Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игровые модели в экономике
Теория игр – раздел математики, моделирующий конфликтные ситуации, т.е. ситуации, когда рассматривается взаимодействие сторон с несовпадающими интересами. Теория игр является математической теорией принятия решений при целенаправленном воздействии среды. Она предназначена для выработки рекомендации по рациональному поведению участников конфликта. Формальное описание предполагает: · задание множества участников конфликта; · задание множества контролируемых ими параметров; · формулировка правил, по которым производится отбор и оценивается возможная эффективность действий участников. Цели противодействующих сторон не обязательно должны быть антагонистическими. Конкретное описание конфликта осуществляется путём задания определенных специальных правил. Такими правилами являются: 1) возможные действия игроков; 2) состав информации о действиях других игроков и об условиях, в которых происходит игра; 3) оценки качества действий каждого из игроков. Партия представляет собой фиксированный вариант реализации игры при неизменных правилах и складывается из отдельных ходов, принимаемых противоположной стороной. Поведение каждой из оперирующих сторон характеризуется стратегией. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе игрока в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры. Оптимальная стратегия – стратегия, которой при многократном повторении игры партии обеспечивается максимальный выигрыш или минимальный проигрыш. Предполагается, что противник рационален и его действия направлены на обеспечение своего выигрыша. Обычно используется так называемый матричный подход для описания конфликтной ситуации. Предположим играют 2 человека – А и В. Будем характеризовать результат каждого хода ценой. Построим таблицу выигрышей, которая называется платежной матрицей А: В α = max α i = max min aij – нижняя чистая цена I i j β = min β j = min max aij – верхняя чистая цена J j i α = β = ν aij - выигрыш или проигрыш (i = 1…m; j = 1…n). Если нижняя и верхняя чистые цены совпадают, то игра называется игрой с седловой точкой (ν). Если противники А и В рациональны, то они не допускают отклонения от своей стратегии или выгодно придерживаются нулевой суммы. И игра решаема в чистых стратегиях. Если нижняя и верхняя цены не совпадают, у противника остается возможность использовать так называемые смешенные стратегии. При игре с ненулевой суммой игроки выбирают наилучшие стратегии для себя с большей вероятностью. Кроме биматричных игр существуют и коалиционные игры, которые способствуют объединению игроков, отстаивающих интересы коалиции (например, Украина). В случае, когда результаты того или иного хода неизвестны, то говорят об игре в условиях неопределенности. Для принятия решений вусловиях неопределенности игроки используют те или иные критерии, которые позволяют оптимизировать результаты игры:
1) Критерий Вальда. Это критерий крайнего пессимизма. Принимающий решение считает, что какую бы стратегию он ни выбирал, природа реализует свое наихудшее состояние. В наилучших условиях принимающий решение находит наилучший выход. α = max α i = max min aij (i = 1…m; j = 1…n). I i j 2) Критерий Сэвиджа. Этот критерий основан на принципе минимизации максимального риска. Сэвидж предложил рассматривать не платежную матрицу с ценой, а матрицу риска. Риском rij (i = 1…m; j = 1…n) принимающего решение называют разницу между тем выигрышем, который он бы получил, если бы знал, какое состояние реализует природа, и его реальным выигрышем. rij = max aij - aij (i = 1…m; j = 1…n), i S = min Si = min max rij. I i j 3) Критерий Гурвица. Это критерий пессимизма-оптимизма. Наилучшей является стратегия Aij, соответствующая числу ā i: ā i = γ min aij + (1- γ) max aij (0≤ γ ≤ 1); j j Значение параметра γ задает принимающий решение на основании своего опыта. Если γ = 1, то критерий Гурвица преобразуется в критерий крайнего пессимизма. Если γ = 0, то получаем критерий крайнего оптимизма. Игровые модели находят широкое применение при проведении операций на фондовом рынке.
|