Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарный ход






Вы определили основные компоненты замысла и реши­ли, что теперь можно последовательно изложить весь сце­нарий. Попробуйте сделать это, — скорее всего окажется, что многого не хватает. Тема, идея, материал существуют как бы сами по себе, намеченный жанр еще не стал орга­ничным для задуманного вечера, схема его проведения не заполнилась конкретными эпизодами.

Каким же образом соединить все компоненты? Некоторые клубные работники начинают излагать тему в идею, как в лекции или на учебном занятии, готовят, текст ведущего или докладчика, а весь зрелищный мате­риал превращают в иллюстрации к докладу. Это харак­терная ошибка начинающих сценаристов. Нужно помнить, что иллюстративность — большой недостаток клубных мероприятий, что она не способствует органическому

слиянию компонентов замысла, лишает вечер эмоциональ­ности, придает ему однообразие и монотонность.

Прежде чем приступить к разработке плана сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца мероприя­тия.

Прием ведения вечера, праздника, утренника обычно называют сценарным ходом. Он требует определенного по­ворота всего материала. Часто используется, например, прием условного путешествия, полета. Это может быть также интересная загадка с разгадкой в конце мероприя­тия. Зритель будет внимательно следить за распутыванием клубка или логикой рассуждений.

Сценарным ходом военно-патриотического вечера ста­нет рассказ очевидца событий, построенный на личных воспоминаниях и дополняемый кино-и фотоматериалами, выступлениями.

Для молодежных вечеров, на которых будут и выступ­ления, и ритуалы посвящения в рабочие, и другие момен­ты, хорошим ходом послужат песни на определенные, за­ранее намеченные темы. Киновечера часто строятся на следующем приеме: герои или актеры сходят с экрана в зал. Во время международных обзоров неплохо исполь­зовать предварительную информацию, имитирующую ра­диовыпуск «Последние известия». Ее зачитывают за сценой по микрофону, после чего даются комментарии специалистов-международников. Возьмем такой пример:

«Раздвигается занавес. В глубине сцены экран, на нем слева фигура красноармейца на коне с лихо поднятой шашкой. На экране кадры: девичья рука аккуратно выво­дит на листке бумаги: «Прошу принять меня в комсомол». Рука остановилась. Мы видим лицо девушки крупным планом, простое и строгое. Внимательно вглядывается она в написанные слова, беззвучно их повторяя... И как воспо-

минание — на экране кавалерийская атака, сопровожда­емая песней «Запишите меня в комсомол!»

Этот киноматериал был использован как сценарный ход тематического вечера «Запишите меня в комсомол» в челябинском Дворце культуры железнодорожников. Вы­ступления чтецов, хореографических коллективов, хора, массовые сцены — все соединялось повторяющимся кино­фрагментом.

Требования к сценарному ходу. Сценарный ход как прием ведения вечера должен помогать раскрытию основ­ной темы, заинтересовывать зрителя и, как уже отмеча­лось, проходить от начала до конца.

Некоторые читатели могут подумать, что здесь пред­лагаются какие-то «дежурные» сценарные ходы на все слу­чаи жизни. Надо сказать: их нет и не может быть. Каж­дый прием можно использовать, только если он органиче­ски вытекает из тематического замысла вечера и подска­зан его материалом.

Например, при знакомстве с материалом вы столкну­лись с тем, что большинство отобранных исторических документов — письма. У вас даже появилось сомнение, сценично ли чтение писем, стоит ли их использовать. А между тем они делают возможным интересный ход.

Представьте себе вечер, который ведущий начинает с сообщения о том, что к нему случайно попала пачка ста­рых писем без конвертов, в которых содержатся интерес­ные факты, связанные с историей завода (строительством города, военным временем). После этого ведущий говорит, что он попытался разыскать различные материалы тех лет, фотографии, кинопленки, нашел некоторых старожилов. Уже есть завязка вечера. А развязку (или разгадку) можно приберечь к концу.

Если найден такой ход, материал, подаваемый на ве­чере, становится интереснее. Важно только удержаться в пределах личных воспоминаний свидетелей событий и не сбиваться на общие места и слишком известные факты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал