Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монолог. Еще одним элементом сценария является его текстовая часть, и прежде всего наиболее распространенная в клубе ее форма — монолог






Еще одним элементом сценария является его текстовая часть, и прежде всего наиболее распространенная в клубе ее форма — монолог. Она звучит на встречах с передови­ками производства, тематических вечерах, в устных жур­налах, является основой театрализованных представлений (репризы ведущих, фельетоны, комментарии, стихи, песни, монологи, объявления номеров). Мастерство сценариста заключается здесь не только в чувстве слова, умении точно выразить мысль, но и в умении подготовить текст для определенного выступающего или исполнителя, передать характер человека или условного образа, подчеркнуть эмо­циональную сторону речи, особенности жанра.

Чаще всего клубному работнику приходится иметь дело с подготовкой выступлений на документальных вечерах. Неодинаковые возможности выступающих требуют и раз­личного подхода к текстам.

Подготовка текста выступающих. Некоторые клубные работники, готовя выступающих к вечеру или передаче местного радио, дают им уже написанные тексты. Это бы­вает оправдано только в немногих случаях. В основном же надо работать с выступающими иначе. Они могут вести свой рассказ по предварительно составленному конспек­тивному плану, например, такому: «Песня проходит через всю мою жизнь. Детство. Первая встреча с песней. Я пробую петь. Меня не принимают в вокальный кружок.

Знакомство с руководителем хора. Я — солистска хора. Работа с педагогом-вокалистом. Первые концерт».

Важно стараться привлекать к выступлениям людей, владеющих приемами устной речи, умеющих говорить не только правильно, но и ярко, образно. Следует учитывать, что текст самого замечательного, самого «гладкого» устно­го выступления» может оказаться на бумаге бледным, ко­рявым и даже недостаточно стройным. Его хочется отре­дактировать, «привести в порядок». До стоит только снова прослушать это выступление в записи на пленку, как все сразу становится на место и кажется совершенно необхо­димым и оправданным.

Что же такое текст для выступающего на трибуне, на сцене, по радио? Это своего рода речевая партитура, до­вольно несовершенная и поэтому всегда требующая особой проверки на слух. Наличие такого текста позволяет зара­нее отделать речь в деталях, оказав, таким образом, по­мощь автору. Кроме того, текст-партитура дает возмож­ность привлекать к выступлениям гораздо более широкий круг людей, владеющих искусством чтения, но не обладаю­щих литературным дарованием.

Как известно, партитуры бывают различной сложности, рассчитаны на исполнителей с неодинаковой подготовкой. Речевую партитуру тоже можно строить, только когда зна­ешь, кто будет ею пользоваться. К материалу для выступ­ления человека, не обладающего навыками непринужден­ного чтения, и диктора или чтеца-специалиста, требования далеко не одни и те же. В то же время необходимо помнить, что общими для всех выступающих являются ленинские требования правдивости, ясности, четкости, простоты выражения мысли. Язык и стиль выступлений формируются в борьбе с банальными, штампованными оборотами речи, с засорением ее ненужными, чужими для русского языка словами, употребляемыми без надоб­ности.

Своеобразие устной речи. При подготовке текста вы-

ступающих следует учитывать, что в устной речи есть мно­го особенностей. Одну и ту же мысль для чтения и слушания надо выражать по-разному. Слово здесь звучит одно мгновение.

Не уловив смысла незнакомых слов, слушатель пере­станет понимать выступление, считая, что оно рассчитано не на него. Поэтому следует осторожно вводить новые, ма­ло знакомые по своим корням слова, специфические тер­мины, подробно объяснять их значение. В письменной речи можно использовать имеющиеся сноски или, перечи­тав фразу, установить ее смысл и из контекста получить представление о непонятном слове. В устном же выступ­лении этого сделать нельзя.

С расширением грамотности в устную речь все больше входит книжная лексика. Но есть еще много слов, которые все же сохраняют специфический книжный оттенок, их лучше избегать в тех случаях, когда особенно желательна непосредственная устная речь.

Резко заметно в устной речи, гораздо больше, чем в печатном слове, злоупотребление терминологией. Поэтому в большой аудитории для передачи научных понятий обыч­но широко используют описательные средства.

В практике бывает немало случаев, когда клубные работники, не считаясь с особенностями устной речи, выхо­лащивают ее, лишают естественности. Конечно, нужно по­правлять выступающего при предварительном прослуши­вании, если он отходит от намеченного плана или коверка­ет слова. Можно просто отказаться от такого оратора. Но в устном выступлении недопустимы сухой, казенный текст. Желательно, чтобы в нем нашел отражение процесс воз­никновения и развития мысли. Это связано с некоторыми моментами, не приемлемыми для печатного слова.

Непосредственность речи проявляется в построении фразы, подборе слов, использовании специфических оборо­тов. Одно из самых типичных явлений в устной речи — пе­ребой конструкции предложения, как правило, вызванный

поисками более удобного построения фразы. Некоторые моменты таких Поисков конструкции можно сохранить.

Рассмотрим для примера текст странички устного жур­нала «Ультразвук в природе и технике».

«Оказывается, что, скажем, если мы возьмем какой-то определенный вид комаров, то слуховой аппарат у них устроен так, что самец слышит только звуки самки; и не слышит звуков, издаваемых другими самцами. А самка, наоборот, может воспринимать звуки самца и не воспри­нимать других самок. И вот это, собственно, обстоятельст­во помогает им встретиться...».

«Оказывается, что, скажем, если» — это поиски струк­туры предложения. Они продолжаются и дальше: «если мы возьмем, то слуховой аппарат у них устроен...» и т. д. Ме­жду тем мысль совершенно ясна и выражена очень точно.

В непосредственной речи фраза иногда как будто уже должна закончиться, но мысль развивается дальше, и в предложении возникают добавления, повторы.

«...Уже вышли из прикрытия, мы за ним, нельзя отста­вать. И вот как только мы вышли из прикрытия, так тут тигр бросил собак и как будто бы только ожидал нас, пря­мо на нас, ну прямо на нас...».

Устная речь почти всегда имеет более эмоциональный характер, чем письменная. Это ясно видно из примеров, приведенных выше. Если в речи письменной эмоциональ­ность достигается чаще всего при помощи лексических средств, то в устной, наряду с этим широко используются и синтаксические.

Выступает знатная ткачиха Янина Петровна Шевчик на вечере трудовой славы. Вот что она рассказала молоде­жи (запись дословная):

«Я работала на старых станках, очень старых, и они меня слушались. За это мне присвоили звание ударника коммунистического труда. Зарабатывала хорошо. Потом на комбинат пришли новые ткацкие станки. Тот, кто за рубль держался, не захотел идти работать на них, а мы с подруж-

кой пошли, хотя» в знало, что на первых порах потеряем в заработке, но надо же ному-то осваивать незнакомую технику. Находились «доброжелатели», которые говорили:

«Зачем это вам?». А я думала: «Кто же, если не я? Иначе какая я ударница коммунистического труда?»

Скажу вам по совести, вначале дело не очень клеилась. А потом мы взнуздали ставок, разгадали его норов. И вы­работка круто пошла в гору. Две нормы стали выполнять. Теперь многие хотят на эти станки, so их пока еще не хва­тает. Скоро, очень скоро ткачихи получат эту возмож­ность — новое оборудование все время поступает.

Мой вам совет, девчата: думайте о деле, учитесь у на­ших мастериц. Труд вас отблагодарит славой и достатком».

Устная речь всегда гораздо больше и откровеннее обра­щена к слушателю, чем речь письменная к читателю (за исключением произведений эпистолярного жанра и собст­венно писем).

Зритель всегда очень ценит, когда слово направлено не в пространство, а прямо к нему. Поэтому в выступлениях мы находим немало своеобразных форм обращений, кото­рые могут оказаться совершенно излишними и даже назой­ливыми в письменной речи:

«Вот вам применение ультразвука в крашении...»,

«Вы знаете, что пряжу, из которой делают ткань...»,

«Если я к этому добавлю...»,

«Напомню, что звук — это упругие колебания...».

Еще несколько примеров обращений из другого вы­ступления:

«Ну вот, представьте себе... Раннее утро, слышны голо­са проснувшихся птиц»,

«Вас поразит, товарищи, простор этих степей...»,

«Те из вас, которые увидят эти озера...»,

«Ну, хочу познакомить вас с традициями...».

Однако если этот прием используется для искусствен­ного оживления, он не только ничего не дает, но часто и портит материал.

Между тем даже в случаях, когда необходимо передать очень серьезное, сложное содержание, автор может найти такую форму обращения к слушателям, которая облегчит им восприятие текста.

Вот один из таких примеров:

«Но что такое эксплуатация наемного труда? Ответ на этот вопрос дает учение Маркса о прибавочной стоимости. Рассмотрим некоторые основные положения этого учения.

Возьмем, к примеру, капиталиста, владельца денег, ко­торый намерен производить хлопчатобумажную ткань. С этой целью он строит помещения, закупает необходимые машины, оборудование...».

То, что автор этой консультации обращается прямо к своим слушателям, изучающим политическую экономию, помогает лучшему восприятию материала, который изла­гается.

С обращениями в речи тесно связан и другой момент — завязывание общения с аудиторией. Выступающий может сделать слушателей более активными, установить с ними более тесный контакт с помощью приемов, которые срав­нительно редко встречаются в печатных текстах:

«Что? Наверное, не все согласны со мной...»,

«Задумались ли вы над тем...»,

«Надо думать, вы заметили, что...».

Установлению общения со слушателями помогает ис­пользование вопросов и ответов:

«Государственный план — непреложный закон. Но мо­жет ли хозяйственный руководитель сказать: я план вы­полняю, и с меня этого достаточно? Ни в коем случае. Ведь никаким планом не учесть всех внутренних резервов...»,

«Как же получить высокий урожай трав? Меня часто спрашивают об этом. И я всегда напоминаю: подбирайте лучшие сорта...».

Иногда можно просто разговаривать с собеседниками. Но нельзя превращать поиски оживления речи в само­цель. Все средства должны быть обусловлены жанром ве-

чера, его содержанием, конкретной задачей воздействия на аудиторию. I

Предложения в устной речи значительно более корот­кие, чем при письме. Нельзя применять такие сложные фразы, которые не произносятся за два-три выдоха, и упо­добляться тому образованному немцу, о котором Марк Твен писал, что когда он нырял в воду с американского бе­рега Атлантического океана, произнося при этом первое слово предложения, то с последним словом он выплывал к европейскому берегу.

Важно следить за ритмо-мелодическим рисунком тек­ста, избегая излишних скоплений гласных или согласных звуков, применения одних кратких или одних длинных слов и предложений.

Созданию нужного темпа, ритма речи часто мешают труднопроизносимые слова и фразы. Помня об этом, сле­дует учитывать также, что отдельные части текста читают­ся с различной быстротой. Особенно мешают длинные и сложные по своему построению фразы, когда действие, со­бытие, описываемое в тексте, развивается стремительно, идет к кульминации или развязке.

Сценарист должен добиваться простоты синтаксических конструкций для устных выступлений.

«Участники нашего семинара делятся передовым опы­том внедрения новой техники, ремонта оборудования, знакомятся с новыми конструкциями металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, с более экономичными ме­тодами сварки».

В этой фразе слишком много слов в родительном и тво­рительном падежах, чрезмерно усложнены связи. Есть ли необходимость здесь в таком синтаксисе? Неужели в этом случае обязательна «наукообразность»? Все это можно из­ложить значительно проще.

Для устных выступлений лучше пользоваться более простыми, близкими к народной речи сочинительными связями, реже (если они обязательны) — подчинитель-

ными. Можно чаще употреблять бессоюзные предложе­ния.

Интересно еще одно наблюдение над устной речью. Злоупотребление эпитетами придает ей явный оттенок «литературности»:

«Белокурый, голубоглазый юноша подошел к остано­вившемуся трактору, наклонился над мощным мотором и внимательно прислушался».

Несколько слов о стилевой характеристике монолога. Каждый монолог должен иметь свой непрерывный строй и быть выдержан в едином стиле, связанном с характером и темой мероприятия, материалом, которым располагает сценарист.

Жанровое разнообразие монологической устной речи в клубных сценариях очень велико. В зависимости от этого меняется и стилевая характеристика монолога. Приведем монолог в стиле сказки:

«Ведущий. Не за синими морями, не за высокими горами, а где-то совсем близко, где дороги дальние желез­ные сходятся в узелок крепкий, жили-были Волк, Козел, Лиса, Заяц и Медведь. Волк на станции сменой руководил, но в сказке он не участвует. Козел составителем поездов работал. Медведь стрелком военизированной охраны слу­жил. А Заяц и Лиса... Впрочем, о них особый разговор. Итак, однажды вечером, когда поездов в парке было ма­ло, присел Козел на бугорок недалеко от линии и, глядя на зарождающийся месяц, размечтался.

Козел. Да-а-а! Сейчас бы капустки на закуску и ба­ба-банку махнуть! Да-а!

Ведущий. Надо сказать, что Козел никогда особой трезвостью не отличался. Более того, он неоднократно при­ходил на ра боту навеселе. Узнает об этом Волк, — и ну от­читывать Козла. А с того как с гуся вода. Пошумит, пошу­мит серый, и все остается по-прежнему».

А вот монолог в стиле спортивного комментария:

— Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в

селе Петровка на стадионе «Смехико». В разгаре... надцатый день соревнований...

...Прыжки в высоту и длину. В этом виде спорта специа­лизируется бригадир третьей бригады Иван Михайлович Сорокин. Рядом с бригадным двором для этой цели уже второй год насыпана гора удобрений, через которую еже­дневно приходится перепрыгивать Ивану Михайловичу. Пока это еще не Валерий Брумель, но если правление кол­хоза не будет мешать этому способному спортсмену, то в скором будущем он добьется значительных успехов...

— Известный марафонец, бегун на дальние дистанции Петр Скосарев. Спортивный темперамент не позволяет ему долго сидеть на одном месте. Только за прошедший спор­тивный сезон он сменил четыре места работы и сейчас снова находится в бегах...

Еще один монолог, написанный в виде рассказа экскурсовода:

«Дорогие товарищи! Вы присутствуете на открытии выставки, где демонстрируют свое высокое искусство «ма­стера-передвижники»: передвигаясь по территории завода, они жертвуют своим рабочим временем... Одной только ловкостью рук и небольшими манипуляциями заставляют исчезать материалы... Вот мотор от мотороллера, капиталь­но отремонтированный... Рядом другой экспонат—лод­ка...». (В этой сценке были названы имена расхитителей социалистической собственности).

Иногда в сценарии клубных мероприятий включается стихотворный монолог:

«Ведущий.

Календарный обычный листок—

День обычный,

Обычная дата.

В окнах гаснут полоски заката...

Подведем же работы итог.

Что сегодня свершили мы с вами,

Заслужил кто сегодня почет?

И какими большими делами

Экскаваторный славен завод?»

Стихотворный монолог помогает внести в сценарий эмо­циональность, иногда необходимый ритмический рисунок. Но со стихами нужно быть особенно осторожным. Лучше использовать хороший прозаический текст, чем плохие стихи.

В театрализованных вечерах, представлениях, пьесах, фильмах встречаются монологи действующих лиц. Они идут не от автора и поэтому связаны по содержанию и сти­лю с определенным персонажем, являются продолжением диалога действия, происходящего на сцене.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал