Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мастерство диалога
Диалог в сценарии тесно связан с действием. Он возникает когда сценаристу нужно показать столкновение разных мнений, интересов, характеров. В основе диалога лежит необходимость участников или действующих лиц вступить в конфликт драматический или комедийный, противопоставить свое состояние, настроение, мнение другому. Без этого диалог не может возникнуть, и наиболее распространенной ошибкой сценаристов является попытка завязать его без учета данных обстоятельств. Разберем пример неудачного диалога: «Губкин (встает). Я хорошо помню, Володя, как ты привел первый тяжеловесный состав... Первый диктор. Говорит почетный железнодорожник, бывший начальник депо Иван Васильевич Губкин. Губкин. Были цветы, был оркестр и первые награды... Луч прожектора с Губкина переходит на машиниста Калинина. Калинин. Я хорошо помню этот день... Второй диктор. Говорит бывший машинист Петр Николаевич Калинин. Калинин. Да, Володя, ты победил тогда в соревновании, привел свой состав раньше меня. Луч прожектора освещает машиниста Трофименко. Трофименко. Но я не скрывал от тебя секретов. Все, что я знал, я передавал тебе, товарищам. Цель была одна — всем освоить передовой опыт! Первый диктор. Говорит бывший машинист Владимир Сергеевич Трофименко». По содержанию здесь все правильно, нет никакого спора, да он и не нужен, поэтому неоправдан и диалог, не стоило превращать заслуженных машинистов в актеров. Все это можно было сказать без излишней театрализации. Большую роль в диалоге играет ситуация. Новые обстоятельства выдвигают новые мотивы разговора, под влиянием которых собеседники переходят от одних вопросов к другим. Можно внести некоторое разнообразие в привычные ситуации или предварительно ознакомить слушателей с обстоятельствами, которые уже известны ведущим. Это достигается путем комментариев: «За нашим круглым столом — председатель колхоза «Красный Октябрь» Василий Викентьевич Журавлев. Как у него идут дела?». Ситуация ясна, в диалоге можно употребить неполные, сокращенные предложения вроде: «А как у вас с яровыми?», «Интересно, как вы этого добиваетесь?..», «Подсолнух уже кончаем». Участники диалога обычно говорят не столько друг с другом, сколько со слушателями, и в форме разговора стараются раскрыть перед ними ту или иную тему. Но поскольку настоящий диалог обязательно должен быть обращением собеседников друг к другу, появляется опасность увлечься беседой, разговором и забыть о слушателях. Часто выручает умелое сочетание диалога с монологом. Ведущий обращается к собеседникам и слушателям в отдельности: с первыми ведет живой диалог, а вторым дает пояснения в форме монолога. Можно договориться с участниками лишь о характере диалога, и они проведут его как импровизацию. Такой короткий диалог будет естественным, придаст вечеру и поведению участников на сцене непринужденность. Попробуйте варьировать этот прием, затевая сначала живой диалог, а затем прерывая его и вводя слушателей в курс дела. В тех случаях, когда нужно провести интервью, задать вопросы участникам вечера, обычно не скрывают, что ведущий уже заранее знает материал и задает вопросы, чтобы и слушатели познакомились с ним. «Ведущий. Кто же построил этот дом? Р а ф и к. Мы с отцом и братьями, всей семьей. Ведущий. А как встретил, праздник, Юлдаш? Юлдаш. Ну, вы знаете, что я учусь в горном техникуме, хочу стать горным мастером...». Такие моменты допустимы. Но все же желательно, чтобы слушатель не ощущал предварительной подготовки диалога. Для развития того или иного тезиса, основной темы или юмористической разрядки в форме диалога хорошую службу сослужит звукозапись. Это не будет театрализацией, так как на сцене сохранится строго документальная атмосфера и такого рода вставки не «театрализуют» самих документальных участников. Существует немало других приемов естественного введения в сценарий диалога. Если участникам документального вечера иногда еще можно помочь написать текст выступления, то диалог в документальном жанре не рекомендуется готовить на бумаге. Даже когда он сделан по всем правилам построения, участники бывают не в состоянии его воспроизвести. Для этого нужно обладать незаурядными артистическими способностями. Как намечается диалог в сценарии? Например, записывается: «После просмотра фильма возникает небольшая дискуссия. В. Котов утверждает, что в этом случае кинолюбители не сумели передать главное в характере знатного токаря С. Куликова. С. Желтко возражает. Он считает, что главное схвачено: это настойчивость, целеустремленность героя документального фильма». Такой же диалог можно наметить по поводу какого-либо местного события, ситуации, заранее определив с участниками, какую позицию они займут. Попробуйте написать условный диалог, примерную желаемую его канву, ознакомившись с которой участники смогут лучше понять сценариста.
|