты рационального выбора (substantive rationality), но и сам процесс принятия решений, с учетом предела когнитивных возможностей человека (procedural rationality). Неоклассическая экономика информации (Дж. Стиглер и др.) исходит из того, что человек ищет лучшие варианты до тех пор, пока издержки поиска не превысят ожидаемую экономию. По мнению Г. Саймона, человек ведет себя вполне рационально, но его интеллект и вычислительные способности ограничены. Зачастую он не доходит до оптимального решения, останавливаясь на каком-то приемлемом для него варианте. Таким образом, его действия характеризуются не совершенной, а «ограниченной рациональностью». Утверждение Г. Саймона о том, что «человеческое поведение, пусть даже рациональное, не может описываться горсткой инвариантных признаков», можно считать призывом к активному ревизионизму в области экономической теории, эпоха которого наступила приблизительно в середине 60-х годов 20 столетия. Постепенное обособление экономико-математической элиты в послевоенный период неизбежно ведет к серьезному кризису эконометрических моделей. Нарастает понимание невозможности обходиться без анализа внеэкономических факторов. В этой ситуации одни экономисты, подобно М. Фридмену, открыто заявляют о своем безразличии к предпосылкам теории при условии ее хороших предсказательных возможностей. Другие, осознавая теоретическую слабость и неполноту концептуальных предпосылок, пытаются их достроить. И развитие экономической теории во многом идет по пути уточнения и ограничения ее допущений (что означает также расширение поля действия экономического субъекта). Под сомнения ставятся то эгоизм поведения, то независимость индивида, то степень его информированности. На этой волне утверждаются очень разные направления экономической теории, которые можно считать «мягкими альтернативами» традиционной неоклассики. Теории рационального выбора (rational choice) Суть любой теории рационального выбора заключается в следующей предпосылке: среди возможных альтернатив действия человек выбирает то, что, согласно его интересам при условии заданности его личных предпочтений и ограничений внешней среды. В рамках данной теории сформировалось несколько направлений, одно из которых представлено чикагской школой. Ее наиболее яркие представители Г. Беккер и Дж. Стиглер. В стремлении расширить сферы применения экономической логики они распространяют концепцию накопления капитала на трудовое и потребительское поведение человека. При этом они не считают анализ вкусов и предпочтений «запретной зоной», отданной на откуп другим социальным наукам. Постулируется утверждение о постоянстве вкусов во времени и их одинаковости для разных групп и индивидов (причем не как логическая предпосылка, а как характеристика реального экономического поведения). Теоретики чикагской школы не считают, что человек обладает всей полнотой информации. Однако это не мешает рациональности его поведения. Напротив, именно экономная трата ресурсов на некий оптимальный объем информации и пренебрежение к информационным излишествам становятся важным элементом рациональности. Особая разновидность теории рационального выбора - теория игр, которая несколько отходит от атомистической предпосылки в отношении поведения человека, обращая внимание на взаимообусловленность индивидуальных решений и зависимость вознаграждений от поведения других агентов. Причем, демонстрируется, что рациональное следование всех участников индивидуальному интересу способно приводить к худшим последствиям для каждого их них. Теория игр экспериментальным путем пытается ответить на принципиальный вопрос: «При каких условиях возникает кооперация в мире эгоистов при отсутствии централизованной власти?». Механизмом спонтанной выработки доверия между эгоистами в теории игр становится следование принципу взаимности как наиболее разумной стратегии ситуативного поведения. Стратегия должна соответствовать к тому же эмоциональному строю человека (платить добром за добро, а зло за зло предписывает самая выигрышная игровая стратегия). Важно то, что индивиды остаются изолированными. В знаменитой «дилемме заключительного» они буквально разделены каменными застенками, лишенными возможности обсуждать свои или чужие решения, им остается только реагировать на их последствия. Другое направление развивается представителями вирджинской школы (Дж. Бьюкенен, В. Ванберг, Дж. Таллок), которые пытаются переосмыслить теорию рационального выбора с позиций нормативного индивидуализма. В отличии от индивидуализма текущих действий в моделях чикагской школы и теории игр, здесь человек уже не максимизирует полезность в каждом акте своего выбора, снова и снова приспосабливаясь к возникшей ситуации. Он зачастую следует готовым правилам, усвоенным в результате адаптивного обучения на основе прошлого опыта. Вместо того, чтобы калькулировать выгоды и издержки в каждом отдельном действии, индивид осуществляет выбор на другом уровне - между правилами поведения. Причем выбор этот вполне рационален, поскольку соответствует его