Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любовно-кротко в сердце берегу.






А. Ахматова

О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!

А.С. Пушкин

 

Милая, верная, от века Суженая,

Чистый цветок миндаля,

Божьим дыханьем в любви разбуженная,

Радость моя, - Земля!

З. Гиппиус

 

Художественное произведение вбирает в себя множество поэтических средств, с помощью которых создаётся образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в трёх планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты).

 

III. Поэтический синтаксис

 

Повторы – стилистические признаки, присущие художественной речи.

Анá фора (в пер. с греч. - вынесение вверх, повторение)- единоначатие – приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф.

 

Только вечер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полёт,

Только кровь, что наполнила вены,

Закипающим гулом поёт.

Э. Багрицкий

 

Эпú фора (в пер. с греч. - повторение) – фигура, противоположная анá форе, повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

 

Там жених с невестой ждут, -

Нет попа.

А я и тут.

Там младенца берегут, -

Нет попа, а я и тут.

А. Твардовский

 

Градация (в пер. с лат. gradatio - постепенное возвышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

 

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

О. Мандельштам

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.

Б Пастернак

В данном примере градация сочетается с повторами (анафорой – до).

 

Эллипсис (в пер. с греч. - выпадение, опущение) – пропуск во фразе какого-либо слова. Легко подразумевающегося, чаще всего подлежащего или сказуемого.

 

Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня.

А.С. Пушкин

Инверсия (в пер. с греч. - перестановка) – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил.

А.С. Пушкин

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал