Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация сюжета
Разработка сюжета — это уже область не клубной, а театральной и эстрадной драматургии, достаточно известная в профессиональном искусстве. Между прочим, клубные драматурги, если не могут соревноваться с театральными, то с эстрадными свободно вступают в спор. Ведь успехи клубной и особенно студенческой эстрады известны не меньше, чем достижения профессиональных коллективов, и лучшие эстрадные авторы нередко начинали свою деятельность в клубных учреждениях. Как же работать над сюжетом? Построение сюжета целого вечера или отдельного его эпизода — один из важных этапов создания сценария, работа творческая, требующая знания материала и незаурядной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существует. Даже если сценарист разрабатывает какой-нибудь известный сюжет, он трансформирует его для решения своей темы, задачи конкретного воздействия на публику. Принципы построения сюжета. Расскажем о двух принципах: литературно-повествовательном и драматическом. В первом случае сюжет раскрывается в основном описательными средствами, способом рассказа. Один или несколько исполнителей сообщают о каком-либо событии, факте, конфликте, происшествии. Иногда рассказ идет в лицах, но на сцене не показано само событие, оно не происходит на глазах у зрителей. Здесь все дается от имени автора, от лица повествователя (повествователями являются и различные персонажи). Если вы задумали литературно-музыкальную композицию, персонажи, их характер подсказываются выбранными литературными произведениями. Можно вводить новые персонажи — автора или современного читателя, современного критика; в музыкальных представлениях — композитора или слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой. Все это может быть в жанре литературного повествования, не предполагающего перевоплощения исполнителей в своих героев и сохраняющего манеру одного или нескольких рассказчиков. При использовании драматического принципа основное. действие, событие восстанавливается или создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Герои такого представления не рассказывают, а действуют. Особое значение здесь приобретают характеры и обстоятельства, поведение персонажей в определенной ситуации. Драматизированное представление требует иного состава действующих лиц. Каждое из них — определенный характер (исполнители полностью отождествляются с персонажами сценария), имеют свои внешние, наблюдаемые зрителем особенности. Для того чтобы герои начали действовать, сценарист создает сценическую ситуацию, сталкивает их характеры в героико-драматической или комедийной борьбе. Развитие сюжета зависит от исходного конфликта, от линии поведения героев, новых обстоятельств, возникающих перед ними. Известные литературные произведения в этом случае требуют инсценировки, а оригинальный замысел воплощается в сценарную форму, близкую к пьесе. В драматическом жанре прежде всего нужно найти определенные черты персонажей. Если у героя вашего сценария нет своего, ярко выраженного характера, если он не вступит в конфликт, в действие, ему нечего будет делать в. сценарии. Два действенных характера в острых обстоятельствах — это уже драматический конфликт. Если персонажи в равной мере добиваются одного и того же, если их цели все время совпадают, то в сценарии не получится конфликта. Нужно создать ситуацию, в которой действия одного станут противодействием для другого. Но не заставляйте ваших героев совершать то, что несвойственно их характерам, иначе они получатся расплывчатыми, неопределенными.
Чтобы проявить в сценарии свое авторское отношение к событиям, можно принять сторону одного из героев, отстаивать его правоту, утверждая вместе с ним все передовое, общественно полезное. Для этого делают явными мотивировки поступков персонажей, показывают соображения, которые ими руководили. Все раскрывается в основном в диалогах и действии. Важное значение имеет обстановка действия. Будучи удачно выбрана, она придает событию большую выразительность. О литературных приемах построения сюжета. Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику. Однако их различие не исключает возможности применения при их использовании одинаковых приемов построения сюжета. Какие же это приемы? Среди них сюжет-сопоставление — сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций. Например, тема подвига в гражданскую. Отечественную войну, в годы пятилеток. Действие может развиваться параллельно или последовательно, в одном или нескольких местах. Часто встречается прием сопоставления, по контрасту (передовой и отстающий цехи, прошлое и будущее). Существует еще прием аналогии. Рассказывается или разыгрывается случай, аналогичный документальному, исходному. В выступлениях агитбригад и «живых газетах» встречается аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей. Этот прием можно развить до сюжета-метафоры. Например, при инсценировке произведения М. Горького «Буревестник» революция отождествляется с бурей, а в другой программе освобождение от немецко-фашистских захватчиков показано как приход весны, восход солнца. Образ движущегося поезда часто используется как метафора движения к светлому будущему — коммунизму, «зеленая улица» означает бесперебойное движение, а красный сигнал — брак в работе.
Метафорическое построение сюжета обычно украшает вечер или представление. Яркость, образность — всегда залог успеха. Но хочется предостеречь клубных сценаристов от частого употребления одних и тех же метафор. Это снижает их ценность. Нужно уметь находить новые поэтические образы. Еще одним приемом построения сюжета служит сюжет-гипербола. Он основан на значительном преувеличении события, ситуации, факта, определенной черты характера. Так, для «героя», привыкшего к авралам, сценарист может остановить во всем мире время, для лентяя—превратить все предметы в одеяла и подушки, для пьяницы — в бутылки. Ситуацию ожидания в приемной можно растянуть на века и заставить правнуков сменить в качестве просителей своих предков и т. д. Применение гиперболы не исключает использования других названных выше приемов построения сюжета и в сочетании с ними придает действию особенно обостренный характер. Одной из разновидностей построения гиперболического сюжета является прием доведения до логического абсурда каких-либо действий или ситуаций. Если в цехе установлены излишние формальности, связанные с получением инструмента или материалов, агитбригада, логически продолжая «бюрократические нововведения», показывает в своем выступлении, что без бумажки в цехе нельзя сделать и шагу. В данном случае нарушение логики, здравого смысла приводит к абсурду: человека надо как конфету уложить в обертку, и каждый раз при встрече с другим человеком у него на обертке будет появляться печать или подпись. Так становится ясной неразумность, нелогичность и антиобщественность некоторых действий людей, мешающих введению научной организации труда, проявляется здоровое критическое начало, способствующее развитию производительных сил общества. Сатирический, пародийный сюжет строится на обостренных и обобщенных конфликтных ситуациях или столк- новениях персонажей на сцене, в которых отражается идейно-тематический замысел сценариста. В одном из клубов г. Жданова прошло эстрадное представление. В сцене «Загадочная болезнь» участвовали «друзья» безвременно умершего человека. Авторы не случайно называют этих в общем хороших и добрых персонажей «могильщиками». Ведь это они сначала уговаривали совершенно непьющего друга прикоснуться к рюмке, а потом по-дружески обильно потчевали его водкой или частенько устраивали банкеты и торжественно поднимали заздравные чаши за благополучие близких и тем самым, желая ему только добра, незаметно свели человека в могилу. Такой поворот темы о пьянстве заставил многих зрителей задуматься, не являемся ли мы подчас невольными и, к несчастью, равнодушными свидетелями гибели близких людей. В клубной практике встречаются различные пародийные сюжеты, даже в оперном и балетном жанре. В пародийной опере используют популярные мелодии, на которые пишут новые тексты местного содержания. Постановка пародийного балета дает возможность создать в пластике сатирические образы реальных людей. Задача сценариста состоит в том, чтобы, используя пародийный ход, не утерять основной идеи и темы, объекта сатиры, как правило, местного факта, конкретных лиц. Аллегорические и гротесковые представления допускают введение в качестве действующих лиц абсолютно условных персонифицированных понятий и образов, например таких, как Прогресс, Экономика, Завод, Рабочий, Крестьянин, Радость, Война и другие. В театрализованном представлении, подготовленном силами самодеятельных кружков детского сектора, литературных героев сменяют аллегорические персонажи: Двойки, Единицы, Скука, Лень. В поединок с ними вступают Пятерка, Четверка, Выдумка, Веселье и в литературном диалоге побеждают своих противников. Предварительная композиция и план сценария Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, можно приступить к составлению его плана в виде записи по порядку наименований эпизодов. Для этого следует предварительно распределить отобранный материал в соответствии со сценарным или сюжетным ходом и обозначить границы эпизодов. Работая над планом театрализованного вечера, подумайте о том, как ввести зрителя в обстановку действия и познакомить его с действующими лицами, то есть наметить часть сценария, которая называется экспозицией. Нужно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие действия (завязку), продумать его движение к высшей точке напряжения (кульминации) и дальше, к развязке. Развязку, или финал, не стоит затягивать: она должна следовать вскоре за кульминацией. При разработке театрализованного сюжета продумывают состав действующих лиц, их функции, то есть нагрузку, которую они несут в развитии действия для осуществления основного замысла. План по эпизодам. При составлении плана по эпизодам нужно следить за тем, чтобы среди них не было таких, которые выпадают из основного русла рассказа, уводят его в сторону, задерживают, тормозят действие. Не должно быть повторов, однообразия ситуаций, обстановки действия. Что же такое эпизод? Хореографический коллектив Дома культуры Великолукского локомотиво-вагоноремонтного завода задумал использовать сюжет известной пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Сценаристы взялись за работу. Работая над планом, они долго и тщательно выбирали эпизоды, которые без искажения пьесы могут быть выра- жены средствами хореографии. В конце концов он принял следующий вид: 1. Пролог — матросский полк на корабле. 2. Первая встреча Комиссара с матросской вольницей. 3. Заговор против Комиссара. Первые попытки установить порядок на корабле. 4. Эпизод со старухой, потерявшей кошелек. 5. Прощальный бал на корабле. 6. Полк идет в поход. Бой. 7. Объяснение Комиссара и Алексея. 8. Столкновение Вожака и Сиплого с Алексеем. 9. Расстрел Вожака. 10. Появление анархистов. Предательство Сиплого. 11. Матросы в плену. Сиплый совершает еще одно предательство — выдает Комиссара. 12. Матросы идут на выручку попавшим в плен. 13. Алексей убивает Сиплого. Выносит замученного Комиссара. 14. Комиссар умирает. Матросы несут Комиссара как знамя, как символ победы. В приведенном плане обозначены эпизоды. Каковы характерные черты эпизода? Можно ли считать им отрезок или несколько отрезков действия, развивающегося в каком-либо одном месте. Если расчленить сюжет по местам действия, он распадется не на эпизоды, а на сцены. Сцена зависит от места действия, эпизод — нет. Он выделяется относительной законченностью действия, представляет завершенный круг событий, имеющих отчетливое начало, продолжение и конец. В сценарии может быть один или несколько эпизодов. Каждый из них больше или меньше сцены, иногда их границы совпадают. Посмотрите, как развивается действие в приведенном здесь плане. Первые два эпизода — экспозиция; третий — завязка; до двенадцатого — развитие действия с неожиданным обострением ситуации, поворотами сюжета; кульми- нация—смерть Комиссара. И сразу же следует финал. Конструкция сюжета видоизменилась, появился каркас новой композиции, который характерен не для драматического жанра, а для хореографии. Монтаж эпизодов-аттракционов. Часто клубный вечер, представление составляются из отдельных номеров, страничек, сценок. В этом случае в задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии отдельного звена. В цепи развития общего сюжета оно тоже должно иметь самостоятельную завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Концертный номер, страничка устного журнала, сценка в «живой газете» представляют собой законченные миниатюры, или эпизоды-аттракционы. Завершенность, относительная самостоятельность любого из них не мешает, а наоборот, помогает созданию драматургии вечера в целом. Лучшей демонстрацией этого приема служит замысел тематического вечера или театрализованного обозрения, включающего концертные номера и выступления разных жанров. Наиболее привычным для клубных работников является в данном случае принцип построения концертной программы. План обычно составляется из того расчета, что каждый номер — эпизод. Значит, можно предварительно распределить материал по характеру и виду выступлений.
Виды выступлений Количество подготовленных но- меров
Художественное слово… 4 Вокал..... 5 Пантомима.... 3 Хореография… 5 Хор....... 4 Фильмы..... 2 Сцены из спектаклей… 2
Следующий этап — составление программы, в которой чередуются номера разных жанров: 1. Хор. 2. Художественное чтение. 3. Вокал. 4. Балет. 5. Сцена из спектакля (в концертном исполнении). 6. Народный танец. 7. Выступление эстрадного оркестра. 8. Пантомима. 9. Выступление солистов в сопровождении эстрадного оркестра. 10. Эстрадный танец. 11. Скетчи. 12. Массовый хореографический номер. Подготовив программу, клубные работники намечают, между какими эпизодами-номерами пройдут интермедии, репризы, тексты ведущих (учитывается необходимость различных перестановок на сцене). Если это не тематическая композиция, программа идет своим чередом, а конферанс развивается сам по себе. Прямая связь между общим замыслом и последовательностью номеров не обязательна. Важны только необходимые переходы. Монтаж тематических эпизодов. В тематических вечерах эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), с развитием (раскрытие темы) и концом (завершение, вывод). Это драматургическое построение приемлемо для художественного, а также документального и научно-популярного материала. Рассмотрим такой пример. Сценаристы задумали клубный вечер, посвященный пропаганде медицинских знаний. Поговорили с врачами, но ни один из специалистов не удовлетворил их: материал врачи излагали квалифицированно, употребляя множество
медицинских терминов, однако все это было мало интересно, более того — скучно. Тогда возникло решение сделать сценарий по известной популярной книге писателя М. Поповского «Панацея — дочь Эскулапа». В этой книге рассказывается о трудах советских фармацевтов и химиков, обогативших медицину новыми эффективными лекарствами. Среди местных врачей нашлись специалисты, увлеченные возможностями медицины, открывающимися в результате исследований советских ученых. Появился и литературный, и фактический материал. Оставалось найти его интересное драматургическое воплощение. Решили начать вечер с древних легенд о целебных бальзамах. Мечта человечества о лекарствах от всех болезней нашла проявление во многих легендах: об Эскулапе и его дочери Панацее, о знаменитом бальзаме Фьерабраса, упоминаемом в романе Сервантеса «Дон Кихот», склеивающем человека, разрубленного на части, и т. д. Этот эпизод — экспозиция, или введение в тему вечера. Затем шел рассказ о том, что через триста тридцать три года после выхода главы романа Сервантеса, где говорилось о бальзаме Фьерабраса, в ленинградской лаборатории профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Н. В. Лазарева, занимающегося разработкой лечебных препаратов, были получены лекарства, активно ускоряющие заживление ран, и средства от болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. Сообщение о них вызвало огромный интерес во всем мире. Данный эпизод — завязка. Задача сценариста — удержать внимание зрителей на протяжении всего сценария. А это значит не рассказывать сразу обо всех открытиях, распределить их по степени интереса к ним публики. Слово дается одному из фармакологов, который говорит о профессоре Николае Васильевиче Лазареве, его талантливых учениках, постепенно подводя к открытию ими дибазола, оказавшегося универсальным средством, описан-
ным в книге М. Поповского. Этот эпизод — начало развития темы. Затем короткая дискуссия между врачами и фармакологами о пользе целебных трав, аргументированные короткие диалоги защитников и противников народной медицины. Как дальнейшее развитие темы — рассказ о феноменальных, уже изученных действиях многих трав и таблицах степени их воздействия на организм человека. Показываются диапозитивы — знакомые зрителю и широко распространенные в родной природе травы. Сообщения врачей об их целебном действии, доказанном современной наукой, производят на публику большое впечатление. Кульминация вечера, задуманная сценаристами, — эпизод с появлением бывших больных, излеченных в поликлинике препаратами, созданными школой Н. В. Лазарева. В заключение один из врачей — последователь школы Н.. В. Лазарева ответил на многочисленные вопросы собравшихся, которые, в свою очередь, вспомнили немало средств, применяемых в народной медицине при различных болезнях. Вечер вызвал большой интерес. В конце его ведущий объявил как вывод, что все сказанное может оказаться полезным только при консультации врачей и они организуются в клубе регулярно, по пятницам. Итак, вечер был интересно задуман сценаристами, его в диалогах разыграли сами врачи, не переодеваясь, не изображая персонажей романов и легенд, без привлечения профессиональных артистов и художественной самодеятельности. Их выступления удачно дополнялись диафильмами и диапозитивами. В тематическом вечере между эпизодами — номерами нужна смысловая связь. Такие вечера бывают интересными и без сквозного хода, если каждый последующий номер продолжает и развивает тему предыдущего.
Принцип блоков. Есть другой принцип построения вечера. Он удобен для сценариста, если в его распоряжении много номеров — эпизодов, близких по теме и материалу, а иногда по жанру. Рассмотрим два варианта плана вечера «Мир победит войну». В приведенном здесь первом варианте дается построение по тому принципу, который описан в предыдущем разделе. 1. Международный обзор. 2. Песни о мире (исполняет хор). 3. Выступление рабочего, побывавшего в Чили в тот период, когда у власти было правительство С. Альенде. 4. Документальный фильм (или фрагмент фильма). 5. Выступление агитбригады «Молодость против империализма».. 6. Фрагменты фильмов (борьба молодежи капиталистических стран). 7. Сцена из спектакля (о борьбе против империализма). 8. Песни, протеста в исполнении оркестра с солистами. Возможен и другой вариант - по принципу тематических блоков—эпизодов. В этом случае предварительная схема меняется. В соответствии с ее развитием и сценарным ходом намечены другие эпизоды.
Трагедия Чили
Письмо из застенка (завязка вечера). Выступление рабочего, побыва- вшего в Чили. Стихи П. Неруды. Документальный киносю- жет. Империализм насаждает фашистские режимы и расо- вую дискриминацию Стихи о ЮАР. Отрывок из программы агитбригады. Песни американских негров.
|