Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы применяемые в экономической науке 2 страница






Аксиомы – положения, не доказываемые в науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин.

Связь оснований и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения в экономической науке может быть различным. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Так как она не дана вместе с самими основаниями, а должна быть установлена, следовательно, доказательство – теоретическая задача.

В ряде случаев задача доказательства оказывается настолько сложной, что решение ее требует от ученых огромных усилий на протяжении целых десятилетий или даже столетий.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ 1, 2

______________________________________________________ТЕСТ

(выбрать правильный ответ)

 

1.Экономическая теория-это наука, изучающая:

а) природные явления;

б) поведение человека;

в) методы рационального хозяйствования.

 

2. Почему современная научная методология обязана анализировать процессы происходящие в экономической науке:

а) для раздела экономической науки на теоретическую и прикладную;

б) для выработки специального знания, способного обеспечить методологическое обслуживание экономической науки;

в) для установления логических взаимосвязей форм и явлений в теоретической экономике.

 

3. Аксиология науки - это:

а) система критериев и оценок научной деятельности;

б) система методов направленных на результат в научном исследовании;

в) рациональность и эффективность научного исследования.

 

4. Как образуется причинно-следственная связь:

а) причина – объект – следствие;

б) объект – причина – следствие;

в) причина – следствие – объект.

 

5. Интервал адекватности – это:

а) соответствие изучаемого объекта его предмету;

б) определение границ изучаемого предмета;

в) определение границ соответствия и относительности научных знаний.

 

6. Гипотеза – это:

а) вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность действительности;

б) приблизительное предположение об области изучения предмета и объекта.

 

7. Теория – это:

а) система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон окружающего мира;

б) твердо устоявшееся мнение относительно объекта и предмета изучения экономической науки.

 

8. Теоретическое познание – это:

а) прежде всего объяснение причины явлений;

б) изучение конкретного экономического явления и способов его применения на практике.

 

Верны ли следующие утверждения? (да/нет)

 

9. Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

10. Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

11. Анализ представляет собой мысленное или реальное соединение объекта из составляющих его частей.

12. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования.

13. Аналогией называется вероятное, неправдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их приблизительного сходства в других признаках.

14. Индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных факторов.

15. Математическая модель экономического объекта – это гомоморфное отображение в виде совокупностей уравнений, неравенств, логических отношений, графиков.

16. Наблюдение – непреднамеренное, случайное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания.

 

Задачи и проблемные ситуации

1.Объясните, как вы понимаете высказывание Ф. Бекона который сравнивал роль правильного метода в научном познании со «…светильником, освещающим путнику дорогу в темноте».

2.Экономические эксперименты очень дороги в экономическом плане и чрезвычайно опасны в социальном. Можно ли их заменить экономико-математическими моделями?

3.Существует ли логическая взаимосвязь последовательности применения различных методов при изучении какого-либо экономического процесса или явления?

4.Всегда ли экономическая теория применима в реальных хозяйственных процессах?

5.С какой целью при исследовании в экономической науке выделяют предмет и объект исследования?

 

Новые понятия и категории

Предмет экономической науки, методология, метод, научное познание, аксиология науки, логико-гносиологический подход, идея, принцип, экономический закон, научная проблема, научный факт, абстракция, гипотеза, научная теория, экономическая теория, научный метод и тип, дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, интерпретация, идеализация, моделирование, субъектно-объектные отношения, экспертиза, рецензирование, оппонирование, интервал адекватности, экономические понятия и категории, суждение, умозаключение, экономическая математика и эконометрика.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения экономической науки?

2. Что Вы знаете о методологии?

3. Что такое метод исследования?

4. Какие методы применяются в экономической науке?

5. Что «безопаснее» для общества и экономического агента экономический эксперимент или экономическая модель?

6. Гипотеза порождает теорию или наоборот?

7. Что такое научный факт?

8. Зачем в экономической науке применяются- экспертиза, рецензирование, оппонирование?

9. Какие направления можно выделить в методологии экономической науки?

10. Проверьте как Вы усвоили термины!

 

Список литературы

1. Антология экономической классики/Под ред. И.А. Столярова.М.: Эконов-Ключ, 1993.

2. Блек, Джон. Экономика.: Толковый словарь. М.: Инфра-М.2000.

3. Замков О.О. Математические методы в экономике. М.: Дело и сервис.2001.

4. Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика.2001.

