Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сценарный ход
Вы определили основные компоненты замысла и решили, что теперь можно последовательно изложить весь сценарий. Попробуйте сделать это, — скорее всего окажется, что многого не хватает. Тема, идея, материал существуют как бы сами по себе, намеченный жанр еще не стал органичным для задуманного вечера, схема его проведения не заполнилась конкретными эпизодами. Каким же образом соединить все компоненты? Некоторые клубные работники начинают излагать тему в идею, как в лекции или на учебном занятии, готовят, текст ведущего или докладчика, а весь зрелищный материал превращают в иллюстрации к докладу. Это характерная ошибка начинающих сценаристов. Нужно помнить, что иллюстративность — большой недостаток клубных мероприятий, что она не способствует органическому слиянию компонентов замысла, лишает вечер эмоциональности, придает ему однообразие и монотонность. Прежде чем приступить к разработке плана сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца мероприятия. Прием ведения вечера, праздника, утренника обычно называют сценарным ходом. Он требует определенного поворота всего материала. Часто используется, например, прием условного путешествия, полета. Это может быть также интересная загадка с разгадкой в конце мероприятия. Зритель будет внимательно следить за распутыванием клубка или логикой рассуждений. Сценарным ходом военно-патриотического вечера станет рассказ очевидца событий, построенный на личных воспоминаниях и дополняемый кино-и фотоматериалами, выступлениями. Для молодежных вечеров, на которых будут и выступления, и ритуалы посвящения в рабочие, и другие моменты, хорошим ходом послужат песни на определенные, заранее намеченные темы. Киновечера часто строятся на следующем приеме: герои или актеры сходят с экрана в зал. Во время международных обзоров неплохо использовать предварительную информацию, имитирующую радиовыпуск «Последние известия». Ее зачитывают за сценой по микрофону, после чего даются комментарии специалистов-международников. Возьмем такой пример: «Раздвигается занавес. В глубине сцены экран, на нем слева фигура красноармейца на коне с лихо поднятой шашкой. На экране кадры: девичья рука аккуратно выводит на листке бумаги: «Прошу принять меня в комсомол». Рука остановилась. Мы видим лицо девушки крупным планом, простое и строгое. Внимательно вглядывается она в написанные слова, беззвучно их повторяя... И как воспо- минание — на экране кавалерийская атака, сопровождаемая песней «Запишите меня в комсомол!» Этот киноматериал был использован как сценарный ход тематического вечера «Запишите меня в комсомол» в челябинском Дворце культуры железнодорожников. Выступления чтецов, хореографических коллективов, хора, массовые сцены — все соединялось повторяющимся кинофрагментом. Требования к сценарному ходу. Сценарный ход как прием ведения вечера должен помогать раскрытию основной темы, заинтересовывать зрителя и, как уже отмечалось, проходить от начала до конца. Некоторые читатели могут подумать, что здесь предлагаются какие-то «дежурные» сценарные ходы на все случаи жизни. Надо сказать: их нет и не может быть. Каждый прием можно использовать, только если он органически вытекает из тематического замысла вечера и подсказан его материалом. Например, при знакомстве с материалом вы столкнулись с тем, что большинство отобранных исторических документов — письма. У вас даже появилось сомнение, сценично ли чтение писем, стоит ли их использовать. А между тем они делают возможным интересный ход. Представьте себе вечер, который ведущий начинает с сообщения о том, что к нему случайно попала пачка старых писем без конвертов, в которых содержатся интересные факты, связанные с историей завода (строительством города, военным временем). После этого ведущий говорит, что он попытался разыскать различные материалы тех лет, фотографии, кинопленки, нашел некоторых старожилов. Уже есть завязка вечера. А развязку (или разгадку) можно приберечь к концу. Если найден такой ход, материал, подаваемый на вечере, становится интереснее. Важно только удержаться в пределах личных воспоминаний свидетелей событий и не сбиваться на общие места и слишком известные факты.
|