Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории научного познания в экономической науке.






История и методология

Экономической науки

 

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ 1. Природа научного познания в экономической науке  
     
МОДУЛЬ 2. Методология и методы научного познания экономических процессов в обществе  
     
МОДУЛЬ 3. Историческая ретроспектива вопроса о предмете и методе экономической науки  
     
МОДУЛЬ 4. Модель “экономического человека” в экономической науке  
     
МОДУЛЬ 5. Экономические законы и категории  

 


______________________________________________

 

 

Природа научного познания в экономической науке

Основные вопросы темы:

 

Специфика методологического познания экономической науки.

Категории научного познания в экономической науке.

Содержание учебного материала:

 

Прогресс научного познания постоянно расширяет границы изучения объективной действительности, за одними характеристиками бытия, кажущимися порой последними “кирпичиками” мироздания, обнаруживаются более глубокие фундаментальные пласты реальности. Вследствие этого объекты науки становятся более разносторонними и многообразными.

В ходе исторического развития научного познания преобразуется также сам носитель познавательного процесса – субъект, меняется его гносеологический и общественный статус. По мере происходящих в обществе и науке сдвигов претерпевают существенные изменения и условия познания, что влечет за собой изменение положения, роли и значения субъекта в познавательном процессе, его представлений о научном знании и путях его достижения. Происходит дальнейшее изменение и усовершенствование познавательных способностей индивида (субъекта) как его общественных характеристик и возрастают его материально-технические возможности познавания; разнообразятся методы и познавательные средства, делающие более утонченным весь исследовательский инструментарий. Под давлением этих и многих других факторов формируются более адекватные способы воспроизведения внешнего мира в системе научного знания, и революционизируется весь уклад научного мышления, формируется новый, отвечающий данному уровню развития научного познания тип осознания науки – новое методологическое сознание.

Но и само научное знание не остается постоянным. Оно не является простой неподвижной картиной реальности или суммой закоренелых образов материальных предметов. Научное знание не представляет собой постоянную истину. Оно находится в беспрерывном движении и закономерном обновлении в развивающую систему научного знания. В постоянной интенции к обогащению, перестройке и преобразованию коренится одно из сущностных свойств знания.

Современная научная методология обязана всесторонне анализировать происходящие в экономической науке процессы, глубоко изучать и вырабатывать специальное знание, способное обеспечить методологическое обслуживание экономической науки.

Между методологическими исследованиями и развитием научного познания существует тесная взаимная связь. Процессы, совершающиеся в экономической науке, закономерности и формы научного познания, динамика знания и т. п., так или иначе, в основном стихийно, осознаваемые учеными-экономистами и составляющие тем самым компоненты предметного содержания их методологического сознания, являются той непосредственной данностью, которая выступает эмпирическим объектом научной методологии. В свою очередь, выработанное методологическое знание, будучи усвоенным методологическим сознанием ученого и превратившись в факторы его деятельности, органически вплетается в познавательный процесс, усиливая его методологическую вооруженность и повышая эффективность научных исследований.

Если руководствоваться не этимологией термина “методология”, а исходить из реальной практики методологических исследований, то можно сделать вывод, что современная методология науки далеко не ограничивается изучением методов научного познания, исследовательских приемов и процедур. Она вместе с тем занимается изучением строения и свойств научного знания, его генезиса и функционирования, закономерностей развития науки в той части, в которой это ведет к выработке рациональных форм и методов их логической и историко-научной реконструкции.

Поскольку современное научное познание немыслимо вне рамок той его формы, какой является научная теория, выступающая не только наиболее развитой и логически последовательной формой организации научного знания, но и наиболее рационально формой организации и ориентации познавательной деятельности, то научная теория точно так же, как и научный метод, находится в центре внимания методологической науки.

Специфика методологического исследования в экономической науке может быть хорошо продемонстрирована на уяснении различия позиций ученого-экономиста и ученого-методолога в отношении функционирования научной теории в познавательном процессе. Приступая к конкретному исследованию, ученый, вооруженный необходимым познавательным инструментарием, ставит перед собой задачу решить ту или иную научную проблему в экономике, раскрыть сущность данного объекта, выявить определяющие его существование закономерности и др. С этой целью он применяет уже имеющуюся научную теорию и выработанные ею формы описания и объяснения или же создает, развивает и применяет новую теорию. При этом он как исследователь не задается целью, например, понять, в чем особенности используемых им научных теорий, почему применима та, а не другая теория, как она работает и т. п. На эти важные для конкретного научного исследования вопросы ответ должен дать ученый методолог (не обязательно это должно быть другое лицо), заняв по отношению научной теории такую же позицию, которую занимает исследователь-экономист по отношению к своим объектам. Поэтому, если важнейшей целью экономического исследования является получение истинного знания об объективной реальности хозяйственных процессов, то для методолога конечным продуктом его познавательной деятельности является методологическое знание, относящееся к научному знанию, формам его существования, условиям, методам и средствам его получения как к своему экономическому объекту.

В большинстве случаев ученый-экономист, проводя конкретное научное исследование, в общем, осознает особенности своей познавательной деятельности и ее результаты. Однако, не будучи следствием специального методологического познания и поэтому, не основываясь на научных принципах, это сознание характеризуется фрагментарностью, раздробленностью, отсутствием надлежащих связей своих компонентов. Оно не имеет достаточной общности, концептуальной оформленности и в целом носит эмпирический характер. В общем, ученый-экономист не строит теорий своей собственной познавательной деятельности, ограничиваясь лишь выработкой вытекающих из его познавательного опыта соображений. Ясно, что такой багаж методологического сознания не может иметь сколько-нибудь существенного ориентирующего значения. Другое дело, если оно обогащено результатами, выработанными в рамках научной методологии.

Несомненно, методолог в своей работе не может не учитывать или игнорировать этот эмпирический уровень методологического сознания. Однако его задача состоит в том, чтобы подняться на более высокий теоретический уровень методологического сознания. Проведя концептуальную обработку опыта экономической науки, обобщив частное конкретно-методологическое знание и его отражение в эмпирическом методологическом сознании, методолог строит методологическую теорию, способную описать и объяснить особенности экономически познавательную деятельность, предложить методологические принципы рациональной реконструкции познавательного процесса, систем научного знания.

Именно на уровне методологической теории создаются необходимые условия определения адекватной аксиологии науки – системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких как истинность, объективность, рациональность и эффективность, практичность и др.

Научная методология может стать основой для разработки методологии управления экономической наукой в соответствии с ее собственной природой.

Многообразие свойств, форм и уровней существования и функционирования экономического знания, богатый арсенал эмпирических и теоретических методов его продуцирования и рациональной реконструкции стимулировали появление не однотипных подходов к его изучению и применение разнообразных средств его методологического анализа. Множественность подходов и способов их реализации наблюдается не только при подходе методологического анализа от одного уровня системы научного знания к другому. Она часто имеет место также на одном и том же когнитивном уровне, отражая его много качественность, разноаспектность и составляя необходимое условие его комплексного воспроизведения в методологическом сознании.

Одним из наиболее распространенных сегодня направлений является логико-гносиологический подход. Характерная особенность логико-гносиологического подхода состоит в том, что в его рамках научное знание представляется в виде самых разнообразных содержательных форм, которые соответствуют различным способам истинного воспроизведения объективной реальности в человеческом мышлении.

В этом плане содержательными компонентами научного экономического знания выступают: идея, принцип, закон, научная проблема, научный факт, абстракция, гипотеза, научная теория.

Точно так же фиксируются содержательные компоненты научного мышления, которые в исследовательском процессе конституируют конкретные проявления научного метода, типа, дедукции, индукции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, интерпретации, идеализации, моделирования.

