![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство рассказчика
Для того чтобы подготовить интересный сценарий, нужно научиться увлекательно рассказывать. Хороший рассказчик не пытается воспроизвести все подробности. Он даст возможность своему собеседнику додумать то, что легко подразумевается, пропуская моменты, которые не являются существенными или уводят мысль в сторону. Новую информацию, новые сведения он расходует экономно, не стараясь выложить все сразу. Восприятие человека имеет границы, существуют пределы для слуха и зрения, причем ученые установили, что пропускная способность зрительного аппарата намного превышает возможности слуха. Для клубного сценариста это означает, что не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух (лекции, беседы, монологи, диалоги), нужно искать наглядный материал, делать вечера максимально насыщенными в
смысле зрительного восприятия. Однако важно помнить, что при попытке дать человеку за короткий срок слишком большое количество информации снижается его способность активно усваивать материал. Вот почему на некоторых лекциях, докладах люди утомляются, перестают слушать выступающего. Иногда это случается и в конце интересного по тематическому замыслу вечера, который слишком затянулся. Перегрузка информацией часто объясняется желанием изложить материал, требующий цикла выступлений, за один вечер или даже в течение времени, отведенного на страничку устного журнала. Другая крайность — недостаток информации, обилие в сообщении общих мест и известных истин. Недостаток информации приводит к так называемому «информационному голоду», который проявляется в клубе в различных формах: шум в зале (собравшиеся восполняют недостаток, обмениваясь собственной информацией), отвлечение по любому поводу, движение в рядах и т. д. Нужно построить вечер так, чтобы не допускать однообразия сообщений, и стараться чередовать материал, различный по характеру, создавая непрерывную смену информации и тем самым элемент новизны, непредвиденности. Современный зритель и слушатель не получит удовлетворения, если он с самого начала знает все, что будет показано на сцене. Он должен активно воспринимать происходящее, решать небольшие задачи, угадывать, ждать наиболее интересного и получать новое постепенно, частями, а не все сразу. Осуществляя запись литературного сценария, важно следить, чтобы каждый эпизод имел определенное эмоциональное воздействие. У сценариста уже есть координаты, по которым он поведет рассказ, он связан с конкретным материалом. Не стоит особенно опасаться, что в данной стадии работы сломаются некоторые предварительно намеченные лишние элементы конструкций: ведь еще раз уточ- няются замысел, сценарный ход, сюжет, план, приходится создавать новые схемы, многое менять. В работе над литературным сценарием очень важно сразу установить верный темп повествования или драматического действия. От этого будет зависеть длительность эпизодов, сценок, характер каждой фразы, произнесенной действующими лицами. Смена темпа в ходе повествования или действия создаст ритмический рисунок сценария. В лирических эпизодах его придется замедлить, в активные моменты действия — ускорить и т. д. Необходимо также следить за постоянной сменой впечатлений, чередованием речевых, музыкальных, шумовых и зрительных элементов. Не стоит стремиться вносить в текст литературные красоты. Лучше работать над словом в другом направлении, добиваясь ясности формулировок, точности передачи авторского замысла, чтобы в дальнейшем люди, которые будут готовить мероприятие, могли без особых разъяснений понять идею сценария. Запись литературного сценария состоит из пяти основных элементов: 1. Описание места действия, оформления, декораций. 2. Монолог. 3. Описание действия. 4. Диалог. 5. Технические замечания. В последующих главах рассмотрим подробно каждый из названных элементов.
|