Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДеятельностиСтр 1 из 21Следующая ⇒
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНО-СЦЕНАРНОЙ РАБОТЫ В КЛУБЕ Специфический вид Клубной деятельности В современных условиях все большее значение для улучшения клубной деятельности приобретает литературно-сценарная работа. Необходимость ее совершенствования обусловлена задачами, которые стоят перед культурно-просветительными учреждениями профсоюзов. Главная из них - усиление идейного влияния на аудиторию. Клубные работники стремятся доводить до масс важнейшие решения партии и правительства, содействовать повышению трудовой и политической активности всех слоев населения, мобилизации трудящихся на досрочное выполнение народнохозяйственных планов, воспитывать чувства патриотизма и интернационализма, пропагандировать советский образ жизни, разоблачать чуждую нам буржуазную идеологию. В то же время клубы заботятся об организации культурного досуга населения.
Все эти задачи объединяются при умелой разработке массовых мероприятий, от качества проведения которых во многом зависит влияние клубов на формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, эффективность их помощи коллективам предприятий, строек. совхозов и колхозов в борьбе за ускорение роста производительности труда, обеспечение гласности социалистического соревнования, распространение новейших достижений науки, техники, передового опыта. Подготовка сценария клубного мероприятия предполагает поиски ярких, увлекательных, эмоциональных путей воздействия па аудиторию. Работникам культучреждений часто приходится заниматься составлением сценарных планов тематических вечеров, устных журналов; сценариев праздников, выпусков «живой газеты», выступлений агитбригад; сценарных разработок световых газет, любительских кинофильмов; подготовкой передач местного радиоузла, печатных программ, а объявлений, пригласительных билетов, афиш и т.п. Все это составляет особый вид клубного творчества, методика которого является предметом рассмотрения в данной брошюре. 5
Литературно-сценарная работа в клубе имеет свою специфику. По главным направлениям и задачам она близка, к публицистике и одновременно во многом связана с педагогикой, психологией, использует такие способы воздействия, как изложение, демонстрация, упражнения, внушение,. пример, убеждение, зрелище, развлечение. Литературно-сценарная работа имеет прямое отношение к режиссуре, но не может отождествляться с ней. В клубных условиях, как в театре и кино, предварительное словесное оформление замысла и его последующее режиссерское осуществление остаются самостоятельными областями творчества. Особенности клубного сценария. Каждый вечер в клубе является премьерой. Здесь не может быть готовых рецептов. Не бывает и схем сценариев, свободно переносимых из одного мероприятия в другое. Каждый новый сценарий требует нового построения, особых деталей, своеобразного настроя мыслей, чувств, значительной затраты Труда. Он должен отразить авторское восприятие жизненного материала, основной ход задуманного клубного действия, многие, предварительно увиденные авторами подробности. В нем проявляются не только особенности соответствующего литературного или театрального жанра, но и специфика культурно-массовой работы, нынешние условия деятельности учреждения культуры. С ростом благосостояния народа, развитием средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, многое изменилось и в использовании трудящимися своего свободного времени. Теперь у них нет необходимости, как прежде, выходить из дама для посещения того или иного массового мероприятия. Телевидение развивает клубные формы работы: конкурсы, соревнования, беседы за круглым столом, устные журналы, викторины, обучение бальным танцам и многое другое. Деятельность культучреждения становится возможной только в общей системе массовой информации. Это заставляет клубных работников шире использовать свою специфику общения со зрителем. В отличие от кино, театра и телевидения сценарная работа, в клубе предполагает разработку не только общих, но местных проблем, использование местного материала. Какие же мы знаем виды сценарной работы в клубе? Прежде всего это оригинальные авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решения, повторяют но форме, и содержанию уже известные образцы. Это имеет отношение к сценариям различных мероприятий и любительских фильмов. Другие сценарии (их бывает значительно больше) имеют характер компиляции. Это, как правило, монтажи, составленные из заимствованных эпизодов, текстов, строенных на использовании известных сюжетов. Та работа в меньшей степени авторская» хотя и в ней может проявиться способности сценариста, его оригинальная мысль. Сценарной работой является также подготовка текстов ведущих, выступающих, либретто, программ вечеров. Еще чаще в клубной практике встречаются сценарные планы без подробной разработки. В них также есть элемент творчества. Иногда они являются основой непринужденного разговора со зрителями. Много места отводится в них импровизации. По такому принципу нередко строятся вечера или отдельные их эпизоды. Казалось бы, в их основе нет никакого сценария. Но это только на первый взгляд. Все знают, что вечер не получится, если среди собравшихся не будет специально подготовленных лиц — ведущих, которые б умело направляли разговор, переключали внимание с одного эпизода на другой, сталкивали в дружеском споре заранее намеченных людей, втягивали в действие остальных, предоставляли им возможность выступить. Чаще всего импровизация должна сочетаться с предварительной подготовкой отдельных элементов вечера. Так или иначе это тоже сценарная работа. Ее можно доверить только человеку способному, имеющему высокую квалификацию.
|