Эти и другие феномены экономического познания рассматриваются в логико-гносиологическом подходе с точки зрения субъектно-объектного отношения. Для их методологического осмысления комплексно используются категории материалистической диалектики: материальное и идеальное, субъективное и объективное, эмпирическое и теоретическое, чувственное и мыслительное, относительное и абсолютное, опытное и рациональное, формальное и содержательное, а также фундаментальные понятия логики, в частности, логической формы, вывода, доказательства, непротиворечивости, языка, смысла, значения и сопровождающий их формальный аппарат.

В процессе развития экономической науки возникал и возникает вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т. е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Есть констатация того, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами. Вне зависимости от их характера и природы ошибочные результаты не только сдерживают поступательный процесс познания, но и могут в ряде случаев привести к отрицательным моментам в процессе управления экономикой.

Иногда результаты исследований оказываются ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым. Для проверки качества научной продукции проводится ее контроль: экспертиза, рецензирование и оппонирование. Каждый из них направлен на определение достоверности научных результатов.

В науке и, в особенности, в экономической науке есть внутренние механизмы самоочищения. Результаты исследований в областях, мало кому интересных, конечно, редко контролируются. Достоверность их не имеет особого значения: они все равно обречены на забвение. Результаты интересные, полезные, нужные и важные волей-неволей всегда проверяются и многократно.

Следует признать, что существующие способы контроля научной продукции малоэффективны, и для науки контроль не столь уж важен, может быть, в сущности, и не нужен. Он нужен в большей степени обществу, государству, чтобы не тратить деньги на бесполезную работу исследователей. Большое количество ошибок в научной продукции говорит о том, что приближение к научной истине – сложный и трудоемкий процесс, требующий объединения усилий многих ученых в течение длительного времени. Всего лишь на десятке страниц школьного учебника умещается то, что добывалось в течение двадцати веков. Действительно, истина гораздо дороже жемчуга.

Истина – предмет познания. Часто встречающиеся утверждения: главная цель познания – установление законов природы, человеческого общества, хозяйственных процессов, открытие скрытых истин – явно или неявно предполагает, что истина где-то уже существует в готовом виде, ее надо только найти, отыскать, как некое сокровище.

Что же означает открыть научно-экономическую истину в современном понимании? Это – во-первых. Установить причинно-следственную связь явлений и свойств экономических объектов, во-вторых, подтвердить экспериментом, опытом истинность полученных теоретических утверждений и, в-третьих, определить относительность экономической истины.

Одна из задач экономического познания – объяснить явления, процессы и свойства экономических объектов, человеческого поведения, слово “объяснить” в большинстве случаев означает “понять”. Что обычно подразумевает человек, говоря, например: “Я понимаю свойство данного объекта? ” Как правило, это означает: “Я знаю, чем обусловлено данное свойство, в чем его сущность и к чему оно приведет”. Так образуется причинно-следственная связь: причина – объект – следствие.

Описание такой связи служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. При этом, конечно, предполагается создание специального научного языка, экономической терминологии, системы научно-экономических понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой строгими законами логики. Так достигается экономическая истина.

Истинный экономист-исследователь не должен ограничиваться теоретическими утверждениями или выдвинутыми гипотезами для объяснения наблюдаемых явлений или свойств. Он должен подтвердить их экспериментом, опытом и связать их с “действительным ходом вещей”. Только так можно приблизиться к научной истине.

После проведения эксперимента, опыта наступает завершающая стадия научного познания, на которой устанавливаются границы истинности полученных экспериментальных результатов или границы применимости экономических законов, теорий или отдельных научно-экономических утверждений. Результат любого экономического эксперимента, как бы он тщательно ни проводился, нельзя считать абсолютно точным. Неточность экспериментальных результатов обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным. Один из существующих объективных факторов – динамизм окружающего нас мира: все изменяется; “в одну и ту же реку нельзя войти дважды”. Другой объективный фактор связан с несовершенством технических средств эксперимента.

