Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гендерные различия в музыкальной культуре
Исследования, связанные с гендерными различиями, вызывающие живой интерес ученых самых различных областей знания вот уже более полувека, почти никогда не обособлялись в специальную нишу в области музыкологии, хотя проблема гендера в музыкальной культуре так или иначе всегда присутствовала в работах музыкальных ученых самых различных направлений – от фольклористов и этномузыкологов до представителей так называемого классического музыковедения, а также в работах последних двадцати лет, относящихся к сфере популярной музыкальной культуры. Собственно художественный язык того или иного вида творчества всегда с трудом поддавался разделению на «мужское-женское», поэтому понятий «женский» или «мужской» язык так и не сложилось, например, в архитектуре, живописи и скульптуре, музыке, да, в общем-то и в литературе, хотя в 1980–1990-е гг. Ролан Барт и Жак Деррида и поставили вопрос о специфике женской субъективной репрезентации в культуре. Упомянутые ученые выдвинули проблемы специфики женских типов дискурса, письма и текста[51]; появляются понятия «женский язык», «женское письмо», «женский… текст и т. п.» [66, с. 20]. В конце 1980-х гг. при Международном совете по традиционной музыке была создана рабочая группа по исследованию гендера и музыки, которая организовала ряд мероприятий, например, международный фестиваль «Композиторы-женщины вчера и сегодня», научный конгресс «Женщина в музыке» и т. п. В 1990 г. в серии «Межкультурные музыкальные исследования» этой же группой был выпущен сборник научных трудов «Музыка, гендер и культура» [348], где освещались проблемы гендера в музыкальной культуре Швеции, Финляндии, Словении, Югославии, Турции, Алжира, Либерии, Таиланда, Китая, Тропической Африки и пр. Все это был типичный этномузыкологический материал, в котором исследователи весьма осторожно подходят к гендерным проблемам в музыке, ограничиваясь в основном освещением социокультурной стороны функционирования мужского и женского творчества: где, когда, по какому поводу, манера игры на инструменте или пения, тип сценического костюма, характер взаимоотношения со зрителем и т. п. Что же касается собственно музыкального текста той или иной звуко-музыкальной традиции, то попытки выявить в нем отражение гендерных стереотипов выглядят весьма беспомощно. Все сводится, как правило, к констатации характеристик женского или мужского голосов, особенностей чисто физиологических приемов игры на инструменте или пении и т. п., т. е. всего того, что и так в женском или мужском исполнении само собой разумеется.
|