долгосрочным интересам. В результате мы приходим к понятию рациональной морали, и репутация становится еще одной разновидностью человеческого капитала. Лидер вирджинской школы Дж. Бьюкене (р. 1919) уверен, что методы анализа рыночного поведения можно применять к исследованию любой сферы деятельности, в том числе политики, ибо всюду люди руководствуются одними и теми же мотивами. Так, в политике ими движут отнюдь не альтруистические или нравственные склонности, а достижение политического согласия происходит аналогично свободной торговле на рынке. Работам чикагской и вирджинской школ, относимым к разряду теорий общественного выбора, несколько противостоит теория социального выбора, которая еще менее ортодоксальна в обращении с некоторыми исходными неоклассическими предпосылками. Теоретики социального выбора (А. Сен, Ю. Эльстер, Дж. Ремер) активно вводят в экономическую теорию этическое начало. Взгляды, ограничивающие мораль в экономике рамками личной выгоды, они решительно отвергают как примитивные. Но все же, по их мнению, преувеличивать значение этических мотивов не следует, ибо в хозяйственной реальности они проявляются достаточно редко. По сравнению с интересом альтруизм в экономике - это крайне дефицитный ресурс и довольно шаткая опора. Итак, хотя эгоистическому интересу отдается явный методологический приоритет, тем не менее, указывается на существование оснований действия, не сводимых к этому интересу. Факторами формирования таких общностей как семья, класс или организация становится «приверженность» (А. Сен, р. 1933) и действие «социальных норм» (Ю. Эльстер, р. 1940). При этом, коллективное поведение следует объяснить не каким - то мотивом (не важно, эгоизм это или альтруизм), а сразу несколькими мотивами, которые взаимно усиливают друг друга. По – своему, решает сложную проблему обеспечения общественных благ как продукта коллективного действия М. Олсон (р. 1932). В традиционной экономической теории организация является продуктом спонтанного действия индивидов. Однако рационально действующий индивид не заинтересован лично, участвовать в деятельности больших групп (профсоюзов, политических партий), где наличие или отсутствие его личного вклада не меняет кардинально общей ситуации. Даже нуждаясь в коллективном благе, он склонен сэкономить свои ресурсы и «проехать» за счет других. Проблема «безбилетника» становится настоящим камнем преткновения для производства общественных благ, причем, она порождается не достатком когнитивных способностей, не ошибочными расчетами или отсутствием информации, а напротив, сугубо рациональными установками индивидов. Возникает необходимость принуждения и особых избирательных стимулов как неотъемлемых элементов всякой достаточно крупной организации. Таким образом, если теория игр показывает, как вырабатываются нормы доверия на рынке, то теория коллективного действия раскрывает механизм образования организаций. К числу общих предпосылок теорий рационального выбора относятся следующие: · Строгое следование принципу методологического индивидуализма; · Превращение субъективной рациональности индивида в основу принятия решений; · Сохранение предпосылки об автономности решений индивида, опирающегося скорее на личный опыт, чем на социальные связи; · Расширительное толкование рациональности как последовательного поведения, включающего следование нормам правилам; · Очищение мотивов поведения от непременных гедонистических наслоений; · Ограничение предложений о степени информированности индивида. Новая институциональная экономика. Ее основателем по праву считается Р. Коуз (р. 1910), основные работы которого публиковались еще с 30-х годов, но нашли признание только в 70-х. По сравнению со старыми институционалистами, грешившими историко - описательным подходом, новые институционалисты находятся в большем ладу с неоклассической теорией. Они, скорее, пытаются расширить ее возможности в области микроэкономики за счет обращения к анализу экономических институтов. По определению одного из лидеров направления Д. Норта, «институты представляют собой правила игры в обществе или, более формально, ограничения, которые оформляют взаимодействия между людьми…Институты снижают неопределенность, структурируя повседневную жизнь». Здесь не просто подчеркивается важность институтов, последние становятся полноправными объектами экономического анализа. И основное внимание новых институциональных издержек. Новая институциональная теория вводит в качестве ключевого понятия трансакционные издержки которые складываются из затрат на поиск и приобретение информации, переговоры и принятие решений, проверку и обеспечение их выполнения. С измерением этих издержек возникают не малые проблемы, но использование данной категории позволяет обратиться к анализу контрактных отношений, которые стандартной микроэкономикой попросту игнорировались, ибо последняя предусматривала только одну, достаточно идеализированную систему прав собственности. В институциональной же экономической теории человек выступает как контракт. Именно контрактные отношения становятся эффективными средствами обмена «пучками» правы собственности. А новые права собственности возникают тогда, когда индивиды или группы находят выгодным изменить отношения и готовы взять на себя соответствующие издержки. Стоимостные расчеты, таким образом, транслируются в область отношений собственности. Контракты тоже рассматриваются по - разному. Теория агентских отношений предлагает модель «принципал -агент». Ее суть состоит в следующем: агент (исполнитель) выбирает способы действия, которые влияют на благосостояние обеих сторон; принципал (менеджер, предприниматель) контролирует только результаты действия и к тому же не в состоянии точно отделить собственный вклад агента от влияния внешней среды; в условия асимметричной информации принципал пытается в результате разовых переговоров заключить полных (всеобъемлющий) контракт на весь срок работы, который как правило невелик и по истечению которого обе стороны в праве расстаться. Как выглядит человек в новой институциональной теории по сравнению с традиционным маржинализмом? Здесь делаются явный акцент на действиях индивидов противоположность действию фирм. Индивиды, обладая устойчивыми предпочтениями, максимизирует полезность не только в сфере потребительского выбора, но и во всех своих действиях, включая организацию предприятий. При этом способности индивидов приобретать и осваивать информацию ограничены (предпосылка о рациональности ослаблена). Кроме того, они склонны к оппортунистическому поведению (предпосылка следования собственному интересу усилена). В заключение данного модуля мы приведем общую схему модели экономического человека, отражающую, на наш взгляд, точку зрения, принятую большинством современных исследователей. 1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов в целом ограничено. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. 2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две, строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуются субъективные потребности и желания индивида, ограничения- его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека можно считать величину его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями служат также действия других участников рынка. Предпочтения экономического человека являются более устойчивыми, чем его ограничения. Поэтому экономическая наука рассматривает их как величины постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает реакцию индивида на изменение ограничений. 3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой. 4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (на пример человек семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке, и не принятыми в обществе нормами, традициями т.д. Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим поступками исключительно по их последствиям, а не по исходному замыслу. В этом смысле экономический человек и по сей день остается утилитаристом. Благодаря предпосылке собственного интереса всякое взаимодействие между экономическими субъектами принимает форму обмена. 5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, ограниченна, - ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов, - и не изменяется сам по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации. Время, в течение которого необходимо принять решение является, наряду с доходом, одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска - одним из ценовых ограничений. 6. Выбор экономического человека рационален в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает лишь то, что люди выбирают то, что они предпочитают -она просто устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актов выбора или действия. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могу быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть только случайными, а не систематическими. Сформированная выше модель экономического человека сложилась в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. За это время некоторые признаки экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные. К этим признакам относятся непременный эгоизм, полнота информации, мгновенная реакция. Правда точнее будет сказать, что свойства эти сохранились в модифицированном, зачастую трудно узнаваемом виде.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
Основные вопросы темы Сущность принципа экономической науки. Экономические законы. Экономические категории. Классификация экономических понятий. Содержание учебного материала Изучение экономической науки начинают с понимания ее предмета, методов познания, принципов, законов развития и категорий. Один из главных принципов экономической науки – взаимодействие теории и практики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов и закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха. Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и неопровержимый приговор любой теории. Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов хозяйственного развития. Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие им законы – законы общественных действий людей или экономические законы. В самом общем виде экономический закон есть выражение наиболее общих связей между экономическими процессами и явлениями, то есть действие какого-либо фактора с объективной необходимостью ведет к определенным последствиям. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность – понятия однородные и выражают глубину познания человеком явлений, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления. Объективно обусловленных процессов и явлений в хозяйственной жизни большое количество. Но это не значит, что каждому из них соответствует какой-то определенный закон. Экономические законы выражают не всякую неизбежность, а лишь наиболее общую объективную связь. Одни экономические законы относятся ко всем сферам хозяйственной жизни, другие - преимущественно к макро – или микроэкономике. При определении экономического закона, было бы логично вспомнить философское определение закона. Закон – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно- следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу. Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону. Именно то, что не случайно, а типично, постоянно, составляет внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, выражают экономические законы. Не следует смешивать экономические законы с законами природы, также как и с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий: 1. естественные законы – это законы природы, экономические – это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей; 2. естественные законы – вечны, экономические носят исторический характер; 3. открытие и применение естественных законов более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которые включают в себя группы и виды законов. Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости): 1. специфические экономические законы; 2. особенные экономические законы (законы для ряда эпох); 3. общие экономические законы. Специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и т. п. Особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности). Общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда. Экономический закон выражает не только порядок изменения экономических явлений и процессов в результате их развития, но и способ их существования, характер их внутренней организации. Законы можно разделить на две большие категории: законы строения и функционирования и законы развития. В первом случае это законы, характеризующие внутреннюю связь элементов системы и условия сохранения целостности материальной структуры объекта, ее относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений. Во втором случае это законы, характеризующие определенную последовательность, ритм, темп и т. п. перестройки самих материальных структур, связь между различными соотношениями системных объектов. Характерно, что, чем выше уровень развития системы, тем сильнее проявляется различие между законами функционирования и развития. Следует считать установленным совпадение категорий “закон” и “внутренняя форма”. Внутренняя форма (структура) как закон предполагает непрерывное изменение содержания. Изменение понимается при этом как подвижность, динамичность содержания в рамках относительно устойчивой формы – закона движения, способа организации объекта. Что же касается закона развития, то он характеризует способы существенного преобразования объекта, т. е. такого изменения, когда налицо не только подвижность содержания, но и существенное преобразование самой внутренней формы (структуры). Следовательно, речь должна идти об обратимых и необратимых изменениях в объекте. Если законы функционирования воздействуют на ход развития не непосредственно, а опосредованное, в той мере, в какой они влияют на объединяющие элементы структуры, то преобразование внутренней структуры обусловлено не обычной, а особой, экстремальной подвижностью элементов. Она достигается в том случае, когда изменение условий внешней среды приводит не просто к изменению состояния системы, а к такой ее перестройке, которая существенно изменяет ее внутреннюю структуру. Законы развития как бы подчиняют себе законы действия. Законы функционирования не способны сами по себе объяснить процесс развития: они только раскрывают способ движения, его механизм. В основе понимания экономической науки и метода принятия обоснованного решения лежат экономические понятия. Экономические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Экономические категории снабжают нас теми инструментами аналитического мышления, которые необходимы для принятия обоснованных решений и четкого понимания сути экономических вопросов как в области личных, так и общественных интересов. Эти категории также составляют основной лексикон экономик, ее словарь. В качестве примера, в приведенном ниже списке, среди множества экономических понятий (категорий) выделили, наиболее фундаментальные. Также включили в него некоторые концепции вычисления и методы, помогающие понять и объяснить экономику в действии.
Фундаментальные экономические понятия. 1. Ограниченность 2. Альтернативная стоимость и компромиссный выбор 3. Производительность 4. Экономические системы 5. Экономические институты и стимулы 6. Обмен, деньги и взаимосвязь. Понятия микроэкономики 7. Рынки и цены 8. Предложение и спрос 9. Концепция и структура рынка 10. Распределение дохода 11. Рыночная несостоятельность 12. Рынки факторов производства
Понятия макроэкономики 13. ВНП, ВВП 14. Совокупное предложение 15. Совокупный спрос 16. Безработица 17. Инфляция и дефляция 18. Кредитно-денежная политика Международные экономические понятия 19. Абсолютные и сравнительные преимущества и торговые барьеры 20. Курс обмена и платежный баланс 21. Международные аспекты развития и стабильности 22. Международное разделение труда 23. Международная торговля Концепции и методы измерения 24. Таблицы, графики, схемы 25. Коэффициенты и проценты 26. Численный индекс 27. Реальные и номинальные значения 28. Средние значения и отклонения от них
С позиций выполняемых функций экономические категории есть инструмент, отражающий реальную действительность хозяйственной жизни, экономических процессов и явлений. Экономические категории имеют свой генезис, политико-экономическое содержание и сферы возможного содержания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕРИАЛУ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ 4, 5 ___________________________________________________________ТЕСТ (выбрать правильный ответ)
1. Какие существуют предпосылки к формированию моделей человека «экономического»: а) человек зависим, рационален, информирован, эгоистичен; б)человек информирован, рационален, эгоистичен, свободен от выбора; в) человек независим, эгоистичен, рационален, информирован.
2. Кто из ученых-экономистов первым заложил основы концепции человека «экономического»? а) Д. Рикардо; б) А Смит; в) Д. Бентам.
3.Какой экономической школе принадлежит данная мысль: «…если теория призвана отображать жизнь, то экономическая теория должна заниматься экономическими агентами, их поведением…»? а) Классической политэкономии; б) Маржиналистам; в) Институционалистам.
4. Кто осуществлял попытки синтеза маржиналистских и социологических подходов в концепции «экономического» человека? а) А. Маршалл; б) К. Менгер; в) Г. Шмоллер.
5. Что по Ф. Хайеку производит отбор рациональных и иррациональных правил поведения человека? а) частная собственность; б) конкуренция; в) институты.
6. Кому принадлежит утверждение о том, что «человеческое поведение, пусть даже рациональное, не может описываться горсткой инвариантных признаков»? а) Г. Саймон; б) М. Фридмен; в) Ф. Хайек.
7. Представителям, какой экономической школы принадлежит концепция сочетания теоретической однородности экономики с принципом историзма? а) Фрайбургской школы; б) Вирджинской школы; в) Чикагской школы.
8. Теория рационального выбора включает в себя следующие теории: а) теории агентских отношений, социального выбора и деловой активности; б) теории социального выбора, игр, агентских отношений; в) теории игр, деловой активности, агентских отношений.
Верны ли следующие утверждения? (да/нет) 9. Модель поведения человека является необязательным элементом каркаса любой социальной теории. 10. Множественность моделей поведения человека вытекает из объективно обусловленных различий между объектом экономической теории и ее предметом. 11. Маржинализм пересмотрел не концепцию «экономического человека» классиков, а место этой концепции в экономической теории. 12. Рациональность экономического человека тесно связана с принципом методологического индивидуализма экономической теории, 13. Д. Кейнс высказывался, что индивидуальные рациональные действия всегда приводят к соответствующему результату на социальном уровне и что не существует иная, надындивидуальная рациональность. 14. Трансакционные издержки складываются из затрат на поиск и приобретение информации, переговоры и принятие решений, проверку и обеспечение их выполнения. 15. Особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Темы для дискуссий, докладов и самостоятельной работы студентов 1. А. Смит – экономист и моралист: основополагающие идеи концепции экономического человека. 2. Эволюция экономической мысли: политэкономия – экономикс – экономическая теория. 3. Неоклассический синтез в экономической науке. 4. Теории экономического поведения человека. 5. Полезность и ценность экономических благ как мотив поведения человека. 6. Принцип методологического индивидуализма в экономической науке. Задачи и проблемные ситуации
1. В чем заключаются утилитаристские принципы Дж. Бентама? 2. Проанализируйте слова Ф. Хайека о том, что человек просто следует традиции и приспосабливается к неизвестному.
|