Эксперимент проводит человек, органы чувств и интеллектуальные способности которого далеки от совершенства: errare humanum est – ошибаться свойственно человеку (известное латинское выражение) – это и есть субъективный фактор неточности результатов.

Теоретические утверждения без эксперимента носят гипотетический характер. Только при подтверждении экспериментом из них рождается истинная научно-экономическая теория. Экономическая теория и эксперимент, или, в обобщенном представлении, наука и практика – вот два кита, на которых держится ветвистое дерево познания.

 

 

Сформулируем три основных положения научного познания:

1. в основе научного познания лежит причинно-следственная связь;

2. истинность научных знаний подтверждается экспериментом, опытом;

3. любое научное знание относительно.

 

Эти положения соответствуют трем стадиям научного познания. На первой стадии устанавливается причинно-следственная связь в соответствии с принципом причинности. Первое и достаточно полное определение причинности содержится в высказывании Демокрита (р. ок. 470 или 460 г. до н. э.): “Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости”. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи в процессе ее движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Причинно-следственная связь – основа не только научного познания, но и любой другой деятельности человека.

Вторая стадия познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Критерий научной истины – эксперимент опыта. Эксперимент и опыт – высшая инстанция для исследователей: их приговор не подлежит пересмотру.

Любые научные знания (понятия, идеи, концепции, модели, теории, экспериментальные результаты и т. п.) ограничены и относительны.

Определение границ соответствия и относительности научных знаний – это третья стадия научного познания. Например, установленная граница соответствия, называется иногда интервалом адекватности.

Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как наглядно-чувственные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредован понятиями, категориями. Воспринимая какой-либо объект, мы сразу же относим его к определенной категории вещей, процессов.

Исторически путь научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания – чувственного восприятия фактов на основе практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него – снова к практике, в которой он реализует свои мысли, выверяет их истинность.

Современный экономист-исследователь, мышление которого аккумулировало в определенной степени человеческий опыт и выработанные человеком экономические категории и законы, не приступает к исследованию с живого созерцания. Любое научное исследование нуждается с самого начала в руководящих идеях. Они служат своего рода направляющей силой, без них исследователь обрекает себя на блуждание в потемках, не может поставить правильно ни одного эксперимента. Вместе с тем экономико-теоретическая мысль, даже безупречная по своей логической строгости, не может сама по себе вскрыть экономические закономерности материального мира. Для своего эффективного движения она должна постоянно получать стимулы, толчки, факты из окружающей действительности через наблюдение, эксперименты, т. е. посредством эмпирического познания.

Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого научного исследования на любой его стадии.

Познание действительности осуществляется в разных формах, из которых первой и простейшей является ощущение.

Ощущение – это простейшие чувственные образы, отражения, копии или своего рода фотографии отдельных свойств предметов. Например, ощущение голода или жажды человеком напрямую связано с такими понятиями как ценность или полезность воды и еды для человека, что послужило в последствии в немалой степени созданию маржиналистской теории предельной полезности.

Любой предмет, процесс, сам человек и его поведение обладает множеством самых разнообразных свойств. Все эти свойства объединены в одно целое. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое. Следовательно, объективной основой восприятия как целостного образа является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств в предметах.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Восприятие у человека включает в себя осознание, осмысление предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.

Жизнь, необходимость ориентировки организма в мире экономических вещей и процессов организовала наши органы чувств так, что мы воспринимаем вещи как бы суммарно. Ограниченность, например, зрительного или осязательного восприятия является практически целесообразной.

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя “следы” в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека.

Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие или сигналы внешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью.

Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу же прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы, как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, необходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. Психические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями, прежде чем закрепиться в памяти, не могут остаться фактом сознания. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления – это образы тех объектов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам.

Ощущения и восприятия – начало возникновения сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. Представление – психическое явление, в котором сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление – промежуточная ступень при переходе от ощущения к мысли. В народе говорят: “Око видит далеко, а мысль – еще дальше”.

Научный факт. Необходимое условие экономического исследования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет экономической науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Констатируя тот или иной факт, мы фиксируем существование определенного объекта. При этом, правда, остается обычно еще неизвестным, что он представляет по существу. Простая констатация факта держит наше познание на уровне бытия.

Вопрос о том, существует ли реально тот или иной экономический объект – исключительно важный вопрос научно-экономического познания. Констатация бытия экономического объекта – первая, очень низкая ступень экономического познания. Факты приобретают силу научного основания для построения той или иной экономической теории в том случае, если они не только достоверно устанавливаются, разумно отбираются, но и рассматриваются в их научной связи. Однако постижение действительности невозможно без построения экономических теорий. Даже эмпирическое исследование действительности не может начаться без определенной теоретической направленности.

Сущность экономического познания окружающего мира, хозяйственных процессов, “человека экономического” заключается не только в описании и объяснении многообразных экономических фактов и закономерностей, выявленных в процессе исследований исходя из установленных экономических законов и принципов, а выражается также и в стремлении экономистов-теоретиков раскрыть гармонию экономической действительности.

Мышление – высшая ступень познания. Хотя его источник – ощущение и восприятие, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания об экономических объектах, свойствах и явлениях, которые недоступны органам чувств. Мышление освобождает людей от необходимости быть непосредственно связанным с изучаемым объектом. Оно дает возможность мысленно оперировать с экономическим объектом, ставя его в различные соотношения с другими объектами, сопоставлять вновь приобретаемое знание об объекте с ранее приобретенным. Тем самым открывается путь для относительно самостоятельной теоретической деятельности, лишь косвенно связанной с эмпирическим познанием.

Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений.

Понятия не только отражают общее, но и группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями.

В отличие от ощущений, восприятия и представлений понятия лишены наглядности или чувственности. Содержание понятия зачастую невозможно представить в виде наглядного образа. Человек может представить, например, бумажные деньги, но он не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия, как инфляция, девальвация и т. п. Но все это он может понять.

Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение – форма рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

Первый существенный признак мышления и заключается в том, что оно есть процесс опосредованного познания объектов. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

Объективной основой опосредованного процесса познания выступает наличие опосредованных связей, причинно-следственных отношений, существующих в самой действительности и дающих возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, вызвавшей данное следствие, а на основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления заключается еще и в том, что человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, овладевая исторически накопленным опытом и знаниями всего человечества, которые зафиксированы, например, в памятниках письменности.

Одна из важных задач экономико-научного познания – обобщение всего известного об окружающем мире. Эксперимент и наблюдение дают огромное многообразие данных, порой не согласованных между собой и даже противоречивых.

Главная задача экономико-теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них экономическую картину мира, лишенную логического противоречия.

Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон окружающего мира.

Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. При теоретическом анализе экономического материала логической обработке подвергается вся совокупность экономических данных, полученных различными путями и зафиксированных в различных источниках информации. В процессе теоретического мышления познание идет от фактов и их описания к интерпретации, объяснению их. Первым и необходимым условием объяснения фактов является их понимание, т. е. осмысление фактов в системе понятий экономической науки.

Понять экономическое явление, – значит, выяснить те особенности, благодаря которым оно играет определенную роль в составе экономического целого, раскрыть способ его возникновения.

Эмпирическое познание констатирует, как происходит событие. Теоретическое познание отвечает ан вопрос, почему оно проистекает именно таким образом. Эмпирическое познание ограничивается описанием, фиксацией результатов экономического наблюдения и эксперимента с помощью соответствующих средств записи информации, таблиц, схем, графиков, количественных показателей и т. п. Описание фиксирует и организует факты, дает их качественную и количественную характеристику, вводит факты в систему выработанных в экономической науке понятий, категорий, подготавливает фактический материал для объяснения.

Теоретическое познание – это прежде всего объяснение причины явлений. Это предполагает выяснение внутренних противоречий вещей, предсказание вероятного и необходимого наступления событий и тенденций их развития.

 

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал