Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V Позиция автора.
Обычно говорят о двух основных творческих методах, берущих свое начало еще в эпоху античности: романтизме и реализме. Но бытует и точка зрения о ряде последовательно развивающихся друг за другом, сформированных социально-экономическими и духовно-культурными условиями методов. Это:
· классицизм;
· сентиментализм;
· романтизм;
· реализм;
· натурализм;
· модернизм;
· социалистический реализм;
· постмодернизм.
Название
метода.
| Зарождение
метода. Где и когда?
| Философ-ские основы. Художест-венные идеи.
| Основные образы.
| Особен-ности
поэтики.
| Предста-вители метода.
| Классицизм
Сентимен-тализм
Романтизм
Критический
реализм.
Натурализм
Социалистиче-ский реализм
Модернизм
(сюрреализм и др.)
Постмодернизм.
| Франция.
Абсолютизм17 век.
Англия.
Зарождение
буржуазии.
18 век.
Германия.
Феодальная
раздроб-ленность.
Нач.19 века.
Россия.
Крепост-ничество
20-егоды 19 века.
Франция.
Рубеж веков.
Кризис буржуаз-ность.
Россия.
Максим
Горький
“Мать”-
первое произведе-ние соц.реали-
зма.
Европа.
Рубеж веков.20 век.
Конец хх –ого века.
В России –пере-строечный период 80-90-е годы.
| Рационализм
Декарта.
Приоритет разума над чувством.
Служение государству.Разоблачение глупости.
Сенсуализм
Локка.
Приоритет чувств над разумом
Близость
к природе.
Влюблен-ность.
Внимание к “простому” естественно-му человеку.
Субъек-тивный и объективный идеализм.
Гегель.Кант.
Двоемирие.
Духовная природа отношений.
Борьба Добра и Зла.
Кризис идеализма.
Идеи “реальной критики”.
Белинский.
Писарев.
ДетерминизмЧеловек обусловлен средой.
Позитивизм.
Отчасти марксизм.
Марксизм-
ленинизм.
Теория
“отражения”.
Историче-ский оптимизм.
Иррациона-лизм.
Экзистенциализм.
Интертекс-туаль-ность.Мир как хаос.Мир как текст.
| Положи-тельные (верность королю и отечеству).Отрица-тельные
(глупцы,
эгоисты).
Героини-влюблен=ные и обманутые в чувствах девушки,
бедные, но благород-ные молодые люди.
Человек-бунтарь
(активный романтизм)
человек-созерцатель, мечтатель
(пассивный
романтизм)
Духовные
Авторитеты.
Природа.
Типичный представи-тель среды.
“Малень-кий человек”.
“Лишний человек.”
“Турге-невская девушка”
Циники.
Алкого-лики
Нищие люди.
Фи-зиология чувств.
Человек труда.
Народ как
Творец истории.
Пролета-риат как гегемон революции.
Человек
потревоженного сознания, ситуации.
Смерть автора и традиционного героя.
| Регламен-тация стилей, по-этики, жан-ров: высо-кие(траге-дия), низкие(комедия).
Жанр письма,
дневников.Исповедь.
Зачатки психоло-гизма.
Поэтика контраста.
Сравнения.Метафоры.
Сюжет разлада мечты и действи-тельности.
Точность и меткость языка.
Типич-ность образов и сюжетов.
Оттсут-ствие авторской позиции.
Пози-тивизм изображе-ния.
Поэтика соц.реали-зма., романтисеские тенденции, много-образие поэтиче-ских форм при единстве метода.
Метафоричность.
Поток сознания.
Цитиро-вание, пародия.Мета-рассказ.
| Корнель,
Расин,
Мольер,
Фонвизин.
Смолетт.
Гольдсмит.
Руссо.
Карамзин.
Гете,
Гейне,
Байрон,
Гофман,
Лермонтов
(“Демон”).
Пушкин
Толстой
Чехов
Т.Манн.,
Бальзак.
Гонкуры.
Золя…
Горький
Леонов
Маяков-ский
Шолохов
Кафка
Джойс,
Ионеску
России-
Пелевин.
Сорокин,
Пригов...
| | | | | | | | С понятием художественного метода нельзя путать художественные направления ( тенденции в творческом постижении действительности, например: символизм, футуризм.акмеизм в русской поэзии 20 века ) и течения ( тематические или стилистические, например: “деревенская проза” в советскойлитературе).
Вы познакомились с основными разделами курса “Введение в литературоведение”. Желаем Вам успеха на пути постижения простой и сложной науки ч т е н и я и о с м ы с л е н и я прочитанного.
Использованная литература.
v Краткая литературная энциклопедия”, М., Сов.Энциклопедия, 1967.
v Хрестоматия по теории литературы, М., «Просвещение», 1982
|