Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема авторства в клубе
Как правило, разработка планов и сценариев вечеров приходится на долю клубных работников и активистов. Нередко это бывает коллективное творчество, в нем участвует целая группа людей. Сценарная работа в клубе, как и любой вид творчества, не терпит штампа, серости, скуки и однообразия. Однако при большом объеме организационной, хозяйственной деятельности, необходимости составления перспективных, календарных и других планов, отчетов клубные работники порой не успевают детально разработать каждый вечер, каждое мероприятие. Да и не всякий обладает такими способностями. Как же найти выход из этого положения? В одних учреждениях культуры пытаются создать литературно-творческие объединения самодеятельных поэтов и прозаиков с расчетом на то, что эти группы станут писать сценарии для клубных вечеров. Но, как оказывается на практике, они больше тяготеют к выступлениям в печати, чем к клубным формам и, кроме того, подчас не учитывает имеющейся специфики, не могут работать самостоятельно. В других случаях вечера поручают готовить режиссерам, но знание законов сцены, как правило, оказывается не достаточным для создания интересного сценария. Чаще всего режиссеру необходимы талантливый сценарист или литературно-сценарная группа. Итак, нужны совместные усилия опытных клубных работников и активистов, членов литературных объединений и режиссуры. Сценарный актив клуба. Кого же привлекают в сценарную группу? Авторский актив обычно группируется вокруг агитбригад, редколлегий устных газет и журналов, любительских киностудий, местных радиостудий. Стоит пригласить также тех, кто занимается в кружках и школах массовиков-затейников. Если удастся направить их энергию и фантазию на клубные дела, могут получиться интересные вечера, с выдумкой, неожиданными поворотами. Люди, проявившие способность к литературно-сценарному творчеству, нуждаются в особом внимании клуба; нужно организовать их в единую группу, помочь им овладеть различными формами работы культучреждения, вовремя направить, конкретизировать их замыслы. Возгла- вить это дело может работник клуба с режиссерским обра зованием (режиссерской практикой) или опытный организатор, умеющий руководить творческим активом. Важно иметь в виду, что деятельность литературно-сценарной группы не должна строиться на принципах обыкновенного кружка. Это либо рабочая группа правления клуба, художественного совета, либо творческая группа при директоре. Такое центральное место данного коллектива обусловлено необходимостью его связи со всеми секторами и мобилизации всех работников на осуществление наиболее интересных, одобренных администрацией или правлением клуба сценарных замыслов, требующих совместных усилий, технических и материальных средств. В сценарно-авторскую группу входят обычно штатные и нештатные работники, обладающие необходимыми способностями. Многое зависит от того, сумеет ли группа создать творческую атмосферу в сочетании с высокой ответственностью за каждый вечер, каждое выступление, каждую афишу. Подобная группа была организована, например, в клубе новоусманского райобъединения «Сельхозтехника». В нее вошли преподаватель литературы Владимир Иванович Ярченко, художественный руководитель клуба Владимир Максимович Нефедов, преподаватель музыкального училища Анатолий Павлович Юршин и другие. Иногда сценарии создают и отдельные талантливые авторы. Журнал «Клуб и художественная самодеятельность» сообщал об одном из таких людей — работнике финансового отдела мельзавода № 2 поселка Кепаево Ярославской области Василии Андреевиче Цареве. Царев пишет не только куплеты, но и сценки, интермедии на темы из жизни рабочего поселка, сценарии вечеров. Руководство сценарной деятельностью. Работой культ-учреждений, в том числе и сценарной, руководят партийные и профсоюзные организации предприятий и учреждений. Например, на Барановичской швейной фабрике (Брестская область) клубные работники перед подготовкой сценария приглашаются в партийное бюро. На беседе присутствуют директор фабрики, председатель фабкома, заведующая библиотекой. Речь идет о наиболее актуальных для коллектива проблемах, передовиках производства, опыт которых следует пропагандировать. Представители общественности помогают собирать материалы для клубных вечеров: записывают предложения и пожелания рабочих, руководителей участков и цехов, отдельные выступления на производственных совещаниях, партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях. Забота о развитии клубного сценарного творчества является также делом районных, городских, областных организаций. Необходимо поощрять авторов лучших клубных сценариев, распространять их опыт. Так, для повышения идейно-художественного уровня клубных вечеров Воронежский областной совет профсоюзов и редакция газеты «Коммуна» провели смотр-конкурс на лучший сценарный тематический вечер, посвященный пропаганде решений партии и правительства. Такие же смотры прошли в некоторых других областях и республиках. Чтобы лучше направлять эту работу, следует прежде всего познакомиться с ее основами. С чего же начинается работа над сценарием?
|