5. Методологические проблемы экономической науки.Новосибирск.Наука.1988.

6. Островитянов К.В. Предмет политической экономии// Избранные произведения: В 2 т.М.: Мысль, 1972.Т.1.

7. Саймон Г. Методологические основания экономики. Системные исследования.// Ежегодник.1989-1990-М.: Наука.1991

8. Тутов Л. Шаститко А. Предмет и метод экономической теории. М.: Теис.1997.

9. Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. М., 1997.

10. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА.2001.

11. Щеголевский В.А. Формирование современных доктрин предмета и метода экономической науки: Учебное пособие. М., 1998

 

 

 

 

Историческая ретроспектива вопроса о предмете и методе экономической науки.

 

Основные вопросы темы

Истоки экономической мысли. Определение предмета экономической науки различными мыслителями Древнего мира, учеными-экономистами, экономическими школами современности.

Материальный и формальный подходы к изучению предмета экономической науки в ходе эволюции мировой экономической мысли.

 

Содержание учебного материала

Историческое развитие экономических теорий базируется на определении предмета исследования той или иной экономической концепции, различными учеными-экономистами во все времена существования человеческого общества.

Цель данного модуля учебного пособия проанализировать различные подходы к определению экономической науки и, следовательно, определению границ ее предмета.

При определении предмета экономической науки с целью более полного и четкого осмысления принято выделять:

- сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

- объект исследования – экономические явления;

- субъект исследования – человек или группа людей, общество, государство, цивилизация;

- предмет исследования – жизнедеятельность человека, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В исторических рамках сформировались и сосуществовали, а также сосуществуют различные экономические школы. Обратимся к некоторым из них, которые характеризуют тот или иной этап развития экономической науки или то или иное направление в ней (см. табл.1.).

Экономическую науку принято относить к общественным дисциплинам, поэтому можно предполагать, что она, как и другие общественные дисциплины, имеет своим предметом человеческое поведение. Как отметил более ста лет назад Дж. Милль, определение науки не предшествует ее созданию, а формируется впоследствии, как критерий логики основополагания. «… Подобно городской стене оно, как правило, возводится не для того, чтобы окружить здания, которые будут построены впоследствии, а для того, чтобы огородить уже существующие.» (Mill J. S. Unsettled Questions of Political Economy)

Специфика экономической науки как науки о поведении индивидуума была осознана не сразу. Существует двухмерная характеристика, объясняющая развитие экономической науки в своей эволюции – это материальный подход и формальный подход к определению экономической науки.

 

Таблица 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

 

Материальный подход Формальный подход
Древний мир Мыслители Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции, Рима (до средних веков) Институционализм (19-20 века)
Христианство (средние века) Монетаризм и Неолиберализм (20 век)
Меркантилисты (16-17 века) Неоклассический синтез. Экономикс.(20век)
Физиократы (17-18 века) Кейнсианство и неокейнсианство. (20 век)
Классическая политэкономия (18-19 века) Экономическая теория конца 20 века
Социалисты-утописты (18-19 века) Экономисты-глобалисты (20-21 век)
Марксизм и его ортодоксальные теории (19-20 века)  
Историческая школа (19-20 века)  
Социально-правовая школа (19-20 века)  
Австрийская школа (19-20 века)  
Математическая школа (19-20 века)  
Неоклассическая школа политэкономии (20 век)  

 

Рассмотрим материальный аспект характеристики экономической науки. С экономико-антропологической точки зрения, в частности антрополога К. Поланьи, материальное, или содержательное, значение слова «экономический» состоит в том, что оно относится к взаимообмену человека с природой и социальной средой постольку, поскольку этот обмен снабжает его средствами для удовлетворения материальных потребностей.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Материальный подход

«Корни материальности» экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира.

Египет – одна из первых стран, на территории, которой разложение первобытнообщинного уклада привело к образованию государства. Формирование государства требовало строгой системы управления, учет материальных и трудовых ресурсов, земли. Таким образом, экономические труды мыслителей Египта, в частности «Поучение гераклиопольского царя своему сыну», «Речение Инусера» и др., сводились к объяснению «правил» государственного управления и руководства хозяйством.

Та же мысль развивается в Древнем Вавилоне, но уже в отличии от мыслителей Египта объектом экономической мысли становится частное хозяйство должностных лиц. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н. э.). Основная тема законов – установление экономических правил и норм рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных рабочих, а также создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».

