Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не добела раскалена,
И всё-таки ещё белеет Ночь над Невою. Ум болеет Тоской и негой молодой. Когда о купол золотой луч разобьётся предрассветный И лето входит в Летний сад, Каких наград, каких услад Иных просить у жизни этой? 1978
Перед нами поэтическое описание белой ночи в Ленинграде (учитывая дату написания). Налицо метафорическое видение поэтом действительности, тонкое лирическое переживание ночного летнего пейзажа. Каковы средства создания художественного эффекта? Фонетические: белеет – болеет (ассонанс) Сад – услад (аллитерация) Морфемные: нет. Лексические: нега (устар.), услады (устар.) Сравнения: нет. Метафоры: ночь раскалена, луч разобьётся о купол, просить у жизни; Оксюморон: добела раскалена; Олицетворение: лето входит в Летний сад; ум болеет; Эпитеты метафорические: нет Эпитеты изобразительные: тоской и негой молодой (изобразительно-метафорические, ср. молодой человек, молодой задор), купол золотой, луч предрассветный; Эпитеты лирические – нет Поэтический синтаксис: повторы и градация - каких наград, каких услад, инверсия: просить у жизни этой. Метонимия: ум болеет, каких наград, каких услад иных просить. Риторические приёмы: риторический вопрос: каких наград, каких услад иных просить у жизни этой?
Короткое стихотворение исполнено метафорической иносказательности: два олицетворения, три метафоры. Оригинален поэтический синтаксис, он создаёт неповторимую интонацию стихов Беллы Ахмадулиной.
Роды, жанры и виды литературы.
Понятие рода – одно из основополагающих в литературоведении. Упоминание о нем мы встречаем еще в трудах Аристотеля. Именно он делил всех творцов на «серьезных» и «легкомысленных» по отношению их к предмету изображения. К «серьезным» относил эпиков в силу того, что они создают объективную картину мира. Таков великий Гомер. К «легкомысленным» древнегреческий ученый причислял поэтов- лириков за то, что те субъективны и говорят только о своих переживаниях. В настоящее время споры о литературном роде несколько поутихли. Почему? Скорее всего, потому, что нынче наблюдается полное смешение стилей и жанров, а при этом писателю весьма трудно сохранить и чистоту родовых признаков в своих произведениях. Профессиональному филологу важно представлять себе иерархию родов, жанров, и видов в литературе (и в других видах искусства). Понятие рода – наиболее общая категория. Она предполагает деление произведений литературы по способу изображения того или иного предмета или явления.Важно то, какую позицию по отношению к изображаемому человеку и миру в целом занимает художник слова. Видит ли он действительность как бы со стороны или пропускает мир через свои чувства, пытается постигнуть законы бытия с помощью изображения конфликтных ситуаций и отношений или создает медитационные картины лирического восприятия жизни. Род указывает на природу отношения писателя к миру и способ постижения этого мира средствами литературного творчества. Жанр -это способ реализации замысла художника с учетом избранного родовой принадлежности. Вид в литературе скорее всего может быть отнесен к так называемой содержательной форме. В виде воплощается задуманное писателем, находит свое единственное конечное завершение. Предлагаем Вашему вниманию таблицу, помогающую разобраться в содержательном аспекте изучаемых категорий и понятий.
Жанры и виды литературы.
Вид –это модификация жанра и рода.
Из статьи В.Г.Белинского “Разделение поэзии на роды и виды “
|