Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О сценической условности
Еще одним важным компонентом замысла можно считать определение жанра будущего мероприятия. Авторам сценария еще в стадии замысла важно решить, в каком плане они будут готовить намеченное мероприятие: документальном, с элементами художественной театрализации или каком-то ином. Может быть, основной задачей станет научная популяризация определенных фактов, явлений. От этого зависят не только последующее воплощение сценария, но и основные принципы тематического анализа и отбора материала, построение сюжета и драматургия сценария в целом. Документальные средства. Широкое распространение в учреждениях культуры получили мероприятия, основанные на документальной условности. Это встречи с интересными людьми, беседы за круглым столом, документальные тематические и киновечера, страницы устных журналов, вечера, посвященные памятным, историко-революционным датам, связанные с военно-патриотической тематикой, дни рабочих династий, семейные вечера, митинги, манифестации, юбилеи и т. д. От того, насколько интересны факты, документы и события, зависит успех клубного мероприятия. Никакие украшательства, режиссерские выкрутасы не спасут, если отсутствует свежая информация, не приглашены люди, с которыми хотели бы познакомиться зрители, — хорошие рассказчики, ораторы, — не подобраны документальные киноматериалы, материалы для диапроекции. Зритель должен быть захвачен реальностью происходящего, малейшая подделка, неточность может вызвать протест аудитории. Драматургия факта известна нам по лучшим образцам журналистики, документального кино. Есть специфический опыт и в клубной драматургии. Фантазию авторов сценария в этом случае следует направить на использова- ние реальных событий для воздействия на чувства и мысли людей. Научная популяризация в клубе. Есть в клубной практике научно-популярные вечера. Главное при подготовке их сценариев — не делать популяризацию самоцелью, чтобы интерес к науке и технике не подменялся стремлением к образному воплощению темы. Среди основных видов клубных научно- и технико-пропагандистских мероприятий можно назвать такие: встречи по профессиям, по вопросам науки, техники, устные журналы (научно-популярные страницы), вечера передового опыта, изобретателей и рационализаторов, клубов кинопутешествий, вечера из цикла «Наука смотрит в будущее», «Новости техники», «Техника за рубежом» и другие. Следует отметить, что эти мероприятия не имеют ничего общего с технической учебой представителей разданных профессий, которую предприятия часто проводят в помещении рабочих клубов и где учебные занятия идут по своим программам и представляют интерес только для нескольких десятков постоянных слушателей. Научно- и технико-пропагандистские вечера ставят своей целью популяризацию научных и технических знаний, расширение научного и технического кругозора трудящийся, пробуждение у них интереса к экономике, новым техническим достижениям, то есть посвящены вопросам, которым Коммунистическая партия придает сейчас очень большое значение в воспитании трудящихся. Здесь важно найти увлекательную форму подачи материала. Непременные отличительные черты таких вечеров—передовая научная и техническая мысль и популярность изложения. Первое нацеливает сценариста на подбор интересного материала, особенно актуальных проблем, изучение литературы, беседы с учеными. Второе — на поиски средств популяризации. Художественная театрализация. В театрализованных клубных мероприятиях сценарист не стеснен рамками документальности и может воспользоваться любой условностью, любыми художественными средствами, которые подскажут выбранная им идея и авторская фантазия. Исходный документальный материал обрастает вымыслом. Так готовятся театрализованные вечера я обозрения, тематические программы художественной самодеятельности, сатирические выпуски «живой газеты», литературно-музыкальные композиции, альманахи искусств, фольклорные вечера и праздники. Эти и другие подобные им мероприятия иногда сохраняют условность различных жанров искусства, но в них часто используются отдельные элементы для создания нового жанра, новой условности. Например, в театрализованном концерте каждый номер сохраняет свой жанровый признак. В выступлениях агитбригад, сатирических выпусках «живой газеты» отдельные привычные элементы: слово, пантомима, песня, музыка, танец—как бы выступают в новом качестве, создавая новую условность. Так, в «живой газете», когда рисунок оживает в пантомиме, и она органически соединяется с песней и все это — со словом и музыкой, а затем снова превращается в рисунок и плакат, мы можем не различать каждый из элементов, а воспринимаем новое качество, новый жанр условно оживших газетных страниц. При создании театрализованных представлений в распоряжении сценариста весь арсенал художественных средств драматурга. Ему приходится только учитывать при реализации своего замысла возможности исполнителей и постановочные средства клуба. Массово-игровые мероприятия. Основной особенностью массово-игровых клубных мероприятии является то, что исполнителями сценарного замысла становятся сами зрители, приглашенные в клуб. Игры часто используются как часть больших вечеров в дополнение к основной программе. Почему-то нередко считается, что эта форма может существовать в клубе только как развлекательная, хотя именно она позволяет максимально поднять активность зрителей при осуществлении любых, даже самых серьезных тематических замыслов. Задача сценариста — предложить публике такие условия игры, которые помогли бы раскрытию основной темы мероприятия. К сожалению, клубные работники пока еще редко пользуются этой возможностью и приучили публику к пассивному созерцанию происходящего. А ведь именно активное участие аудитории во всем, что происходит в клубе, и составляет специфику учреждения культуры. Массовые игры почему-то принято проводить только в фойе, хотя известно, что и в зале во время вечеров можно использовать элементы игры или даже построить всю программу на ее условиях. Например, однажды на вечере отдыха молодежи концерт вел не конферансье, а массовик, который чередовал номера программы с веселыми играми. Вечер стал намного интереснее, зрители, собравшиеся в зале, оказались активными его участниками. Массовые игры в основном разрабатываются для детских утренников, вечеров игр, танцев, аттракционов, для балов, карнавалов, маскарадов, праздников русской зимы, Массовых гуляний. Хотелось бы рекомендовать сценаристам всячески расширять область применения этой чисто клубной формы работы. Определение жанра клубного вечера. Многообразные клубные мероприятия строятся по принципу условности. Их сценаристы, режиссеры, организаторы как бы уславливаются со зрителем, какими средствами они будут ноль зеваться для воплощения своего замысла. Зритель охотно принимает любую условность, когда ее язык понятен, конечно, если авторы остаются в пределах данной условности и не задают неразрешимых загадок, В театрализованном представлении сценарист или режиссер может решить, что никакого оформления сцены не будет: один кубик изображает стул, другой стол, три кубика — ступени. И это станет своеобразной условностью. Можно отметить в сценарии, что в левой части сцены выступают герои Великой Отечественной войны, в центре на экране демонстрируются фильмы о войне, а в правой части предусмотрено место для актеров. Зритель в этом случае не спутает документального героя с артистом, одетым в определенный костюм или форму. Он принял условность, и требует только одного: чтобы она не нарушалась. Устойчивые условности, которыми пользуются многие авторы, режиссеры в различных клубных и зрелищных учреждениях, связаны с понятием определенного жанра. Все знают, что журнал — продукция литературная и типографская, но так уж принято, что на сцене клуба программа, состоящая из отдельных тематических эпизодов—страничек, построенных по принципу «обо всем понемногу», называется устным журналом. Здесь совсем необязательно должна быть общая тема. Главное — разнообразие и актуальность: международное обозрение сменяется короткометражным фильмом об экономике СССР, новости музыкальной жизни — пантомимой, рассказ о спортивных., достижениях — юмористической страницей. В некоторых клубах пытаются строить такие журналы лишь на выступлениях артистов-профессионалов или участников самодеятельности, нарушая при этом основной Принцип данного жанра. В результате получается обычный концерт, который требует соответствующего темпа, конферанса и т. д. Если же каждый артист, перед тем как выступить, расскажет о своем творчестве или кто-либо будет рассказывать о нем, — все превращается в альманах или лекторий об искусстве. Границы жанра так же условны, как и сами жанры, но нарушение этих условностей создает путаницу, зритель перестает понимать, на что он попал и, обманувшись в своих надеждах, теряет интерес к происходящему. Можно воспользоваться условностями, которые еще не стали общепринятыми, например провести вечер-очерк, вечер-сказку или создать сценарий в каком-либо другом жанре. Тогда в первом случае сценарист строит действие,
аналогичное документальному жанру очерка, известному в журналистике, используя документальное кино или съемки кинолюбителей, выступления очевидцев или самого героя очерка. На вечере-сказке современный материал требует сказочно-фольклорной интерпретации, аллегорического текста, соответствующего состава исполнителей. Иногда интересные результаты получаются при сочетании различных жанров. Документальным материалом можно воспользоваться для создания художественного образа, а художественные иллюстрации включить в ткань документального вечера, не нарушая основной условности» направленности задуманного. В этих же случаях, как уже отмечалось, часто уместны массово-игровые средства. Опыт других искусств. Для того чтобы создавать новые клубные жанры, сценаристу надо знать условности литературных жанров — эпического, лирического, драматического. Богатейшим арсеналом средств клубного сценариста является условность театра — одного из самых древних искусств. Он может воспользоваться многолетним опытом мастеров советской эстрады. Некоторые принципы сценарного построения хороши для чисто клубных жанров: театрализованных представлений, выступлений агитбригад, ведения концертных программ и т. д. Авторы сценариев могут многое почерпнуть из документальной, научно-популярной литературы, периодической печати. Клубному сценаристу полезно, знать также практику киноискусства и кинодраматургии. Ведь сценарий клубного представления по своей форме близок как к эстрадному, так и к кинематографическому. Построение сюжетов, приемы сценарной работы, теоретические разработки основ научно-популярного и документального сценария уменьшением роли монологов и диалогов, значительным расширением ремарок, примечаний, характеристик участников — все это клубный сценарист заимствует из опыта кинодраматургии. Полезно знание особенностей изобразительного искусства. Его элементы пригодятся при воспроизведении обстановки действия, использовании сценической площадки, естественных условий улиц, площадей во время подготовки массовых представлений. Иногда атмосфера действия эпохи передается с помощью костюмов, условно-декоративных средств и т. п. Некоторые жанры клубных мероприятий, например, такие как «живые картины», бывают целиком построены на использовании произведений изобразительного искусства, описание которых дается в литературном сценарии. Авторы сценариев клубных мероприятий должны быть знакомы с музыкальной драматургией. Музыка помогает добиться определенного темпа и ритма действия, настроение, эмоциональной окраски, акцентировать внимание на отдельных моментах. Песенное творчество послужит хорошим средством выделения тематических элементов мероприятия, создания поэтического жанра клубной драматургии. Элементы ораторского искусства заложены в текстах, которые готовятся совместно сценаристом и выступающим. Необходимо владеть культурой речи, знать законы внимания, построения устных выступлений, особенности устной речи, ораторские приемы. Не менее важно изучать также различные формы гражданских торжеств. Приемы и средства, используемые при их проведении, должны попасть в арсенал клубного драматурга. Однако их творческое применение не всегда предполагает повторение уже существующих обрядов. Иногда заимствование принципов их построения помогает созданию новых, современных ритуалов. Для подготовки массовых празднеств необходимо знания организационных основ работы с публикой во время массовых гуляний, шествий, манифестаций. В этом отношении полезен опыт организации слетов, спортивных показательных. выступлений, проведения массовых игр.
|