Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы применяемые в экономической науке 4 страница
Социально-правовая школа. Немецкий экономист А. Вагнер (1835-1917) осуществил попытку соединить «классиков» с «историками» и явился одним из основателей социально-правовой школы. По Вагнеру, экономической деятельностью людей управляют как эгоистические, так и неэгоистические мотивы. К первым относятся желание выгоды и боязнь нужды, надежда на одобрение и боязнь наказания, чувство чести и страх позора, стремление к деятельности и опасение последствий праздности, ко вторым – чувство долга и страх перед угрызениями совести. Англичанин И. Бентам (1748-1832) провозгласил целью всякого человеческого действия и предметом мысли любого чувствующего существа идею благосостояния в той или иной форме. Единственной универсальной общественной наукой, по его мнению, должна быть эвдемоника – наука или искусство достижения благосостояния. Благосостояние трактовалось им в гедонистском духе: «Природа человечества во власть двум суверенным повелителям – страданию и наслаждению. Они одни указывают нам, что мы должны делать, и определяют, что мы сделаем…». Страдания и наслаждения, естественно, не ограничиваются сферой чисто экономических интересов: так, любовь (силу которой Бентам определял силой пара в физике) вполне способна превзойти денежный интерес. Бентам исходит из того, что интересы и страдания поддаются количественному измерению и являются своего рода векторными величинами. Основными компонентами этих векторов он считал интенсивность, продолжительность, вероятность, доступность, плодотворность (связь данного удовольствия с другими), чистоту и охват (первые два из них – самые важные). Соответственно, благосостояние может быть измерено так: берется сумма интенсивностей всех удовольствий за данный период времени, умноженных на их продолжительность, и из нее вычитается общее количество страданий, рассчитанное по той же формуле за тот же период. Все подчинено достижению максимального счастья для максимального числа людей. По Бентаму, политэкономия как часть эвдемоники – это не только наука и искусство, но и часть уголовного и гражданского законодательства. Тем не менее как наука о благосостоянии она «стремится выяснить, насколько надо ограничить м в какую область направить человеческие занятия…чтобы достичь общих целей изобилия и выживания». Политэкономия И. Бентама и политэкономия классиков – его современников различаются: - глубиной абстракции (у Бентама больше и глубже); - предметом Бентама является не производство и капиталовложения, а потребление, причем потребление не требует активной деятельности – стремление к труду, по Бентаму, существует не само по себе, а только в качестве псевдонима стремления к богатству, сам же труд вызывает только отвращение; - принятие решений по Бентаму, исходит из рационального подсчета человеком меры «достигаемого счастья», для этого следует уметь производить простые арифметические подсчеты, направленные на вычитания счастья, получаемого другими людьми (при этом эмоции не влияют на принятие решений). Классики же, наоборот, уверены, что человек, действует недостаточно рационально именно из-за эмоций и неденежных целей, которые ставит перед собой. Следующие наиболее популярные определения экономической науки и изучение ее предмета связаны с изучением причин материального благосостояния, на основе маржиналистской концепции. Австрийская школа больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которою долгие годы возглавлял Карл Менгер (1840-1921). Основными представителями австрийской школы помимо Менгера являются его последователи Ф. Визер (1851-1926) и Е. Бем – Баверк (1851-1914). Методологические особенности австрийской школы. Главные особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом. Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т. е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. Строгий методологический индивидуализм, т. е. объяснение экономических явлений через направленные действия индивидов. При этом австрийская школа не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страдание. То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. Н а макроуровне нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Дискретность анализа. «Австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а, следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены – определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться. Невозможность применения в австрийской теории математических методов. Австрийский маржинализм – чисто словесный, без формул и диаграмм. Дело все в их желании отразить некоторые аспекты экономической действительности в теории как можно более реалистично. Рассмотрение экономики, как процесса, происходящего в реальном времени. Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени, неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной литературе. В то же время его идея практически предопределили развитие австрийской школы маржинализма, так что оновное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве». Математическая школа. Развитие маржинализма в свете количественного анализа и экономико-математических методов и моделей принято основателем математической школы Леоном Вальрасом (1834-1910). Он разработал модель общего экономического равновесия на основе спроса и предложения. По мнению экономистов-математиков, составляющими рыночной системы являются рациональные субъекты, поведение которых непрерывно стремится к оптимуму своего существования, т. е. экономическому успеху. Неоклассики. Завершающим аспектом изучения предмета экономической науки с точки зрения человеческого поведения на основе материального подхода являются воззрения А. Маршалла (1824-1924) и Э. Кэннан, так называемое неоклассическое направление в экономической теории. У А. Маршалла в «Принципах экономической науки» указано: «Экономическая наука… занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, она изучает ту атмосферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния… занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследования являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни»; «… двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика». Жизненной сферой, которая особенно интересует экономическую науку, является та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. Далее, это та сторона жизни, в которой он, следуя привычкам и обычаям, поступает в данный момент без предварительного расчета, но при этом сами по себе привычки и обычаи почти наверняка возникли в процессе тщательного выявления выгод и невыгод различного образа действия. Экономисты в своих исследованиях всегда уделяют пристальное внимание всем выгодам, которые обычно влекут людей к какому-либо занятию, независимо от того, принимают ли эти выгоды денежную или иную форму. Экономическая наука по Маршаллу изучает не абстрактного человека, а человека из плоти и крови, руководствующего в своей хозяйственной жизни эгоистическими мотивами и в такой же мере учитывающего эгоизм других людей. По Э. Кэннану, «цель политической экономии – выяснить, каковы общие причины, от которых зависит материальное благосостояние людей», или это «наука, рассматривающая явления с точки зрения цены» и т. д. Формальный подход Экономисты Г. Беккер и Д. Вайнер подвергли сомнению «материальный» аспект изучения человека в экономической науке. Высказывали мнение, что определение экономической науки с точки зрения материальных благ слишком узко и наименее удовлетворительно. «Живучесть определений, связывающих экономическую науку с материальными благами, объясняется нежеланием подчинять определенные виды человеческого поведения «бездумному экономическому анализу»» (Г. Беккер). Л. Роббинс и Ф. Уикстид предприняли критический анализ «материалистического» определения экономической науки, который основан на четырех фундаментальных положениях: · человек стремится к различным целям; · время и средства, находящиеся в его распоряжении ограничены; · время и средства могут быть направлены на достижение альтернативных целей; · в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью. Интерес экономической науки состоит не в «множественности целей» самих по себе, но в возможности выбора средств для достижения цели при определенных затратах времени. Предметом экономической науки является не определенный вид поведения (как предполагалось «материальным» определением экономики), а определенный аспект любого человеческого действия. Или даже определенный способ мышления.Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки (Л. Роббинс, Г. Беккер). Ограниченность ресурсов носит универсальный характер, потому что ограничено время, которым человек может распоряжаться. Поэтому вся человеческая деятельность относится к предмету экономической науки. Жизнедеятельность человека состоит из принятия решения. Ориентированное на принятие решений учение об экономике построено на формальной теории принятия решений, цель которой – логический анализ человеческого поведения, оптимальная реализация определенных целей при учете различных реальных альтернатив действия. Ориентированное на принятие решений учение об экономке «считает себя свободной от оценочных суждений» (Г. Вейе, У. Деринг) наукой исходит из целевых комбинаций, которые существуют в действительности. «Экономическая наука – экономика, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» (Л. Роббинс). На это определение, укрепившееся сегодня в экономической науке, мы будем опираться. Следует отметить некоторые важные следствия, вытекающие из данного определения экономической науки. Как отмечает В.С. Автономов (Модель человека в экономической науке. – СПб., 1998) данное формальное определение предмета экономической науки одновременно расширяет и сужает предмет исследования экономической теории. Расширяет «потому, что наряду с хозяйственной деятельностью в привычном понимании в поле зрения экономистов попали все виды рационального выбора, которые человеку приходится делать в жизни. Здесь заложена предпосылка экспансии экономического анализа на все области человеческой деятельности». Сужает потому, что «из поля зрения экономистов выпали многие, виды хозяйственной деятельности, подчиненные не рациональному выбору, а традиции, нормам и обычаям, т. е. значительная часть хозяйственной жизни, как при докапиталистических порядках, так и в самой рыночной экономике». Формальное определение предмета экономической науки, на наш взгляд, имеет преимущества перед определением экономической науки как исследования причин материального благосостояния (классификационное определение по Л. Роббинс), так как сосредоточивает внимание не на отдельных видах поведения, возникающем под влиянием редкости. Отсюда следует, что любой вид человеческой деятельности в той мере, в какой в нем присутствует этот аспект, является предметом обобщений экономической науки. Таким образом, предметом экономической науки является любой вид человеческого поведения, возникающий под влиянием редкости. Это есть единственное и необходимое ограничение предмета экономической науки. Следует лишь уточнить, что для нас важным является не столько человеческое поведение как предмет изучения, сколько априорная модель, гипотеза человеческого поведения как инструмент исследования, элемент метода экономической теории. Никакая экономическая теория не может обойтись без рабочей модели человека, т. е. определенных допущений относительно детерминантов и способов его экономического поведения. «Главными компонентами такой модели являются гипотеза о мотивации или целевой функции экономической деятельности человека, гипотеза о доступной ему информации и определенное представление о физических и, главное, интеллектуальных возможностях человека, позволяющих ему в той или иной мере добиваться своей цели.»(В.С. Автономов) Рассмотрение предмета экономической науки с точки зрения «поведения человека» тем более необходимо в системе общего образования, чем более эта ступень образования «работает в парадигме» личностно ориентированного, развивающегося образования. Рассмотрение, изучение, анализ моделей поведения человека в его жизнедеятельности заслуживает внимания еще и потому, что она отражает идеологический и мировоззренческий контекст своего времени. Одним из современных направлений в экономической науке, претендующим на «формальный» подход к изучению поведения человека, является институционально-социологическое направление. Институционализм - одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы 20 века в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности соцально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой. Предмет изучения. В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Последнее рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» идеологии институционализма относят самые разнообразные категории и явления (например, государство, семья предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т. п.), предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное – эволюцию экономики. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чисто экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, просматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономическте, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования – институты – не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу. В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Следует, однако отметить, что историзм и учет факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и свидетельствует о схожести методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означает полной и безоговорочной преемственности традиций последней. И причин здесь несколько. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А. Смита, немецкие авторы второй половины 19 века всецело юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в стране свободы торговли и других принципов либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматически установлении равновесия в экономике на всем протяжении реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство». Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономических теорий и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменения конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблемы «социальной психологии» общества). Во многом похожее суждение высказывает М. Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить суть «институционализма», обнаруживаются три черты, относящиеся к области методологии: - неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цены; - стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества междисциплинарного подхода»; - недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям. По некоторым оценкам, отсчет времени возникновения институционального направления экономической мысли следует начинать с даты опубликования монографии Т. Веблена (1857-1929) «Теория праздного класса», т. е. с 1899 года. Однако, учитывая появившиеся позднее не менее значимые публикации Дж. Коммонса и У. Митчелла, обозначившие зарождение новых течений в рамках институционализма, период четкого формирования идей и концепций этого направления экономической теории в единое целое приходится все же на 20-30 годы 20 столетия. Труды названных американских ученых и их последователей объединяют антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимости государственного вмешательства в экономику. В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Дж. Коммонс – социально-правовой (юридический), У. Митчелл – конъюктурно-статистический (эмпирико-прогностический). С точки зрения на «формальный» подход к поведению человека в экономической науке, интерес представляет концепция – институционализированного индивида. Точка зрения, что индивидуальность не есть данность, но может быть преобразована институтами, позаимствована старой институциональной теорией от ее предшественника исторической школы. Например, Веблен писал: «Ситуация сегодняшнего дня формирует институты завтрашнего по средствам выборочного, принудительного процесса, действующего на привычное видение вещей, и таким образом изменяя или закрепляя мировоззрение или позицию человека в прошлом». На этой основе Веблен критиковал мэйнстрим. В 1909 году, он дал более полное описание: «Потребности и желания, цели и намерения, методы и средства, широта и направление человеческого поведения во многом определяются институциональной переменной, которая носит комплексный и нестабильный характер». Более того, Гамильтон описал наиболее важный дефект неоклассической теории: «она исключает влияние, оказываемое на поведение человека системой институтов, в рамках которой каждый живет и работает». Позднее он продолжил свою мысль, рассматривая каждый институт как «внушение определенной модели поведения, накладывающейся на деятельность человека» и его образ действий, согласующийся с представлением, что институты обладают силой, воздействующей на каждого индивида. Далее Гамильтон продолжает: «Институты и человеческие действия, согласования и противоречия вечно сменяются одно другим в вечной драме социального прогресса». Коммонс в 1899 году отмечал, что институты «формируют каждую личность». Он уточняет свою мысль «индивид, которого мы рассматриваем, это регламентируемый разум…Люди…общаются друг с другом, ориентируясь более или менее на обычаи. Они вынуждены это делать под давлением обстоятельств». В более ранней статье Митчелл приходит к сходному выводу: «…социальные идеи составляют сердцевину социальных институтов. Последние являются преобладающими традициями мышления, которые получают общее признание как нормы, руководящие поведением. В такой формы социальные идеи добиваются определенной власти над людьми. Ежедневно используемые всеми членами социальной группы въевшиеся правила отдельных людей превращаются в общие модели поведения помимо их воли, иногда они вызывают определенные проблемы у индивидов, которые желают действовать по-своему…». В рамках данного, весьма широкого определения предмета и его границ современная экономическая наука уделяет проблемам рыночной экономики. Проблемы рыночной экономики, не вмешательства государства в систему рыночного хозяйства получили свое рассмотрение в работе А. Маршалла «Принципы экономикс». Термины «экономикс» и «политическая экономия» родственны, но с точки зрения П. Самуэльсона «экономикс» имеет свой спецефический предмет. «Экономикс» - понятие, характеризующее специальную прикладную науку о принципах функционирования рыночной системы, но имеющей более абстрактный характер. Также это ряд учебных дисциплин в учебных заведениях США и Западной Европы. Теории монетаризма и неолиберализма традиционно относят к неоклассическому направлению. Но в рамках нашего подхода к исследованию предмета экономической науки с позиции материальности и формальности, мы относим данные теории в раздел формального подхода. Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Предмет изучения сводят в теорию управления экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета. Основатель теории М. Фридмен (р.1976) Неолиберализм – теория сокращения государственного вмешательства в экономику. Придает огромную роль развитию и всемерной поддержки частному предпринимательству, свободы обмена как основе рыночной системе. Яркими представителями являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хайек. Основатель кейнсианского направления Д.М. Кейнс (1883-1946) считал, что государство должно регулировать рыночную экономику путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Также исследовал функциональные количественные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления общественного производства. Экономисты – глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции заявляют, что совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, обеспечит новую индустриализацию как форму экономического сообщества, где человек займет определяющее место в системе хозяйственных процессов. В заключение данного модуля обратимся к вопросу о месте экономической науки среди наук общественных или естественных. Все вышеизложенное доказывает «общественный» характер науки сквозь призму человеческого поведения. В подтверждение своих воззрений приведем следующие высказывания: «В отличие от естественных наук, исследования, в области которых отличаются точностью, такую же степень точности невозможно достичь в связи со сложностью поведения людей и постоянных изменений в социальной сфере их бытия» (П. Сэмюэлсон). Но более всего экономическая наука отличается от всех других отраслей обществознания не предметом, а своим подходом (Е. Бем-Баверк, М. Аллэ, Г. Беккер, П. Хейне и др.), способным интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения. Ученый-педагог, философ С. И. Гессен в начале 19 столетия писал, что экономическая наука «колеблется между тремя различными направлениями научного метода: классическая и математические школы стремятся построить систему политэкономии по естественнонаучному образцу, а историческая школа видит задачу экономического исследования в построении индивидуальных понятий, социальная школа, напротив, проникнута тенденциями философского метода. Значительная часть политэкономии представляет собой не что иное, как упорядоченный с схемах родового понятия материал, в котором преобладают простые определения и классификации и который в равной степени стремятся использовать для своих построений как естественнонаучное, так и историческое направления». И наконец, позиция наших современников ученых-экономистов. В.С. Автономов: «…это единственная из общественных дисциплин, претендующая на звание точной науки, которая обнаруживает законы, не зависящие от воли и сознания людей». Л.С. Гребнев: «В отличие от физики и других естественных наук, различающихся прежде всего методами изучения одной и той же реальности вне человека, экономика имеет дело с человеком, причем занятым вполне определенным делом. В зависимости оттого, что именно в этом деле становится предметом более пристального рассмотрения, могут формироваться различные картины одной и той же экономической реальности. В этом смысле возможно существование разных экономических наук наподобие наук (физики, химии и т. д.) об одной и той же природе». Итак, мы определили: - понятие собственно предмета экономической науки, изучающей поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление (Л. Роббинс); - следует отметить, что познавательный прогресс моделей этого учения состоит прежде всего в том, что они включают в себя проблему времени, тем самым представляя возможность расчетов решений о нескольких периодах или очередности принятия решений во времени с учетом и количественным выражением риска, а также неизвестности и надежности; - вариативность отнесения экономики к различным отраслям наук – естественным или общественным в зависимости от направления научного метода, которым пользуется экономическая наука.
Учение об экономике следует разделять как минимум на две составные части: теоретическую и прикладную. Теория является основой для прикладной науки. Обе части разделяются по целям познания. Цель познания теоретической экономики – это «чистое познание сути, которое само по себе бесцельно» (Г. Вейе, У. Деринг). Принцип выбора – логическая взаимосвязь проблем, т. е. возможность сведения их к объекту познания экономики. Цель познания прикладной экономики – описание и оценка выделенных эмпирических процессов решения, т. е. оформление процесса принятия решения в зависимости от основных целей. Служащие реализации этих целей действия экономика рассматривает в качестве своих проблем. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕРИАЛУ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ 3 ______________________________________________________ТЕСТ (выбрать правильный ответ) 1.Что принято выделять под сферой исследования предмета экономической науки? а) экономические явления; б) экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; в) человек или группа людей, общество, государство, цивилизация;
2. Кто из мыслителей Древнего мира жил в Древней Греции? а) Конфуций, Ксенофонт; б) Платон, Аристотель; в) Сунь-Цзы, Сенека.
3. В чем сущность материального подхода к определению предмета экономической науки? а) относится к взаимообмену человека с природой и социальной средой для удовлетворения материальных потребностей; б) относится к взаимообмену человека с человеком материальными и духовными ценностями; в) относится к взаимообмену человека с природой с целью его выживания.
4. В 16 веке произошло формирование первой экономической школы. Какая это школа? а) школа Физиократов; б) Классической политэкономии; в) школа Меркантилистов.
5. Что считали предметом изучения в экономике Меркантилисты? а) сферу производства материальных благ; б) сферу обращения.
6. В чем, с точки зрения физиократов, заключается идеал экономической деятельности? а) возможно большее увеличение наслаждения путем возможно большего уменьшения издержек; б) увеличение наслаждения зависит от увеличения издержек;
|