В Древней Индии во многих индуистских текстах развивается концепция трех целей жизни человека – религиозного долга, материальной выгоды и чувственной страсти. Каждой из этих целей посвящена целая литература: наиболее известной книгой о долге (дхарме) являются «Законы Ману», о материальной выгоде (артхе) – «Артхашастра», а о любви (каме) – «камасутра». Общественным идеалом была хозяйственная самостоятельность, что четко формулируется в «Законах Ману», очевидно, экономическая независимость была одним из основных условий свободы и полноправия человека. «Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны.

Глава государства должен быть деятелем и устанавливать твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства – сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие. Земля представлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов, а непригодную для пахоты землю рекомендовалось использовать под пастбища.

Большое значение придавалось решению финансовых проблем государства. Руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель доходов», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Таким образом, доход государства складывался из собственной прибыли государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством, работало исправно, необходимо вести строгий документальный учет доходов и расходов, а царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

В «Артхашастре» находится отражение проблемы «стоимости вещей», где величина их стоимости определяется количеством «дней работы», а вознаграждение мыслится в строгом соответствии с результатами труда.

В программе экономической политики царя призывают развивать производительные силы, регулировать цены на товары, создавая товарные фонды и соблюдать активный баланс государственного бюджета за счет «увеличения доходов и снижения расходов». Таким образом, все это ведет к увеличению богатства государства. Исходя из данного положения, утверждается трудовая основа происхождения богатства, и необходимость регулирования процентов распределения прибыли между купцами и государством. Считалось также, что осуществление этих принципов позволит изжить классовую борьбу.

В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых выделялся Конфуций, проводилось различие умственного труда и физического, причем первый объявлялся монополией «высших слоев», а физический труд – удел «простолюдинов». Конфуций считал, что «должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить правителям». В случае крайней нужды в первую очередь, по его словам, можно отказаться, прежде всего от вооружения, только потом можно пожертвовать продовольствием, ибо с древности никому не удавалось избежать смерти; но если народ перестанет верить правителям, то государству не устоять.

Значительны успехи древневосточной мысли и в становлении конкретных экономических дисциплин (учете и анализа хозяйственной деятельности, статистики, аграрной науки, управления), которые получили дальнейшее развитие в эллинистический и римский период. Не следует забывать, что именно древневосточными мыслителями были сформулированы узловые положения, которые постоянно комментировались и развивались последующими показателями.

 

В работе Древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-345 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) – содержали идеи, многие из которых были положены в основу теорий современной экономической науки.

Современное слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия», что в переводе означает «наука о доме» или «искусство управления домом». Знаменателен еще один перевод этого термина – «домострой»: именно такое русское название получил самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных специально этой теме, - трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта (5-4 века до н. э.).

В центре трактата – описание образцового домашнего хозяйства афинского гражданина. Оно охватывает такие стороны быта, как распределение обязанностей между мужем и женой; обустройство домашних помещений и поддержание в порядке хозяйственных запасов; подбор управляющего и слуг, обеспечение их лояльности; производственные задачи земледельца – от обработки почвы и посева до уборки урожая. «Домострой!» Ксенофонта – это манифест здравого смысла и житейской мудрости. Здесь можно найти разнообразные наставления и советы.

Представления об экономике как единстве семейно-бытовых организационных производственно-технологических явлений гораздо шире современного. В обоих случаях речь идет о принципах разумного (рационального) хозяйствования.

Большую роль в развитие экономической мысли внес мыслитель Древней Греции Платон (5 век до н. э.). Он проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. В основе лежало учение о неделимых ценностях.

В докапиталистических обществах традиционный тип поведения был господствующим, но не единственным. Выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель (4 век до н. э.) был первым, кто предпринял анализ такого поведения. «Существует ли предел богатства?» - вот вопрос, которым задавался Аристотель и отвечал на него положительно. Он рассматривал богатство как «совокупность средств… необходимых для жизни и полезных для государственной семейной общины». Наличие богатства как раз и дает свободному человеку возможность заниматься достойными его делами – такими, как служение обществу или совершенствование науки и искусства.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Варрона (116-127 гг. до н. э.), Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Сенеки (4-65 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство, выступал против ростовщичества.

Христианство обозначило хозяйственную деятельность, в частности простой хозяйственный труд, необходимым и святым делом. Принцип цены социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или степени в христианском учении – Библии, а также в трудах Фомы Аквинского (1225-1274).

