Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не добела раскалена,






И всё-таки ещё белеет

Ночь над Невою.

Ум болеет

Тоской и негой молодой.

Когда о купол золотой

луч разобьётся предрассветный

И лето входит в Летний сад,

Каких наград, каких услад

Иных

просить у жизни этой?

1978

 

Перед нами поэтическое описание белой ночи в Ленинграде (учитывая дату написания). Налицо метафорическое видение поэтом действительности, тонкое лирическое переживание ночного летнего пейзажа.

Каковы средства создания художественного эффекта?

Фонетические: белеет – болеет (ассонанс)

Сад – услад (аллитерация)

Морфемные: нет.

Лексические: нега (устар.), услады (устар.)

Сравнения: нет.

Метафоры: ночь раскалена, луч разобьётся о купол, просить у жизни;

Оксюморон: добела раскалена;

Олицетворение: лето входит в Летний сад; ум болеет;

Эпитеты метафорические: нет

Эпитеты изобразительные: тоской и негой молодой (изобразительно-метафорические, ср. молодой человек, молодой задор), купол золотой, луч предрассветный;

Эпитеты лирические – нет

Поэтический синтаксис: повторы и градация - каких наград, каких услад, инверсия: просить у жизни этой.

Метонимия: ум болеет, каких наград, каких услад иных просить.

Риторические приёмы: риторический вопрос: каких наград, каких услад иных просить у жизни этой?

 

Короткое стихотворение исполнено метафорической иносказательности: два олицетворения, три метафоры. Оригинален поэтический синтаксис, он создаёт неповторимую интонацию стихов Беллы Ахмадулиной.

 

 

Роды, жанры и виды литературы.

 

Понятие рода – одно из основополагающих в литературоведении. Упоминание о нем мы встречаем еще в трудах Аристотеля. Именно он делил всех творцов на «серьезных» и «легкомысленных» по отношению их к предмету изображения.

К «серьезным» относил эпиков в силу того, что они создают объективную картину мира. Таков великий Гомер. К «легкомысленным» древнегреческий ученый причислял поэтов- лириков за то, что те субъективны и говорят только о своих переживаниях.

В настоящее время споры о литературном роде несколько поутихли. Почему? Скорее всего, потому, что нынче наблюдается полное смешение стилей и жанров, а при этом писателю весьма трудно сохранить и чистоту родовых признаков в своих произведениях.

Профессиональному филологу важно представлять себе иерархию родов, жанров, и видов в литературе (и в других видах искусства).

Понятие рода – наиболее общая категория. Она предполагает деление произведений литературы по способу изображения того или иного предмета или явления.Важно то, какую позицию по отношению к изображаемому человеку и миру в целом занимает художник слова. Видит ли он действительность как бы со стороны или пропускает мир через свои чувства, пытается постигнуть законы бытия с помощью изображения конфликтных ситуаций и отношений или создает медитационные картины лирического восприятия жизни.

Род указывает на природу отношения писателя к миру и способ постижения этого мира средствами литературного творчества. Жанр -это способ реализации замысла художника с учетом избранного родовой принадлежности. Вид в литературе скорее всего может быть отнесен к так называемой содержательной форме. В виде воплощается задуманное писателем, находит свое единственное конечное завершение.

Предлагаем Вашему вниманию таблицу, помогающую разобраться в содержательном аспекте изучаемых категорий и понятий.

 

 

  Эпос как род Лирика как род Драма как род
Способ изображения Объективность внешнего мира Субъективность лирического героя Конфликт: сочетание объективного и субъективного
Главное в сюжетосложении Событие и проявляющиеся в нем характеры (судьбы) Внутреннее переживание событий внешнего мира Конфликт как проявление закономерности жизни
Композиц. особенности Тома, главы, части, эпизоды… Циклы стихов Действия, сцены явления, ремарки.
Классические примеры литературных произведений Л. Толстой “Война и мир” Н.Гоголь “Тарас Бульба” А. Блок “Кармен” А.Пушкин “Я вас любил…” А.Островский “Гроза”, А.Чехов Чайка”.

 

Жанры и виды литературы.

 

Эпические жанры (идейно-тематический принцип деления) Лирические жанры (деление по характеру медитации) Драматические жанры (в основе деления – эстетическое содержание)
Национально- исторический(“Судьба человека” М..Шолохова) Гражданская(или патриотическая) лирика А.Пушкин “Чаадаеву”. Трагедия как невосполнимая утрата ценностей. В.Шекспир “Гамлет”.
Нравственно- бытовой(“Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Н.Гоголя) Интимная лирика (лирика любви и дружбы) С.Есенин “Письмо к женщине”. Комедия как временное торжество несовершенства. Мольер "
Романический(“Анна Каренина) Природная лирика С..Есенин “Белая береза” Драма как не угрожающий основам бытия конфликт.
----------- Философская лирика Ф.Тютчев “Природа –сфинкс…”  

 

Вид –это модификация жанра и рода.

  ЭПОС как род Эпопея “Тихий Дон” М.Шоло-хова. Роман “Анна Каренини” Л.Толс-того Повесть “Капитан-ская дочка” А.Пуш-кина Рассказ “Толстый и тонкий” А.Чехова. Басня. “Квартет” Крылова Очерк. “Лев Толстой, ” Горький.    
ЛИРИКА как род. Стихотво-рение. “Пророк, ” А.Пушкин   “Незнакомка”, А.Блок..   Эллегия. “Эллегия” А.Некра-сов. “Брожу ли я средь улиц шумных”А.Пушкин. Ода. Оды Ломоносова,   Держа-вина. Сатира. Сатиры Канти-мира Гимн. Эпитафия Эпиграм-ма.Дифи-рамб. Панеги-рик. Античная Лирика.  
ДРАМА как род Пьеса “Чайка” Чехова. Сцены(а) “Мещане” Горького. Водевиль. (комедия с переодеванием) Миракль. Мистерия.   Средневе-ковый театр. Интерме-дия.  
                                     

Из статьи В.Г.Белинского “Разделение поэзии на роды и виды

 

 

Определение поэзии. Отличие поэзии от других видов искусств. Характеристика эпической поэзии Характеристика лирической поэзии Характеристика поэзии драматической.. “Поэзия есть высший род искусства”Другие виды искусства более стеснены и ограничены тем материалом.посредством которого реализуется замысел..(архитектура, скульптура ограничены застывшими формами).Возможности живописи богаче, ей доступен весь человек и даже его внутренний мир, но живописец изображает только один момент бытия.Музыка ограничена лередачей звуков, которые много говорят душе, но ничего ясно не говорят уму. “Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть извук, и картина, и определенное ясно выговариваемое представление.”. 1.Смысл осуществляется во внешнем. 2Не видно поэта, мир рзвивается сам собою, поэт является только повествователем. 1.Всякое внешнее явление здесь есть результат деятельности внутренних сил. 2.”Это царство субъективности, это мир внутренний мир начинаний, остающийся в себе и не выходящий наружу”. 3 Личность поэта оказывается на первом плане и мы все принимаем и понимаем через нее. 1.Здесь внутреннее идеальное(субъективное) становится внешним реальным (объективным). 2.”…мы видим процесс начала и возникновения этого действия из индивидуальных воль и характеров…Это высший род поэзии и венец искусства…”.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал