Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование техники
Одним из элементов сценария являются прямые указания сценариста по технике выполнения той или иной его части. Усиление речи. Сценарист может использовать радио как возможность ведения вечера без выхода ведущего на сцену. Голос за сценой (в микрофон) подчас дает больший эффект, как бы выступает в роли невидимого комментатора всего, что происходит на сцене. Некоторые авторы сценариев тематических композиций и вечеров используют микрофон для сопровождения фрагментов фильмов новым, злободневным текстом. Таким образом, сценарист делает технические средства дополнительными выразительными средствами драматургии. Звукозапись и радиоаппаратура дают возможность широко использовать музыку и шумы, фонограммы выступления известных государственных и политических деятелей, деятелей науки, культуры и искусства. Вспоминается вечер в студенческом клубе, построенный на фонограмме обращения известного ученого к молодежи. Голос прерывался сценическими выступлениями, воспоминаниями об этом ученом, фильмами. Это только некоторые приемы использования радио и звукозаписи. Сама звукозапись позволяет предварительно записывать голоса, накладывать речь на шумы, речь на музыку, создавать с помощью различной скорости при записи эффект кукольных голосов и т. д. Кинопроекция. Благодаря кино можно ввести в сценарий материал, снятый далеко за пределами клуба, города, республики. Здесь документальные, научно-популярные и художественные фильмы, мультипликация — словом, весь фонд прокатных организаций. По условиям проката клубный работник не имеет права вырезать необходимый ему сюжет. Фильм нужно вернуть без склеек. Но имея киноустановку из двух постов, всегда можно, предварительно просмотрев материал, составить вместе с киномехаником сценарий, отобрать подходящие фрагменты, установить наиболее интересную последовательность их демонстрации. Киномеханик зарядит фильм с начала выбранного фрагмента, второй фрагмент заготовит на другом кинопроекторе и успеет во время демонстрации вставить новый сюжет в освободившийся пост. Сценаристы привлекают и местных кинолюбителей, иногда дают им конкретное задание. Просматривая фильмы и отбирая материал для вечера, составьте на бумаге краткую запись включенных в сценарий сюжетов, обязательно укажите подробно, где начало и конец фрагмента (изображение и текст), чтобы иметь возможность соединить их точно по смыслу со сценическим действием. Особое внимание важно обратить на приемы введения в сценическое действие киноматериалов. Каждый раз это должно быть оправданным, не вызывать раздражения у публики, так как природа сценического искусства и искусства кино различна и восприятие нового элемента требует психологической перестройки. Киноматериалы включаются в сценарии либо в обычном варианте, либо только изображение или только звуковая фонограмма. Кинолюбители могут помочь перенести на экран дейст вие, происходящее на сцене, или дополнить его интересам местным материалом. Диапроекция. Она дает большие возможности драматургу: в документальных и научно-популярных жанрах позволяет быстро вводить в действие графические и живописные элементы. Схемы, диаграммы, карты, планы, рисунки, портреты, фотографии, слайды, диафильмы, чертежи, меняясь на экране, помогают сценаристу более наглядно раскрыть свой замысел. Диапроекция, если по условиям сцены ее удастся поставить за экраном, при большом увеличении вообще способна заменить декорацию и оформление. Действие может моментально перенестись в любую эпоху, любой край земли даже на любую планету, а сценарист совсем перестанет зависеть от трансформации сцены, что обычно очень сковывает развитие действия. Если не требуется передавать на экране динамические асы, движение объектов или движущуюся точку восприятия (приближение к объекту, удаление от него, съемку с движения), лучше воспользоваться не кинематическим, а фотографическим способом. Диапозитивы, диафильмы, слайды могут дать не меньший эффект. У этого вида проекции есть свои преимущества: ведь кадр практически держится на экране неограниченное время. Отсюда возможность длительного рассматривания, введения пояснительного текста любой продолжительности. А с помощью двух-трех проекторов нетрудно сравнить, сопоставить документы, иногда дать проекционный фон для сцен, эпизодов или всего вечера. Кроме того, фотографический способ получения изображения более дешевый, здесь легче применить цветное изображение. Наиболее распространенной формой использования в рабочем клубе диапроекции является светозвуковая газета. В ней находят место не только фотографии, но и весь арсенал средств радиовещания (записи текстов, репортажей, выступлений, музыка, шумы). В сценарии намечаются объекты съемок и все звуковое сопровождение. Об использовании светозвуковой газеты в клубе, ее сценарии говорилось в предыдущих главах. Световые эффекты. Помимо обычной общей освещенности сцены, часто дают большой эффект локальный свет и цветные фильтры, которые помогают создавать определенные смысловые и композиционные элементы вечера. Так, сценическую площадку можно распределить на участки, и действие станет параллельно или последовательно развиваться в разных частях сцены. Если направить световой луч в ложу или на балкон, в проход между рядами, привлекается внимание к новому эпизоду сценарий. Драматургическим приемом является также частичное или полное затемнение сцены. Это самые элементарные примеры. Цветной свет придает смысловое звучание какой-либо сцене или эпизоду. Например, вспыхнувший сбоку или из-за кулис красный свет станет символом революционных событий. Зеленый свет в аллегорическом сюжете подчеркнет отживающее, омертвевшее, голубой свет на заднике поможет условно передать небосвод или морскую гладь. Иногда стоит усложнить световую партитуру, создать с помощью осветительной аппаратуры на белом заднике теневой эффект и включить в арсенал своих изобразительных средств не только живых участников, но и тени. Теневой театр известен уже издавна, и его опыт, переосмысленный современным сценаристом, дает богатые дополнительные возможности в разработке различных сюжетов. Прожекторы при необходимости можно сфокусировать так, чтобы на сцене получилась форма круга, квадрата, овала, звезды. Все это помогает мгновенно переносить дей- ствие в другое, условное место. Известны световые эффекты падающего снега, звездного неба и многие другие. Механизмы сцены. Их также следует иметь в виду, разрабатывая сценическое действие. Занавес, кулисы, падуги, раздержки второго и третьего плана, колосники и штанкеты, поворотный круг, блоки для подвесок, опускающийся и поднимающийся киноэкран—все это можно использовать в сценарии как драматургические средства. В выступлениях агитбригад распространены, например, такие приемы: персонажи возносятся «на небо», проваливаются сквозь землю, таинственно растворяются в воздухе. В одном из клубов с помощью металлической конструкции перфорированного киноэкрана, которая на просвет дает эффект стартовой площадки ракетодрома, имитировали световыми и звуковыми средствами взлет космической ракеты, не прибегая ни к каким дополнительным элементам оформления. В другом клубе при ремонте сцены обратили внимание на то, что кирпичная кладка стен сценической коробки напоминает заводские корпуса, и однажды на тесном вечере, сняв всю одежду сцены, построили все действие как бы у стен завода. Но это редкие случаи использования особенностей сцены. Чаще всего приходится задумываться над тем, разместятся ли на сцене намеченные коллективы художественной самодеятельности, музыканты с инструментами, останется ли место для кинопроекции и других компонентов вечера. А еще чаще надо решить, как незаметно, не теряя; убрать со сцены рояль, стол со стульями, перестроить композицию станков или подставок для хора. Вот здесь-то и приходит на помощь знание сцены. Полезный совет дадут опытный режиссер или машинист они подскажут, что возможно и неосуществимо в данных условиях. Конечно, не имеет смысла закладывать в сценарий подробности, которые нельзя реализовать. Поэтому, прежде чем приступить к подготовке сценария, его автор должен как следует познакомиться со всеми возможностями клуба. О творческом использовании возможностей клуба. Вполне правомерен вопрос: насколько успех сценария зависит от технических средств клуба? Возьмем для примера клуб, в котором нет ничего, кроме сценической площадки, дежурного света, зрительного зала и фойе. Отсутствуют даже кинопроекция и звукоусилительная аппаратура. Сценаристу нужно прежде всего реально подсчитать, чем он располагает. В его распоряжении выразительные средства многих клубных жанров и различных видов искусства. Можно построить сценарий в расчете на ораторское искусство, документальные и драматические диалоги, художественное слово, элементы живописи и архитектуры в оформлении сцены, костюмы, пантомиму, хоровое искусство, хореографию, вокал, музыкальные номера, спортивные выступления, массовые сцены, шествия, новые гражданские ритуалы, народные обряды, фольклорные элементы, массовые игры, конкурсы, аттракционы, бальные и современные танцы. Эти элементы, если их интересно использовать, дают в сочетании богатые возможности раскрытия многих тем и разработки многих жанров клубной драматургии. Сценарист должен в этом случае так построить свой замысел, чтобы зритель, увлеченный действием, не замечал отсутствия некоторых технических элементов. Ведь подчас и в хорошо оснащенных театрах сознательно (это даже стало современной традицией) не используются дорогостоящие декорации и костюмы, все решается двумя-тремя деталями, остальное компенсируется массовыми сценами, словом, песней и музыкой (чаще всего одна гитара или небольшой инструментальный ансамбль). А ведь совсем недавно в наших театрах затрачивались огромные суммы на технику, бутафорию, костюмы, декорации, реквизит.
|