Все выше изложенное можно назвать лишь «предвестником» экономической науки, отдельные научные суждения, мысли, не имеющие в основе своей не претендующие на системность и всеобщий охват.

Как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая наука возникла в 16-17 веках. Это период становления современной хозяйственной системы – рыночной экономики, зарождение товарного производства, углубление общественного разделения труда, расширение внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения.

Данные экономические процессы нашли в трудах ученых, которых сегодня мы называем представителями первой экономической школы – меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства.

Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов – собственников-предпринимателей и наемных работников.

По оценке Кондратьева, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть» Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами меркантилистов, как-то:

1. золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;

2. регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

3. поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

4. протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

5. поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

6. рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.

Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статусы, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли – исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».

Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813-1814 гг. был аннулирован Статус о ремесленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский Закон о бедных.

Тем не менее, ярко выраженная протекционистская экономическая политика государственной власти времен меркантилизма, которая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на повышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально изменила роль торгового капитала в экономике. Дело в том, что при меркантилизме именном благодаря непосредственному участию купцов в национальной промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно перешла под их контроль. Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Ман (1571-1641). Его труды: «Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией», «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства» и Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621) его труд «Трактат по политической экономии».

Таким образом, меркантилизм как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:

- в качестве предмета изучения (экономического анализа) предпочитают рассмотрение проблем сферы обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства;

- в качестве метода изучения используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе внешних проявлений экономических явлений и исключающий возможность системного анализа всех сфер экономики;

- возникновение денег считают следствием искусственного изобретения людей, а сами деньги отождествляют с богатством;

- происхождение стоимости (ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и серебряных денег и их количеством в стране;

- повышение предложения труда увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;

- экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.

Вместе с тем эти и другие положения меркантилистской школы в экономической литературе традиционно характеризуют с учетом двух этапов в ее развитии – раннего и позднего. Такое деление на этапы обусловлено различиями в видении ранних и поздних меркантилистов путей достижения активного торгового баланса.

Учение Уильяма Петти (1623-1686) явилось как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической науке – политической экономии. Он удостоин внимания на том бесспорном основании, что был первым профессиональным экономистом и основоположником классической политической экономии в Англии. Его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682), «Политическая арифметика» (1683) и другие.

Судя по трудам У. Петти, предметом изучения экономической науки является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, видно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Другими словами, богатство нации есть сумма ее недвижимого и движимого имущества (включая серебряную и золотую монету).

Рассуждая об источнике богатства страны, он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать».

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причины, влияющие на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.

Также интересен взгляд У. Петти на богатство властителя.

По его мнению, оно состоит из трех основных частей:

1. богатство всех его подданных;

2. часть этого богатства, которая идет на общее благо;

3. части этой части, которыми властитель распоряжается по собственному усмотрению.

Поэтому богатство всех подчиненных – самое важное богатство. Чем оно значительнее, тем больше средств можно собирать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель.

Как представитель классической буржуазной политической экономии У. Петти выступал против привилегий, которыми пользовались монополисты и крупные землевладельцы, выдвигал требование «экономической свободы», высказывался за ограничение вмешательства государства в экономику.

И вообще, классическая буржуазная политическая экономия сделала большой шаг вперед, по сравнению с меркантилистами, они перенесли экономические исследования из сферы обращения в сферу производства и приступили к анализу его закономерностей.

Школа физиократов, или, как они сами называли ее «секта», возникла в середине 18 века во Франции. В названии школы нашла отражение центральная идея о природной силе земли как главном факторе богатства. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает власть природы. В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли и сельскохозяйственного производства.

Сами физиократы называли себя «экономистами» - так в середине 18 века впервые появился термин, возвестивший рождение новой профессии. Физиократы-«экономисты» были научной школой в узком и самом строгом смысле этого слова: это была группа людей, объединенная общими идеями и руководимая учителем-лидером. Таким лидером был Франсуа Кенэ (1694-1774) придворный врач французского короля Людовика 15. Круг Кенэ, ученики и пропагандисты его идей, принадлежали к элите тогдашнего французского общества. Основными представителями данной школы являются: Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781), Жан-Клод Гурне (1712-1759), Дюпон де Немур (1739-1817), Мерсье де ла Ривьер (1720-1793).

Методология анализа: естественное право.

Название школы говорит о том, что она стремится приблизить людей к природе, взяв за философскую основу естественное право.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал