Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Любовно-кротко в сердце берегу.
А. Ахматова О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха! А.С. Пушкин
Милая, верная, от века Суженая, Чистый цветок миндаля, Божьим дыханьем в любви разбуженная, Радость моя, - Земля! З. Гиппиус
Художественное произведение вбирает в себя множество поэтических средств, с помощью которых создаётся образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в трёх планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты).
III. Поэтический синтаксис
Повторы – стилистические признаки, присущие художественной речи. Анá фора (в пер. с греч. - вынесение вверх, повторение)- единоначатие – приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф.
Только вечер да звонкая пена, Только чаек тревожный полёт, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поёт. Э. Багрицкий
Эпú фора (в пер. с греч. - повторение) – фигура, противоположная анá форе, повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Там жених с невестой ждут, - Нет попа. А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, а я и тут. А. Твардовский
Градация (в пер. с лат. gradatio - постепенное возвышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз. О. Мандельштам Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.
Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. Б Пастернак В данном примере градация сочетается с повторами (анафорой – до).
Эллипсис (в пер. с греч. - выпадение, опущение) – пропуск во фразе какого-либо слова. Легко подразумевающегося, чаще всего подлежащего или сказуемого.
Пороша. Мы встаём и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня. А.С. Пушкин Инверсия (в пер. с греч. - перестановка) – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. А.С. Пушкин Лишь музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах.
|